Формы организации летней занятости детей, подростков и молодежи в условиях населенного пункта

Несмотря на то что загородные формы по сравнению с городскими обладают более значительными образовательными и социально-педагогическими возможностями, сегодня по вполне понятным причинам все большее развитие получают разнообразные формы организации летней занятости детей и подростков в условиях города.

Пришкольные лагеря ориентированы преимущественно на младших школьников. Дети в таком лагере находятся в течение дня (утром приходят в школу, а вечером – к моменту прихода родителей с работы – возвращаются домой). Обед детей организуется в школьной столовой или в одной из ближайших точек общепита. Именно потому, что дети не живут в таком лагере постоянно (и следовательно, для проведения смены не требуется организации сложной и дорогостоящей системы хозяйственно-бытового обеспечения их жизнедеятельности: спальные комнаты, прачечные, сушилки, гладильные и т.п.), данная форма организации летней занятости детей является малозатратной (а значит, доступной для детей из малообеспеченных семей) и относительно легко реализуемой на практике. В большинстве пришкольных лагерей в качестве вожатых работают старшеклассники, что, в свою очередь, позволяет решать целый ряд задач:

– развитие разновозрастного взаимодействия и межпоколенных связей;

– развитие воспитывающей среды школы;

– социальная и профессиональная ориентация старшеклассников-вожатых и др.

Нередко (особенно в сельских школах) в условиях пришкольных лагерей организуются различные формы трудовой деятельности школьников (чаще всего работа на пришкольном участке, уход за растениями и т.п.).

Приклубные лагеря отличаются от пришкольных в содержательной части, так как чаще всего являются продолжением кружково-студийной работы в летний период для тех детей, которые по каким-либо причинам остались в городе. Вариациями приклубного лагеря являются разнообразные игровые комнаты, досуговые объединения (как временные, так и постоянные, т.е. продолжающие свою работу в летний период), зоны свободного общения, куда дети разных возрастов могут приходить в течение дня в любое удобное для них время. Педагогическая работа в таких объединениях, как правило, организуется социальным педагогом или псдагогом-организатором.

Интересный опыт организации подобной деятельности накоплен в клубах по месту жительства города Новоуральска Свердловской области. Здесь в каждом клубе по месту жительства обязательно работает социальный педагог. Одна из основных задач педагога заключается в организации так называемых территорий свободного общения и в целом конструктивного досуга детей, посредством чего осуществляются отслеживание и мягкая коррекция социального развития участников клубных программ.

Необходимо отметить, что пространство пришкольных и приклубных лагерей не ограничивается только рамками самого учреждения и близкорасположенных территорий. Во многих лагерях такого типа широко практикуются разнообразные выездные мероприятия: экскурсии, одно- или двухдневные походы, посещения театров, музеев, выставок и т.п.

Дворовые площадки. Как правило, работа таких площадок организуется в тех районах города, где проживает большое количество детей, которые остаются неохваченными целесообразно организованными формами досуга, и где отсутствуют какие-либо досуговые учреждения, доступные для детей (или их деятельность по каким-либо причинам прекращается в летний период). Чаще всего это так называемые спальные районы в больших городах, новостройки, удаленные от центра районы города или окраины. В таких районах система социального обслуживания населения в целом либо слабо организована, либо находится в стадии становления.

ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности дворовых площадок достаточно разнообразно и вариативно, зависит от многих факторов (количество детей, половозрастное соотношение, погодные условия, возможности и интересы детей и др.). Это различные виды игр, конкурсы и соревнования (творческие и спортивные), беседы на различные темы, общественно-полезный труд и т.п. Организаторы многих дворовых площадок часто бесплатно предоставляют детям во временное пользование игровой и спортивный инвентарь, недоступный для многих детей и подростков (мячи, роликовые коньки, скейтборды и др.). Организация работы дворовых площадок носит как постоянный, так и временный характер. Постоянные площадки работают в течение довольно длительного времени (от месяца до всего летнего периода: обычно так работают пункты проката инвентаря). Работа временных площадок организуется силами передвижных групп дворовых вожатых (чаще всего такая группа состоит из нескольких подростков и одного-двух студентов, специально подготовленных к подобной работе). В одном месте такая группа работает примерно в течение недели. Главная задача передвижных групп заключается в развитии досуговой культуры детей, проживающих в конкретном районе (обучение детей новым интересным формам организации своего досуга: новым интеллектуально-творческим, коммуникативным, подвижным и спортивным играм), а также в формировании дворового актива из старших и наиболее инициативных ребят.

Трудовые бригады. Современные социально-экономические условия актуализировали и вопрос о развитии деятельности разнообразных трудовых объединений подростков и молодежи. Как правило, подростки и молодые люди устраиваются на временную работу (на все время летних каникул или на какой-то конкретный месяц) через центры занятости, молодежные биржи труда, социально-деловые центры. Становясь членами трудовых объединений, они получают не только возможность зарабатывать, но и осваивать определенные трудовые навыки, участвовать в интересных формах организованного досуга, расширять круг друзей и знакомых и др. Все это способствует не только социальному и профессиональному самоопределению подростков и молодых людей, но и в целом более эффективной их социализации. Спектр деятельности подобных трудовых отрядов достаточно широк.

В частности, в Тюмени в рамках городской программы "Отряды мэра" работает несколько видов трудовых отрядов:

– бригады, занимающиеся благоустройством города (уборка территории, покраска заборов, посадка и уход за растениями и т.п.);

– творческая бригада (концертно-агитационная деятельность);

– отряд дворовых вожатых, отряд экскурсоводов и др.

Разнообразием деятельности отличается молодежный трудовой

отряд "Тотлебен" в Приморском районе Санкт-Петербурга:

– ремонт детских и спортивных площадок;

– хозяйственная помощь школам и детским садам;

– ремонт почтовых ящиков, помощь ветеранам;

– благоустройство, обеспечение чистоты, порядка и дисциплины при проведении культурно-массовых мероприятий районного уровня.

Сегодня наблюдается также возрождение и развитие деятельности студенческих отрядов, среди которых наиболее распространенными являются строительные, сельскохозяйственные, педагогические и отряды проводников.

Таким образом, работа с детьми, подростками и молодежью в летний период, несмотря на многочисленные трудности, обладает большим социально-педагогическим потенциалом и является одним из важных средств обеспечения продуктивной социализации подрастающего поколения.