Формы правления и формы государственного устройства

Государство, существуя на протяжении многих тысячелетий, изменяется вместе с развитием общества, и в зависимости от особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве принципов свободы и прав человека государства отличаются друг от друга по способам своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".

Форма правления — это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. В политологии различают две основные формы государственного правления: монархию и республику.

Монархия (от греч.единовластие) — это форма правления, при которой впасть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, императора, шаха, царя и т. п.). Власть монарха обычно передаётся по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя.

Республика (лат.общественное дело) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. В политической истории выделяют три основные разновидности республики: президентскую, парламентскую и смешанную.

Президентская республика основывается на ведущей роли президента в системе государственных органов. Президент здесь является одновременно и главой государства, и главной исполнительной власти. В настоящее время президентская республика существует в США, Аргентине, Бразилии и других странах.

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечёт за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В большинстве стран с парламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Глава правительства (обычно премьер-министр) является реальным главой в политической иерархии. Президент выполняет главным образом представительские и церемониальные функции. К парламентским республикам относятся такие страны, как Италия, Индия, Израиль и др.

Смешанная республика сочетает в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Её главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика в настоящее время существует в России, Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии и ряде других стран мира.

Помимо формы правления, которая определяет организацию верховной государственной власти, ещё одной характеристикой формы государства является форма его устройства.

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей.

В современной политической практике наиболее распространёнными являются две формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарные государства подразделяются на централизованные (Дания, Швеция) и децентрализованные, в которых крупные регионы обладают достаточно широкой автономией (Франция, Испания).

Федеративная форма государственного устройства характеризуется наличием у входящих в состав государства частей той или иной степени государственного суверенитета и политической самостоятельности.

Характерной чертой федерации является наличие двух формальных государственных уровней — федерального и регионального.

Сущностными чертами федерации являются: — двухпалатный федеральный парламент;

— принцип субординации местных конституции и законодательных актов федеральному законодательству;

— принцип чёткого разграничения полномочий центра и субъектов федерации, а также сферы совпадающих полномочий (принцип федерализма).

Федерации построены по территориальному принципу (США), национально-территориальному принципу (России).

В состав современных федераций входит различное число субъектов: в США — их 50, в Бразилии — только 26, в Индии — 25, в Германии — всего 16. В состав Российской Федерации согласно действующей Конституции входит 89 субъектов (ст. 65, п. 1).