Формы организации движения судов

На морском транспорте различают две формы организации движения судов – регулярное и нерегулярное судоходство. К регулярной форме относятся линейное судоходство и работа последовательными рейсами.

Линейное судоходство – это такая форма организации работы флота, при которой обеспечивается движение судов по объявленному расписанию между заранее установленными портами.

Морское сообщение между определенными портами, поддерживаемое судоходными предприятиями, называется линией. Грузовую базу линейного судоходства представляют главным образом генеральные (тарно-штучные) грузы. Особенность построения тарифных ставок при линейных перевозках заключается в том, что они включают стоимость погрузочно-разгрузочных (стивидорных) работ.

Линии подразделяются на односторонние, двухсторонние и конференциальные. Односторонние линии характеризуются тем, что на них работают только суда одной страны или одной судоходной компании. Двухсторонние линии поддерживаются судами компаний двух стран (по взаимному согласованию) или двух судоходных предприятий. Конференциальные линии – это линии, на которых работают суда двух и более компаний из одной или из разных стран.

Главное предназначение конференциальных линий (конференциальных соглашений) – установление одинаковых тарифов и одинаковых условий перевозки для всех участников. Главным образом это делается для устранения излишней конкуренции между судоходными предприятиями, работающими на одних и тех же направлениях перевозок. Судоходные предприятия России участвуют во всех видах линейных перевозок.

Работа судов последовательными рейсами применяется преимущественно для транспортировки потоков массовых (насыпных, навалочных) грузов. Как и при линейных перевозках, на том или ином направлении грузопотока закрепляется определенный тоннаж, но в данном случае он действует только от порта погрузки до порта назначения, без промежуточных заходов для дозагрузки. Движение судов согласовывается с клиентурой, а перевозки осуществляются по специальному графику.

Такая работа организуется для выполнения внешнеторговых контрактов на покупку или продажу больших партий однородного груза, поставляемого по длительным контрактам. Вопросами установления линий и поддержания работы судов последовательными рейсами занимаются непосредственно пароходства на основе прямых договоров с грузовладельцами.

Нерегулярное (трамповое) судоходство – работа грузовых судов, не связанная с какими-либо постоянными районами плавания, портами погрузки/выгрузки, определенными видами грузов.

Именно нерегулярные суда перевозят основную (по объему) часть внешнеторговых грузов России.

Порядок работы флота, т.е. конкретный состав судов, выполняющих такие перевозки, определение портов захода, расписания движения, условий погрузки/выгрузки/перевозки, устанавливается пароходством, как правило, ежеквартально с последующим уточнением по месяцам.

Основные документы, выполняющие функции договора при водных перевозках

Договором морской перевозки грузов в трамповом судоходстве является чартер (Charter Patty), в линейном коносамент (Bill of Lading).

В зависимости от специфики перевозки для различных грузов и отдельных направлений используется ряд форм и проформ стандартных чартеров, разработанных объединениями фрахтовщиков (судовладельцев) и фрахтователей (грузовладельцев). Стандартные формы чартеров используются для определенного вида товара. Например, для руды, угля, нефти, зерна, сахара и т.д. Обычно стандартные проформы чартеров одобряются международными морскими организациями, а также национальными организациями традиционных морских держав.

Различают два понятия чартера – чистый и открытый. Термин чистый чартер употребляется тогда, когда документ подписывается без каких-либо изменений стандартной формы. Открытый чартер – документ, в котором не указаны ни род груза, ни пункт назначения. Эта форма используется, когда фрахтователь не знает точно либо желает сохранить в секрете, куда и с каким грузом направляется судно.

