Формы разрешения экономических споров в России. Государственные формы разрешения экономических споров

При осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности субъекты предпринимательской деятельности неизбежно сталкиваются с необходимостью разрешения различных правовых конфликтов (споров). Такие конфликты, возникающие из правоотношений, регламентированных различными отраслями права, определяются как экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законодательство РФ не содержит определения экономического спора. Вместе с тем теория и судебная практика в узком смысле трактуют экономический спор как "спор, возникающий в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности"[1]. В широком значении экономический спор рассматривается как спор из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, возникший в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности или в связи с обеспечением доступа к такой деятельности, а также в связи с предъявлением юридическими лицами иных требований экономического (имущественного) характера[2].

Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещенными законом. Формы защиты прав, свобод и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности могут быть:

– государственные (юрисдикционные);

– частноправовые (альтернативное разрешение споров)[3].

Признаки государственной (юрисдикционной) формы разрешения конфликтов:

– в процессе разрешения конфликта участвует специально уполномоченный государством орган, цель деятельности которого рассмотреть и разрешить спор, возникший в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

– юрисдикционная деятельность такого органа завершается вынесением правоприменительного акта, который с момента вступления в силу приобретает характер общеобязательности не только для субъектов – участников экономического спора, но и для иных лиц. Так, например, вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ (ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

В свою очередь, исходя из сущности деятельности органов, целью которых будет выступать рассмотрение и разрешение экономических споров, государственная форма подразделяется на судебную (арбитражную) и административную. То есть государственные формы представляют собой разрешение правовых споров государственными – судебными или административными – органами.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод каждому, в том числе и судебную (ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46). Конституция закрепляет систему органов правосудия, среди которых арбитражные суды представлены как часть единой судебной системы наряду с конституционными судами и судами общей юрисдикции.

Судебная форма защиты в сфере экономической деятельности – это осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности арбитражными судами, образованными в соответствии с Конституцией и федеральными конституционными законами, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (ст. 1 АПК).

Арбитражные суды осуществляют судебную власть по разрешению возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности экономических споров и иных дел, вытекающих из гражданских и административных правоотношений.

Можно отметить следующие особенности осуществления судопроизводства арбитражными судами: порядок осуществления экономического правосудия регламентирован в самостоятельном нормативном правовом акте – АПК; общая цель судопроизводства в арбитражных судах – защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, государственных органов муниципальных образований и иных лиц в случаях, предусмотренных законом, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и т.д. (ст. 2 АПК).

При этом согласно Конституции и АПК отказ от обращения в суд недействителен, что и позволяет рассматривать судебную форму защиты как "универсальную" форму разрешения экономических споров.

С универсальностью судебной защиты тесно связана доступность судебной защиты. Конституция провозглашает неограниченный доступ к правосудию как для граждан, так и для юридических лиц. Обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обозначено в качестве одной из задач судопроизводства в арбитражных судах (ст. 2 АПК). Доступность правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности можно определить как гарантированную равную возможность, предоставленную субъектам предпринимательской деятельности, на обращение в арбитражный суд, рассмотрение и разрешение экономического спора судом на равных основаниях для всех.

К гарантиям обеспечения доступности правосудия также можно отнести: гласность судебного разбирательства (ст. 11 АПК); возможность применения обеспечительных мер, в том числе и до предъявления иска в арбитражный суд (гл. 8 АПК); право обращения в арбитражный суд с ходатайством об истребовании доказательства (ст. 66 АПК), предоставление отсрочки, рассрочки в уплате государственной пошлины и т.д.

Административная форма защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности – это деятельность различных государственных органов исполнительной власти, уполномоченных законом на вынесение решений по спорам, вытекающим из правоотношений, связанных с деятельностью этих органов и затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

Целесообразность существования такой формы защиты обусловлена двумя причинами: во-первых, такой порядок позволяет снизить нагрузку на арбитражные суды и, во-вторых, в отличие от судебного порядка защиты прав и законных интересов административная форма защита более оперативна и влечет меньшие финансовые затраты.

К признакам административной формы защиты в сфере экономической деятельности относятся следующие:

– данная форма распространяется только на споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;

– применяется только в случаях, предусмотренных законом (ст. 11 ГК);

– представляет собой обращение заинтересованного лица в вышестоящий (в порядке подчиненности) орган исполнительной власти с жалобой на действия, решения нижестоящего органа исполнительной власти.

Право лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, обратиться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в вышестоящий государственный орган (вышестоящему государственному должностному лицу) прямо предусмотрено: ст. 101.2 и гл. 19–20 (ст. 137–142) НК; гл. 30 (ст. 30.1– 30.11) КоАП; ст. 1248, 1406 ГК; гл. 3 (ст. 36–39) Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ΦЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; ст. 21, 23 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере административных и иных публичных правоотношений варьируется в четырех вариантах. Заинтересованное лицо вправе:

1) подать жалобу в вышестоящий орган исполнительной власти (вышестоящему должностному лицу органа исполнительной власти) в порядке, предусмотренном НК и другими законами (только административная форма);

2) подать жалобу в орган исполнительной власти и одновременно обратиться в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном разд. III АПК (административная + судебная);

3) после рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым, таможенным и другими органами (должностными лицами) обратиться в арбитражный суд (административная → судебная);

4) минуя обжалование в административном органе, с момента, как лицо узнало о нарушении своих прав, обратиться в арбитражный суд (только судебная форма).

Единственным исключением являются соответствующие положения ст. 101.2 НК, предусматривающее обязательное административное обжалование до обращения в суд. Так, решение о привлечении к налоговой ответственности может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе посредством подачи апелляционной жалобы в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.