Формы и типы коммуникации

Коммуникация характеризуется множеством типов и форм, способов, методов и приемов реализации. К основным формам коммуникации относятся дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием но личным вопросам, телефонные разговоры, деловая переписка и др.

Во взаимодействиях внутри социально-экономических систем выделяют вертикальную и горизонтальную коммуникацию.

Вертикальная коммуникация — это обмен информацией между соподчиненными (иерархическими) уровнями структуры управления системой. Такая коммуникация может быть нисходящей и восходящей. В нисходящей коммуникации руководитель реализует свои управленческие воздействия: приказы, распоряжения, предписания, рекомендации и т.п. Восходящая вертикальная коммуникация — это обратная связь между подчиненными и руководителем. Такая коммуникация обеспечивает передачу информации различного функционального назначения: сигналы о возникновении проблемной ситуации на подчиненном уровне управления, официальные отчеты, неформальные сообщения и т.п.

Горизонтальная коммуникация — это коммуникация между паритетными элементами системы, например подразделениями организации, взаимодействие исполнителей и коммуникация между паритетными руководителями в общей плоскости управления. Несмотря на особую значимость вертикальной коммуникации, реализующей иерархический принцип построения структуры управления социально-экономической системой, горизонтальная коммуникация обеспечивает не менее важный принцип координации деятельности элементов системы. Лишь сочетание обоих видов коммуникации образует каркас всей коммуникативной сети.

Среди подтипов коммуникации выделяются следующие:

- коммуникация "руководитель — подчиненный" как индивидуальный процесс межличностного общения, главной особенностью которого является сочетание субординации и непосредственного контакта партнеров по общению (одним из видов такой коммуникации служит взаимодействие руководителя высшего уровня с руководителем нижележащего уровня управления);

- коммуникация "руководитель — руководитель", включающая в себя коммуникацию между руководителями паритетных подразделений и между руководителями различных организаций-партнеров.

Все типы коммуникации объединяет один общий признак — индивидуальный характер непосредственного контакта партнеров по взаимодействию. Взаимодействие в профессиональной деятельности может осуществляться по каналам формальной и неформальной коммуникации. Формальные каналы задает структура управления социально-экономической системой, а неформальная коммуникация реализуется через неформальные связи между сотрудниками, между руководителями и подчиненными, между сотрудниками и внешними контрагентами.

Особую роль в обеспечении неформальных связей играют члены малых неформальных групп с ролевой функцией "связной", аккумулирующие и распространяющие слухи. Слухи в значительной степени формируют социальную микросреду, во многом определяют общественное мнение, влияют на деятельность сотрудников организаций, их статус и репутацию. Несмотря на стойкое предубеждение о недостоверности такого рода коммуникативного явления, социальные исследования свидетельствуют, что в действительности слухи достоверны и справедливы не менее чем в 80% случаев.

В реализации процесса коммуникации ключевыми аспектами также являются обратная связь (информация от получателя к отправителю, служащая для индикации степени понятности сообщения) и коррекция (изменения, вносимые в первоначальную информацию отправителем с целью повышения ее понятности получателю). Обратная связь и коррекция обеспечивают замкнутый контур общения, благодаря которому осуществляется контроль эффективности коммуникации. В ряде случаев такой контроль приводит к повтору общения, т.е. повтору всего коммуникационного цикла при низкой результативности его первой реализации.

Неэффективная обратная связь является одним из источников ошибок коммуникации, а потеря информации в коммуникативных циклах характерна для вертикальной нисходящей коммуникации в иерархических структурах управления. Практика свидетельствует, что лишь 60% информации от совета директоров доходит до вице-президентов компаний; 40% — до начальников цехов и лишь 20% — до исполнителей.

Восходящие вертикальные коммуникативные потоки также страдают ошибками участников коммуникативного процесса. Участники нижележащих уровней коммуникации, как правило, не преследуют своих корыстных целей, но редко заинтересованы в объективности передаваемой выше информации. Наиболее типичным является предоставление вышестоящему должностному лицу информации, благоприятной по форме и содержанию как для адресата, так и для отправителя. Ошибки фальсификации — одна из главных причин недоверия руководителя к осведомительной информации, что зачастую приводит к возникновению зоны отчуждения между ним и подчиненными.

Формы, в рамках которых реализуются те или иные коммуникации в организации, зависят от фактора известности о получателе (получателях) информации. Таким образом, отправителю информации необходимо ориентироваться непосредственно на получателя информации, а не на ее источник, он должен быть уверен нс только в том, что говорит на одном языке с получателем информации, по и в том, что правильно подобрана форма коммуникации.