К обязательным условиям чартера относятся:

• время и место заключения чартера;

• полное наименование сторон;

• технико-эксплуатационные характеристики судна или группы судов;

• право замены судна другим, но с аналогичными технико-эксплуатационными характеристиками;

• местонахождение судна в момент заключения договора перевозки;

• род груза и способ его перевозки;

• грузовые опционы (отклонения от точной цифры загрузки судна). Например, невозможно абсолютно точно определить, какое количество массовых или наливных грузов погружено на судно. Часто учет погруженного количества груза осуществляется только по осадке судна. К тому же соленость Мирового океана различна в разных регионах, что также влияет на уровень осадки судна. Таким образом, в мировой практике устанавливаются как бы возможные допустимые отклонения в количестве загруженного и выгруженного груза;

• условие о количестве груза; оплата расходов по грузовым операциям;

• порты погрузки и выгрузки;

• начальная и конечная даты подачи судна под грузовые операции (лейдейс и канцелинг);

• срочность подачи судна под грузовые операции промпт (что означает срочно) и спот-промпт (сверхсрочно);

• порядок подачи извещений о готовности судна к грузовым операциям;

• предоставление услуг по оформлению документов;

• возможность отклонения судна от курса (девиация);

• время, отводимое на погрузочно-разгрузочные работы (сталийное время);

• форсмажорные оговорки;

• прекращение ответственности и залоговое право на товар;

• оговорки о забастовке, ледовая оговорка, военная оговорка;

• порядок разрешения споров и претензий.

При заключении чартера для фрахтователя важно знание норм пофузки и выгрузки в портах. В случае, если обязательство фрахтователя обеспечить загрузку груза в определенные сроки не будет выполнено, то ему предстоит выплатить судовладельцу штраф (демередж) за дополнительный простой судна под грузовыми операциями. В то же время досрочное (против сроков, оговоренных в чартере) окончание грузовых работ означает выплату фрахтователю судовладельцем премии (диспач).

Нормативные сроки выполнения погрузочно-разгрузочных работ по портам России могут меняться в соответствии с развитием материально-технической базы портов.

В приложении 5 приводится перечень основных проформ чартеров, используемых во внешней торговле РФ.

Договором морской перевозки в линейном судоходстве служит коносамент. Коносамент имеет три функции:

доказательство наличия договора перевозки;

товарораспорядительный документ. Это означает, что коносамент как бы олицетворяет собой сам товар. Держатель коносамента является юридическим владельцем груза. Это дает ему право совершать с грузом различные сделки, передавать другому лицу, страховать, заложить в банке, получить ссуду;

доказательство принятия груза к перевозке.

Выдача коносамента допускается только после приема груза к перевозке. Он выдается один раз для перевозки данной партии груза. Вторичная выдача коносамента по одному и тому же грузу допустима только при условии возвращения перевозчику ранее выданных отправителю экземпляров. Несоблюдение этого правила приводит к имущественной ответственности перевозчика. Коносамент выписывается на каждую отдельную партию груза, принятого на судно.

Применяются два вида коносаментов в зависимости от времени их выдачи отправителю: для груза, принятого к перевозке (received for shipment), и груза, принятого на борт (on hoard, или shipped on hoard). Первый вид практикуется при базисном условии ФАС и линейных перевозках, когда груз принимается на склад для дальнейшей его отправки на очередном судне по расписанию. В результате грузоотправитель получает возможность иметь на руках товарораспорядительный документ и распоряжаться им но своему усмотрению. Бортовой коносамент выдается на погруженный на борт товар. В ряде случаев условия контракта требуют, чтобы на коносаменте была еще дополнительная надпись: "на борту" {on hoard). Коносаменты, используемые в российской внешней торговле, выписываются, как правило, для товара, уже погруженного на судно.

В соответствии с КТМ РФ коносамент содержит следующие реквизиты.

1. Наименование судна.

2. Наименование перевозчика (судовладельческого предприятия).

3. Порт и страна погрузки.

4. Порт и страна выгрузки.

5. Наименование отправителя.

