Формы государства

Переходя к анализу формы государства сразу следует сказать, что данное понятие имеет комплексный характер и включает в себя несколько элементов. К этим элементам обычно относят форму правления, форму государственного устройства и государственный режим.

Форма правления – это способ организации государственной власти. В современном мире существуют две основные формы правления: монархия и республика. Основное различие между ними явствует из наименований этих форм. Слово "монархия" в переводе с древнегреческого означает "власть одного". Термин "республика", впервые введенный в оборот римлянином Цицероном, переводится с латыни как "общее дело". Таким образом, основной чертой монархии является единовластие, а основной чертой республики – коллегиальность правления. Однако специфика каждой из указанной форм не сводится исключительно к этим чертам.

Говоря о монархии, необходимо отметить, что власть в ней, как правило, передается по наследству. Особенность монархической формы правления состоит также в том, что власть монарха (главы государства) не ограничивается определенным сроком. Она прекращается либо со смертью монарха, либо в результате революции, изменяющей, как правило, и саму форму правления. Монарх не несет ни политической, ни юридической ответственности за осуществляемые им действия. Монархическая форма правления базируется на религиозном сознании народа. Источником суверенитета в таком государстве является Бог.

Республика характеризуется следующими основными признаками. Во-первых, в республиканских государствах значительная часть должностных лиц либо избирается самим народом, либо назначается выборными представительными органами. Во-вторых, должностные лица в республиках осуществляют свои полномочия на срочной (временной) основе. Должностные лица несут при республиканской форме правления и политическую, и юридическую ответственность за свои действия (к мерам политической ответственности, например, относятся импичмент, выражение вотума недоверия и т.п.).

Можно выделить несколько различных видов монархий и республик.

Монархии бывают абсолютными и ограниченными. Под абсолютной монархией понимают такую форму правления, при которой власть главы государства не ограничена ничем. В таком государстве полномочия монарха, по сути, безграничны. Рамками для деятельности монарха в данном случае являются лишь его личная нравственность и ответственность перед Богом (источником суверенитета).

Существует два различных способа ограничения монархии: с помощью специального государственного органа и с помощью закона. Органом, ограничивающим полномочия монарха, как правило, является парламент. Такие монархии обычно называются либо парламентскими, либо дуалистическими в зависимости от соотношения полномочий монарха и парламента.

В качестве закона, ставящего рамки осуществления монаршей власти, как правило, выступает конституция. Государства, в которых закон определяет сферу полномочий монарха и иных государственных органов, называют конституционными монархиями.

В конституционных монархиях глава государства чаще всего играет роль символа и реального участия в осуществлении государственной власти не принимает. В современном мире существуют различные виды республик: парламентские, президентские, смешанные, исламские, народные, социалистические и др.

Для западной цивилизации наиболее характерными являются республики парламентские и президентские. Попытаемся выделить их основные черты.

Парламентская республика

Президентская республика

1) президент является главой государства;

2) президент избирается парламентом;

3) правительство формируется парламентом;

4) вопрос об отставке правительства решается парламентом;

5) президент вправе объявить о роспуске парламента

1) президент является главой государства и правительства (высшего органа исполнительной власти);

2) президент избирается всенародно;

3) правительство формируется президентом;

4) вопрос об отставке правительства решается президентом;

5) президент не обладает правом роспуска парламента

Существуют и иные отличия между президентской и парламентской республиками, носящие менее значимый характер.

Парламентскими республиками в современном мире являются Германия, Италия, Австрия. Типичным примером президентской республики выступают Соединенные Штаты Америки.

Помимо парламентских и президентских республик в современном мире существуют другие виды данной формы правления: смешанные республики, сочетающие в себе черты парламентских и президентских (Франция, Россия), исламские республики (Иран, Ирак), социалистические республики (Куба) и др.

Конституция РФ закрепила ряд норм, ОГЛАВЛЕНИЕ которых дает основание говорить о современной России как о смешанной республике.

Форма государственного устройства характеризует распределение государственной власти по территории страны и определяется способом устройства этой территории.

По форме государственного устройства государства бывают унитарными и федеративными.

Унитарное государство не содержит в своем составе каких-либо иных государственных образований. Это единое, простое государство с точки зрения его территории. В унитарном государстве действует литтть одна система высших органов власти и управления, распространяющая свои полномочия на всю территорию страны. Таким образом, власть здесь осуществляется из единого центра и не дробится между различными регионами. Кроме того, для унитарных государств характерны такие черты, как: наличие единой системы законодательства, охватывающей все основные общественные отношения; наличие единой системы судов (на всей территории страны создаются и действуют единообразные судебные органы, осуществляющие правосудие на основании одних и тех же законов); наличие единого гражданства.

Территория унитарного государства может быть разделена на более мелкие административные единицы. Такое деление, как правило, либо производится для достижения сугубо прагматических целей (упрощение сбора налогов, организация управления на местах), либо складывается исторически. При этом нужно учитывать, что в унитарном государстве составляющие его территории не обладают признаками государственности.

Примерами унитарных государств являются Польша, Франция, Белоруссия.

Федеративное государство отличается от унитарного, в первую очередь, тем, что территория такого государства состоит из иных государственных образований. Таким образом, федерация – это сложное государство, в котором власть дробится между федеральным центром и так называемыми субъектами федерации. К числу федеративных государств относятся Россия, Соединенные Штаты Америки, Индия, Германия, Бразилия, Швейцария и др.

