Формы (источники) права

Понятие "источник права" подразумевает иод собой истоки формирования права, систему факторов, которые предопределяют ОГЛАВЛЕНИЕ и формы выражения права. В теории различают следующие виды правовых источников:

– материальные источники права – данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития;

– идеальные источники права – состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств;

– юридические источники права – это результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических (правовых) актах.

В современной юридической науке под источником права понимают официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения. Итак, говоря об источниках права в юридическом смысле, мы ведем речь о внешних формах права. Поэтому одни ученые называют их источниками, а другие – формами права. Можно использовать и то и другое понятие.

Для отнесения тех или иных внешних форм выражения права к его источнику необходимо признание последнего со стороны государства. Специалисты считают, что такое признание может содержаться в тексте определенного закона (expresisverbis) или быть выраженным по смыслу, по "духу" законодательства. При этом оно может быть как явным, так и молчаливым, как прямым, так и косвенным.

Сам факт признания государством обычая, акта, договора источником права одновременно означает обеспеченность их (как и нормативных правовых актов) государственной охраной, в силу чего их нарушение предполагает использование принудительных средств государства.

В качестве источников нрава юридическая наука и практика признает:

– правовой обычай;

– судебный (административный) прецедент;

– правовую доктрину;

– нормативный правовой акт;

– нормативно-правовой договор;

– общие принципы права;

– религиозные нормы (каноны).

Правовой обычай – исторически сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права.

Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. В правовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами.

Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

Особая роль обычного права отмечается в религиознообщинных правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. С целью разрешения коллизий государство закрепляет разделение сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара.

В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре, пробелы законодательства, а также закрепляет сложившиеся в течение длительного применения обычные нормы.

Совокупность действовавших в государстве обычаев представляла так называемое обычное право.

На довольно ранних этапах развития государственности правовые обычаи занимали господствующее место в системе нормативного регулирования. Они же и явились прообразом писаного права. Все без исключения древнейшие памятники права представляли собой своды правовых обычаев: законы вавилонского царя Хаммурапи, Римские законы XII таблиц, индийские законы Ману и др. Первым отечественным правовым кодексом явилась "Русская Правда" Ярослава Мудрого, изданная в 1037 г. и представлявшая собой сборник правовых обычаев.

С расширением сфер государственного влияния, развитием и расширением товарных отношений, консервативность обычая (длительность его формирования, сравнительно ограниченные регулятивные возможности) становится очевидной. Объективные потребности общества и государства обусловили появление нового вида государственной деятельности – нормотворчества, с помощью которого регулировались общественные отношения, возникающие в государстве в различных сферах жизнедеятельности. От эпизодического нормотворчества (санкционирования обычаев) государство по мере его развития переходит к систематической нормотворческой деятельности. В результате законы и иные нормативные правовые акты становятся превалирующими над обычным правом в регулировании общественных отношений между людьми, в обществе и государстве.

Под судебным (административным) прецедентом понимается решение по конкретному делу, являющееся обязательным для той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.

Прецедент как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве прецедентов выступали устные заявления (эдикты) или решения по конкретным делам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистратов, их принявших, и лишь в течение определенного срока. Однако постепенно наиболее удачные эдикты приобрели устойчивый характер и постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.

Как источник права прецедент широко использовался в Средние века. После захвата Англии в 1066 г. Вильгельмом I Завоевателем на смену разрозненным местным актам приходит общее для всей страны право. В этот период создаются королевские разъездные суды, которые решают дела с выездом на места и от имени Короны. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название common law (общее право).

В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права в правовых системах Канады, США, Великобритании и многих других стран. Сегодня почти треть мира живет по принципам, сформулированным в английском праве. Судебный прецедент имеет большое значение и в становлении и развитии права Евросоюза, где многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда Европейских сообществ.

При использовании судебного решения как источника права, обязательными для судов являются не все решения или приговоры, а только правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение по конкретному делу. Кроме того, не все судебные решения становятся прецедентами, обязательными при принятии аналогичных решений в будущем, а только решения высших судов государства.

Каждое судебное решение содержит следующие составные части:

– установление существенных фактов дела, прямых и производных;

– изложение правовых принципов, применяемых к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств;

– вывод судьи, основанный на двух первых частях.