6. Наименование получателя. Здесь предусматриваются следующие варианты:

конкретное наименование получателя. В этом случае коносамент называется именным. Применяется он в том случае, когда товар уже продай и отправлен по адресу получателя;

коносамент на предъявителя. Графа "грузополучатель" не содержит никаких указаний и груз выдается тому, кто его предъявит;

коносамент выписан "приказу отправителя" или "приказу получателя". В этом случае коносамент носит название ордерного. В графе "наименование получателя" должно быть указано: "to order of..." и далее наименование организации-отправителя или получателя. В практике международной торговли и внешней торговли России преобладают ордерные коносаменты, так как они упрощают передачу прав на груз. Именные же коносаменты выписываются реже, преимущественно на ценные грузы.

7. Размер платежей за перевозку. До подписания коносамента должны быть урегулированы все вопросы, касающиеся оплаты тарифа и других платежей, связанных с перевозкой груза. В коносаменте указываются уплаченные суммы в порту отправления, а также суммы, подлежащие уплате получателем в порту назначения.

8. Наименование груза и обозначенные на нем марки, число мест или количество груза. В необходимых случаях – данные о внешнем виде, состоянии и свойствах груза на печатном бланке коносаментов всех видов указывается, что груз принят в хорошем по внешнему виду состоянии. Если на самом деле состояние груза или тары по внешнему виду небезупречно, то делается соответствующая пометка. Коносамент без замечаний называется чистым (clean), с замечаниями – нечистым, или грязным (not clean, или dirty). С такими замечаниями, констатирующими дефекты в состоянии товара или упаковки, банки не принимают коносаменты к оплате.

9. Время и место выдачи коносамента. Такое время определяется точной календарной датой – числом, месяцем, годом. Так как коносамент является товарораспорядительным документом, его дата играет важную роль и в целом ряде других внешнеторговых операций, таких как выполнение договора купли-продажи, страхование. Так, обычно срок выполнения грузоотправителем контракта определяется датой погрузки товара на судно; дата коносамента учитывается при открытии аккредитива.

10. Количество экземпляров. Как правило, коносамент выписывается в трех оригинальных экземплярах в соответствии со сторонами договора перевозки. В печатном тексте всех форм коносаментов указывается, что по исполнении одного из них все остальные теряют силу. Два экземпляра коносамента пересылаются получателю или уполномоченному им банку. На оригиналах коносамента ставится штамп "оригинал" (original). Копии коносаментов для служебных надобностей (для порта, агента судна, экспедитора, таможенника, стивидора и т.д.) изготовляются в нужном количестве, а для того, чтобы подчеркнуть их вспомогательный характер, на них ставится штамп "копия" (сору, copy not negotiable).

11. Подпись капитана. При перевозках грузов в международной торговле в коносамент по соглашению сторон могут включаться иные условия и оговорки, но они не должны противоречить нормам национального законодательства, в частности нормам "Кодекса торгового мореплавания" и международным соглашениям России в этой области.

После составления коносамента выписывается документ, называемый манифестом.

Манифест применяется при внешнеторговых перевозках и представляет собой опись погруженных на судно товаров по коносаментам (перечень коносаментных партий на судне).

Манифесты составляются судовым агентом или портом, причем для каждого порта выгрузки отдельно. Предназначаются они для пароходства и судна, таможни портов отправления и назначения, агентов и т.д.

Договором перевозки на речном транспорте во внутренних сообщениях является речная накладная.

Накладная – документ, сопровождающий перевозимый груз или буксируемый плот на всем пути следования.

Существуют следующие формы накладных, используемые при внутренних перевозках:

ГУ 1 – перевозка сухих грузов;

ГУ 3 – перевозка грузов в универсальных контейнерах;

ГУ 5 – буксировка плотов и судов;

ГУ 7 – смешанное сообщение;

ГУ 9 – перевозка нефтепродуктов.

При перевозках грузов в международном сообщении, когда речной транспорт (суда смешанного река-море плавания) но речной системе России выходит в море и осуществляет доставку товаров в иностранные порты, договором перевозки является морской коносамент.