Формы и методы социального планирования

Формы социального планирования представлены, во-первых, адресным планированием, во-вторых, планированием с помощью косвенных (экономических и социальных) рычагов, в-третьих, индикативным планированием.

Адресное планирование включает разработку и обоснование совокупности заданий, которая доводится до сведения всех без исключения организаций. Перед последними ставятся задачи по достижению определенного уровня социального развития, что проявляется в рациональном соотношении, в пропорциях, которые отражают реальное состояние, тенденции изменений, степень использования тех или иных ресурсов.

Адресное планирование связано с определением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи. Чем сложнее цель, тем больше требуется времени не только для всестороннего научного обоснования принимаемого решения, по и для его осуществления. Длительность планового периода не может быть задана априорно: она строится на основе согласования качественных и количественных показателей. Опыт адресного планирования во многом дискредитировал себя, ибо он давал простор командным методам, устанавливал мелочный контроль, что приводило к бюрократизации и игнорированию научно обоснованных ориентиров социального развития.

При планировании с помощью косвенных (экономических и социальных) рычагов изучаются конкретные условия, возможности и потребности. Затем определяется, какие элементы, составные части не поддаются регулированию. Ставится задача их количественного измерения и прогнозирования для принятия соответствующих решений в целях поддержки (стимулирования) позитивных процессов, а также ослабления или нейтрализации отрицательных последствий.

При таком планировании выявляются те переменные, на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, и являются объектами социального регулирования. Так, чтобы сократить объем трудовых затрат, не требующих квалификации, или занятость тяжелым физическим трудом, помимо мер по техническому обновлению производства предусматриваются повышение профессионального уровня работников, ликвидация некоторых видов труда. Затем необходимо изменение содержания труда ряда профессий, и, что особенно важно, многим из профессий предстоит сохраниться только как этапу в трудовой деятельности человека.

Что касается индикативного планирования, то, по убеждению лауреата Нобелевской премии, видного представителя кейнсианства Дж. Тобина (1918–2002), оно базируется на взаимно согласуемых планах, которые формируются на основе договоренности государственного (общественного) сектора и частных производителей. Эти планы затем служат поддерживающими ориентирами для участников соглашения. В этих условиях каждый сектор может развиваться, не опасаясь, что развитие окажется гипертрофированным в силу опережения или отставания других участников социально-экономического развития.

Данная форма была впервые апробирована после Второй мировой войны на созданном Жаном Моннэ французско-германском Сообществе угля и стали, в рамках которого акционерные (частные) предприятия и государства сотрудничали на базе согласованных и востребованных жизнью планов. Это дало огромный эффект, который неоднократно подтверждался в течение длительного времени и привел к всемирному признанию заслуг его разработчиков.

Этот путь, по мнению Дж. Тобина, мог быть с успехом применен и в постсоветской России и в постсоветских странах. Однако инициаторы реформ в России предпочли иное: полностью отказаться от планирования, провозгласив лозунг "рынок отрегулирует все", что имело, как уже отмечалось, катастрофические последствия.

Планирование социальных процессов нередко сдерживается ограниченными ресурсами, что всегда влияет на определение области свободы, ведь социальное планирование, с одной стороны, опирается на наличие материальных и финансовых возможностей, трудовых ресурсов. С другой стороны, любой социальный процесс взаимосвязан с другими явлениями и поэтому нельзя не учитывать, какое воздействие окажут ограничительные меры на смежные области социального развития.

Существенный момент – учет интересов социальных групп и социальных общностей. Если при решении экономических задач их интересы в основном совпадают, то этого нельзя сказать о других сферах общественной жизни. Так, критерием эффективности материального производства является минимум затрат при максимизации результата. Добиваться же минимизации затрат при планировании социальных процессов – значит сознательно идти на ущемление интересов социальных групп, ибо максимум социального результата практически никогда не достигается минимизацией затрат.

Необходимо отметить, что перечисленные формы планирования в чистом виде не существуют. Однако планирование посредством косвенных рычагов и индикативное планирование получили особую актуальность в связи с осуществлением экономических реформ, с расширением области свободы при принятии управленческих решений.

Поскольку планирование является и наукой, и деятельностью, методы нужно понимать не только как способы разработки планов {программ, проектов), но и как способы их осуществления. Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются.

Долгое время ведущим в планирования являлся балансовый метод, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время он модифицируется (но ни в коем случае не отменяется) в рамках индикативного планирования, продуктом которого являются взаимно согласованные планы, обеспечивающие "стыковку" потребностей государства (общества) и его социально-экономических институтов, частных предприятий на основе учета реальных возможностей договаривающихся сторон.

Научность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода, требования которого служат основой для разработки и обоснования показателей социального развития различных уровней социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов. Примером данного метода может служить стоимость потребительской корзины или минимальный прожиточный минимум.

Аналитический метод соединяет в себе объяснение и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальные процессы расчленяются на составные части, и на этой основе определяются направления реализации намеченной цели.

Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение данного метода связано с поиском оптимального варианта решения той или иной социальной задачи, с рациональным выбором приоритетов.

Комплексный метод представляет собой разработку планов с учетом всех главных условий и факторов (материальных, финансовых, экономических и социальных), а также с определением исполнителей и сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития статической и динамической моделей и выработка основных показателей плана.

Все большее значение приобретает индикативный метод, при котором скрупулезно учитываются как текущие, так и перспективные потребности в тесной увязке с возможностями и вариантами их удовлетворения. При этом важное значение получает, к сожалению, так и не реализованная в нашей стране технология планирования "снизу вверх" с учетом требований рынка.

Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняются механизм действия объективных законов и особенности их проявления в условиях деятельности одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

Важное место в социальном планировании занимает математическое моделирование. Такое название в известной мере условно. В действительности речь идет о количественном анализе при использовании уже перечисленных выше методов планирования. Математические методы не отменяют социального анализа, а опираются на него и, в свою очередь, влияют на дальнейшее его совершенствование. В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, многофакторный анализ, теория игр и т.д. Всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения поставленных задач.

Наконец, следует отметить такой метод, без которого невозможно эффективное выполнение любых планов и для всего общества, и для каждой организации: участие населения в обсуждении. Эксперты считают, что необходимым условием планирования социального и экономического развития является доверие людей (работников) и бизнеса к власти, поэтому в советское время обсуждение проекта Основных направлений экономического и социального развития (на очередную пятилетку) позволяло довести до максимального количества людей цели и задачи плана, сделать граждан сопричастными к решению задач развития страны [Кос- сов В. В., 2013, с. 117–118]. Для производственных организаций такая позиция была выражена в высказывании директора одного из пензенских заводов: "Нельзя сделать людей счастливыми, решая за них и без них, что им нужно".