Для самих сторон и заинтересованных лиц резолютивная (третья) часть является основной, так как окончательно устанавливает их права и обязанности в отношении оснований дела. Однако с точки зрения доктрины прецедента наиболее существенным элементом в решении является часть вторая. Это и есть суть дела. Остальная часть решения не является обязательной для судей, но может быть принята в качестве аргументации прецедента.

Природа прецедентного права такова, что в ней в полной мере нс может развернуться ряд свойств права, как, например, системность. Однако прецедентное право имеет ряд позитивных черт – высокий уровень определенности, а также динамичность.

Правовая доктрина – используемые в некоторых странах положения работ известных ученых при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение. Правовая доктрина является характерным источником права для англо-саксонской правовой семьи.

Например, в Великобритании к мнениям наиболее известных ученых-юристов (главным образом, прошлого), обращаются в случае, когда пробел в праве не может быть заполнен статутом или судебным прецедентом. Такими доктринами являются, например, труды У. Блэкстона ("Комментарии законов Англии", 1765), Д.-П. Коука ("Правовые институты Англии", 1628), Н. Фостера ("Решения королевских судов", 1763), а также различные труды Дж. Локка, Дж. Милля, Э. Берка, А. Дайси и др.

В романо-германской правовой семье правовая доктрина уже потеряла официальную правовую позицию. Например, в Российской Федерации источником права она нс признается. В то же время должностные лица, государственные служащие, ученые-правоведы в определенных случаях при применении правовых норм руководствуются компетентными научными трудами, актами толкования законодательства (например, комментариями к Конституции РФ, кодексам, федеральным законам и т.д.).

Нормативный правовой акт – это акт правотворческого органа государства, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. С точки зрения юридической формы нормативный акт – наиболее совершенный источник права. Его преимущество заключается в том, что он позволяет государству оперативно, но в установленном порядке принимать легитимные правовые нормы. Нормативные акты обеспечены эффективным государственно- правовым механизмом, придающим им действенность и реализуемость.

В систему нормативных правовых актов входят:

– Конституция – основной закон государства;

– принимаемые на основе конституции законы и подзаконные акты.

Всю совокупность действующих в России нормативных актов можно представить в виде пирамиды. На ее вершине располагается Конституция РФ, которая обладает безусловным верховенством во всей правовой системе и высшей юридической силой на всей территории России, обеспечена механизмом, позволяющим придать конституционным требованиям реальный характер.

Вслед за Конституцией РФ нормативные акты располагаются по юридической силе в следующем порядке:

– федеральные конституционные законы;

– федеральные законы;

– нормативные указы Президента РФ;

– акты (постановления) Правительства РФ;

– акты федеральных министерств.

Каждый нижестоящий правовой акт должен соответствовать (нс противоречить) вышестоящему.

Российская Федерация является федеративным государством, поэтому в национальную систему права входит вся совокупность актов, принимаемых и действующих как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. С учетом этого следующей ступенью рассматриваемой пирамиды является законодательство субъектов РФ: конституции республик в составе РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, акты, принимаемые законодательными органами субъектов РФ, главами администраций и др.

В современной юридической литературе одним из основных источников права признают закон, являющийся, как отмечалось выше, одним из видов нормативного правового акта. Закон есть нормативный правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.

Юридическая природа закона в отличие от иных нормативных правовых актов заключается в том, что закон – всегда письменный документ, в котором закрепляются юридические нормы или их изменения; акт строго определенных властных структур, как правило, высшего представительного органа страны. В России, в частности, Федерального Собрания РФ высших представительных органов

субъектов РФ или непосредственно народа (когда закон принимается путем референдума), как носителя государственного суверенитета; принимается в особом порядке. Этот порядок закреплен в Конституции страны и в специальных законодательных актах – регламентах палат парламента. Несоблюдение любой из процедур (порядка) влечет признание закона недействительным и не подлежит утверждению или контролю со стороны какого-либо другого органа государства.

