Формы государства

Говоря о формах государства, обычно имеют в виду два аспекта: формы правления и формы государственного устройства. Формы правления существуют двух видов: монархическая и республиканская.

Монархическая (от греч. monarchia – единовластие) форма правления является наиболее древней. Она существовала с незапамятных времен и вплоть до XX в. была самой распространенной на Земле. Власть в монархиях принадлежала одному лицу – монарху. В современном мире большинство стран отказались от такой формы правления, она продолжает сохраняться не более чем в 1/3 государств. По степени концентрации власти монархии, в свою очередь, делятся на абсолютные (самодержавные) и ограниченные (конституционные).

В абсолютных монархиях власть безраздельно принадлежит монарху, который самостоятельно принимает решения по всем важнейшим вопросам государственной жизни. В наиболее краткой и афористичной форме суть абсолютной монархии выразил французский король Людовик XIV, сказавший: "Государство – это я!". Самодержавной монархией до начала XX в. была Россия. Сегодня абсолютные монархии крайне редки и сохраняются, как правило, в таких экзотических странах, как, например, Катар, Оман или Саудовская Аравия.

Ограниченные монархии составляют большинство из ныне сохранившихся. В них власть монарха ограничена конституцией и парламентом настолько сильно, что он фактически превращается в декоративную фигуру, сохраняющуюся, скорее, как дань традиции и символ единства нации. Положение монарха здесь достаточно ясно характеризуется фразой, определяющей политическую роль английской королевы: "Она царствует, но не правит". Фактически конституционные монархии мало чем отличаются от республик. Примерами таких монархий можно считать уже упоминавшуюся Англию или Японию.

Республиканская (от лат. res publica – общественное дело) форма правления, в которой верховная власть формируется на выборной основе, а законодательная, исполнительная и судебная ветви власти разделены. Республики, в свою очередь, делятся на президентские, парламентские и смешанные.

В президентской республике главой государства и правительства является президент, который избирается народом и несет перед ним ответственность за состояние дел в стране. Он реально руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Пример такой республики – США.

Парламентская республика отличается тем, что в ней центральную роль играет парламент, а глава государства – король или президент – является, скорее, церемониальной фигурой. Воля большинства парламента отождествляется с волей народа. Глава правительства избирается парламентом, обычно из состава партии, получившей большинство голосов на парламентских выборах, и несет ответственность за состояние дел в стране перед парламентом.

В государствах смешанного типа президент формирует правительство и назначает ключевых министров, ответственных и перед ним, и перед парламентом.

По форме государственного устройства различают государства унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство отличается простотой устройства, единой конституцией и гражданством, единой системой органов государственной власти и единым законодательством, действующим без ограничения на всей территории страны.

Федеративное государство характеризуется тем, что входящие в него государственные образования (субъекты федерации), обладают самостоятельностью в решении ряда вопросов, относящихся к сфере внутренней политики. Они имеют собственные конституции (статьи которых не должны, однако, противоречить федеральной конституции), правительства и пользуются автономией в решении многих внутренних вопросов. Однако субъекты федерации не вправе в одностороннем порядке выходить из нее или проводить самостоятельную внешнюю политику.

Конфедеративное государство является более "рыхлым" объединением, чем федерация. Конфедерацию, как правило, образуют независимые государства для согласованного решения какой-либо определенной политической или военной задачи. Такие объединения весьма нестабильны, они либо распадаются после решения поставленных перед ними задач, либо развиваются в федерацию.

Еще более "рыхлыми" являются объединения, которые возникли в течение XX в. К ним можно отнести содружества, состоящие из бывших колоний, группирующихся вокруг своих бывших метрополий, например Британское содружество. В последние десятилетия истекшего века появились такие новые формы объединений, как, например, Европейское союз (ЕС) или Содружество Независимых Государств (СНГ).

Государственный суверенитет

Впервые идея суверенитета возникает в эпоху позднего средневековья как обоснование претензий западноевропейских королей на независимость земель от власти Императора и Паны. Впоследствии та же идея служила им оружием в борьбе против независимости сеньоров, как обоснование права королей на верховную власть в пределах всей контролируемой каждым из них территории.

Впрочем, такую же двойную трактовку суверенитета можно было наблюдать и совсем недавно, когда республики, выходившие из состава СССР на основании деклараций о суверенитете, тут же упраздняли автономные образования на собственной территории, ссылаясь опять таки на идею суверенитета.

В современном понимании суверенитет – это независимость верховной власти, которая не имеет над собой никакой еще более высокой инстанции. Суверенное государство само является источником всех своих обязанностей и прав. Однако не следует путать суверенность с безграничностью в правах и свободой от обязательств, поскольку это будет уже не суверенитет, а "беспредел" – понятие, относящееся уже не к политическому, а, скорее, к уголовному миру.

Действительный суверенитет – это власть, которая не может быть ограничена иной властью, но путем принятия законов или заключения договоров может брать на себя определенные обязательства, выполняя которые, она сама ограничивает пределы собственных притязаний.