Для всякой федерации характерны следующие признаки: наличие нескольких систем государственных органов (общефедеральные органы и органы, создаваемые и действующие в рамках каждого субъекта федерации); наличие в субъектах федерации своего законодательства (принятого по вопросам, отнесенным к компетенции субъекта); наличие в субъектах федерации своих судов (нс входящих в общефедеральную судебную систему). Иногда субъекты федерации могут иметь и свое собственное гражданство (существующее наряду с гражданством общефедеральным).

Несмотря на то что субъекты федерации обладают значительно большей самостоятельностью при решении кардинально важных вопросов, чем административно-территориальные единицы, существующие в рамках унитарного государства, их принято рассматривать именно в качестве государственных образований, а не государств в прямом смысле этого слова. Субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом.

Таким образом, федерация – это сложное, союзное государство. Дельность ее обеспечивается такими факторами, как наличие федеральных органов государственной власти, федерального законодательства, единого для всех субъектов экономического пространства, единой денежной единицы, единой армии, единой службы государственной безопасности и т.д.

Наиболее важной проблемой в каждом федеративном государстве является вопрос о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. Мировая практика выработала два основных способа решения этой проблемы. Первый из них базируется на принципе "трех сфер полномочий". В законодательстве отдельных государств четко определяется, какие именно полномочия относятся к компетенции центра, какие вопросы решаются совместно центром и субъектами федерации и, наконец, какой круг проблем решается самими субъектами. Второй вариант решения данного вопроса основан на так называемом принципе "остаточной компетенции", в соответствии с которым к ведению субъектов федерации относятся все без исключения полномочия, не вошедшие в сферу компетенции центра.

И унитарные, и федеративные государства неоднородны. Первые подразделяются на два основных вида: унитарные государства с автономиями (Китай, Испания) и унитарные государства без автономий (Польша, Словакия). Под автономией подразумевается возможность региона самостоятельно решать некоторые вопросы общественной жизни. Как правило, автономии существуют в тех унитарных государствах, на территориях которых проживают различные малые нации или народности.

Что касается федеративных государств, они подразделяются на административно-территориальные (США), национально-территориальные (Индия) и смешанные (Россия). В национально-территориальной федерации ее субъекты (государственные образования, входящие в ее состав) создаются на территориях, компактно заселенных представителями определенной национальности.

В административно-территориальной федерации ее субъекты образуются без учета национального принципа. Административно-территориальная федерация, в отличие от национально-территориальной, является более стабильной и более устойчивой формой государственного устройства. Как правило, такому государству в меньшей степени присущи сепаратистские тенденции.

Современная Россия не относится в чистом виде ни к категории национально-территориальных, ни к категории административно-территориальных федераций. Некоторые субъекты РФ созданы с учетом национального критерия (например, Республики Татарстан), а некоторые – без его учета (например, Московская область или Краснодарский край). Подобные государства принято называть федерациями смешанного тина.

Нормы ныне действующей Конституции РФ позволяют говорить о том, что наше государство стало федерацией смешанного типа.

Третьим элементом, характеризующим форму государства, является государственный режим, под которым понимают совокупность методов (способов) осуществления государственной власти. В литературе обычно выделяют два основных вида режима: демократический и авторитарный. Иногда в рамках каждого из этих видов различают некоторые специфические подвиды (например, в рамках авторитарного режима часто выделяют тоталитаризм, деспотию и др.)

Главной чертой демократического режима является реальное участие широких народных масс в осуществлении государственной власти. Само слово "демократия" в переводе с древнегреческого означает "народовластие". Отметим наиболее важные черты этого режима.

1. Парод напрямую либо через своих представителей формирует государственные органы.

2. Государство не только провозглашает, но и реально гарантирует широкий спектр прав и свобод человека.

3. В борьбе за власть принимают участие различные политические партии и массовые политические движения, что говорит о существовании в демократическом государстве либо двухпартийной, либо многопартийной политической системы.

4. В случае столкновения законных интересов граждан с интересами государства приоритет отдается первым.

5. Государство не только вершит волю большинства народа, но и защищает интересы меньшинства.

Авторитарный режим характеризуется следующими признаками.

1. Широкие слои общества не принимают реального участия в осуществлении государственной власти.

2. Все рычаги управления обществом находятся в руках либо узкой группы людей (политической элиты), либо одного человека (вождя).

3. Общество не в состоянии осуществлять реальный контроль за деятельностью государственных органов.

4. Представительные органы в авторитарном государстве либо не существуют вовсе, либо выполняют преимущественно декоративную роль.

5. Во всех сферах общественной жизни, как правило, признается приоритет государственных интересов над интересами индивидуальными, вследствие чего проблема защиты прав человека не рассматривается в качестве одной из основных.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что авторитарный политический режим, как правило, всегда свойственен абсолютным монархиям. Что касается демократического режима, то он, как правило, более присущ конституционным монархиям и республикам.

Авторитарный режим может быть основан как на грубой силе, так и на признании заслуг руководителя (или группы руководителей) со стороны общества. Поэтому нельзя рассматривать данный вид политического устройства лишь с отрицательных позиций.

Конституция РФ декларирует наличие демократического государственного режима в России.