Закон может быть отменен или изменен только законодательной властью. Конституционный суд или иной орган конституционного контроля может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его не вправе. Закон с этой точки зрения есть нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического "ранга"; ему в принципе "все под силу", он отличается юридической всеобщностью. Все иные акты "ниже" закона, находятся "под" законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить. В силу этого закон: всегда основной, главный источник национальной системы права; обладает свойством прямого действия, т.е. применяется на всей территории страны без каких-либо ограничений и конкретизирующих актов (за исключением случаев, указанных в самом законе); нормативный акт, содержащий первичные юридические нормы, т.е. такие нормы, которые предназначены для регулирования ключевых государственных позиций по всем важнейшим политическим, экономическим, социальным вопросам.

Нормативно-правовой договор – особая разновидность нормативных правовых актов. Представляет собой волеизъявление самих участников общественных отношений, которое получает поддержку государства.

В целом, данный источник права имеет все основания рассматриваться как самостоятельный. При этом нормативно-правовой договор, в ряде случаев, является эффективным юридическим средством по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях между государствами.

С юридической точки зрения, нормативно-правовой договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В условиях становления рыночной экономики роль договора как инструмента нормативной саморегуляции значительно возрастает. Свобода и равенство сторон предполагают свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного воздействия. ОГЛАВЛЕНИЕм договора поэтому являются взаимоустановленные юридические права и обязанности.

Нормативно-правовой договор заключается на следующих принципах:

– равенства;

– автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления;

– имущественной ответственности за нарушение обязательства.

Особенность нормативно-правового договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и прямо не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Однако следует обратить внимание, что общие правила и процедуры заключения договоров, придания им обязательного характера установлены Конституцией РФ, ГК РФ и другими законами. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора, – чтобы он не противоречил действующему законодательству.

Характерным примером нормативного договора является Федеративный договор от 31.03.1992, провозгласивший независимость России, а также заключаемые впоследствии нормативные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и субъектов РФ. Кроме того, принято считать, что нормативные договоры выступают в качестве основной формы права в международном праве.

Общие принципы права – это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при их пробельности и противоречивости.

Общие принципы права можно подразделить на морально-этические или нравственные и организационные.

Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эта группа принципов непосредственно воздействует на нормативное ОГЛАВЛЕНИЕ права. Вторая группа общих принципов, тесно взаимосвязанная с первой, составляет организационно-процедурную основу права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общественных отношений, выполнение нравом его специфически юридических функций.

Сообразно этому право любого государства, в том числе нынешней России, отличающееся демократическим характером, наряду с особенностями, обусловленными историческим развитием, формой государственно-территориального устройства и другими характеризуется также общими чертами, присущими всякому праву, основанному на международно-признанных, общечеловеческих демократических принципах.

Принципы права не только получают отражение в международных и внутригосударственных декларациях, закрепляются в исходных (отправных, учредительных) нормах конституций и законов демократических государств, но могут также выводиться из общего содержания и духа права той или иной страны.

К организационным принципам российского права относятся: федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве.

Наряду с общими принципами права, изучение которых относится к предмету теории государства и права, существуют также межотраслевые и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами. Сказанное не исключает того, что межотраслевые принципы, действие которых распространяется на две или несколько отраслей права, и отраслевые принципы, действующие в пределах одной отрасли, представляют определенный интерес и для общей теории государства и права.

В качестве примеров межотраслевого принципа можно привести принципы гласности и состязательности (в гражданско-процессуальном или уголовно-процессуальном праве), неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения (практически во всех отраслях права), "закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет" (в уголовном, административном, гражданском и некоторых других отраслях права).

Примерами отраслевых принципов могут служить принципы равенства сторон и свободы договора – в гражданском праве, принцип субординации (соподчиненности) – в административном праве, принцип презумпции невиновности – в уголовном праве и др.

Религиозные нормы (каноны) – это одна из основных исторических форм права, где в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии). В формальном смысле источниками религиозных норм могут быть непосредственно тексты священных писаний (например, Библия, Коран), их толкование богословской доктриной, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, в которых закрепляются и систематизируются религиозно-правовые нормы.

Характерной особенностью религиозных норм является их персональный, а не территориальный характер. Предписания религиозных норм в большинстве случаев распространяются только на представителей определенной религиозной общины в стране. Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Религиозные нормы абсолютно непреложны, так как ссылаются на "высший авторитет".