Лекция 11. ФОРМЫ ЭДУКАЦИИ

11.1. Формы эдукации как компонент технологии

11.2. Интерактивное учебное занятие

11.3. Тины и структуры учебных занятий

11.4. Нестандартные учебные занятия

11.5. Модульные формы

11.6. Вспомогательные формы эдукации

11.7. Специфические формы воспитания

11.8. Воспитательные дела

Трудность материала – 0,89 у.е.

Минимальное время – 77 минут

Для самостоятельного изучения материала потребуется 238 минут

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• формы эдукации;

• типы и структуры учебных занятий;

уметь

анализировать учебные занятия;

• применять специфические формы воспитания;

владеть

методикой подготовки воспитательных дел;

• приемами организации продуктивной деятельности.

Формы эдукации как компонент технологии

Формы эдукации (организационные формы учебно-воспитательного процесса) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителей и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы классифицируются по различным основаниям, например по количеству обучаемых, месту, где происходит обучение-воспитание, продолжительности занятий и др. В зависимости от количества обучаемых выделяют массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы эдукации. По месту проведения различают школьные и внешкольные, урочные и внеурочные формы. К первым относятся школьные учебные занятия (уроки), воспитательные дела, работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории, самообслуживание и т.п. Вторая группа включает занятия во внешкольных и внеклассных объединениях (кружках, студиях), домашнюю самостоятельную работу, экскурсии, занятия в музеях, на предприятиях и т.д. По длительности различают классический урок (45 мин), спаренное учебное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), модуль (30– 40 мин), а также занятия произвольной длительности. Занятия, специально направленные на решение воспитательных проблем, например воспитательные дела, также бывают различной длительности.

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная форма (система) обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а теоретические основы разработал Я. А. Коменский. Классно-урочную форму отшлифовали и довели до уровня технологии святые отцы ордена иезуитов под руководством Игнация Лойолы. Именно они позаботились о том, чтобы обучение не слишком отрывалось от воспитания: обучая грамоте, учителя неусыпно радели о развитии нравственных и духовных сил своих учеников. Классно-урочная форма организации обучения характеризуется следующими особенностями:

• постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

• каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

• учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

• каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

• постоянное чередование уроков (расписание);

• руководящая роль учителя (педагогическое управление);

• различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности с индивидуальной. Во-первых, она отличается более строгой организационной структурой. Во-вторых, она экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся. В-третьих, она создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена снижающих ее эффективность недостатков, главными среди которых являются опора (ориентация) на "среднего" ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Классно-урочная форма организации обучения является главной (основной), но кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному – вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т.п. Это консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др. Иногда к внеклассным формам организации обучения относят учебные экскурсии, работу на пришкольных опытных участках, труд в мастерских, школьных кооперативах, походы по родному краю, физкультурные соревнования на стадионах и спортплощадках и т.п. При этом обычно происходит путаница и терминологическая подмена: класс как постоянный состав учащихся отождествляется с классной комнатой для проведения занятий, уроки "со звонками" противопоставляются урокам без них и т.д. Исходя из этого, лишь домашняя самостоятельная работа учащихся и кружковые занятия по интересам могут быть названы вспомогательными внеурочными формами организации обучения.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения-воспитания является урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебно-воспитательного процесса. Несмотря на малую длительность, урок – это сложный и ответственный этап эдукационного процесса, поскольку от качества отдельных занятий в итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в короткие сроки решать задачи обучения и воспитания данного состава учащихся. Дать хороший (качественный) урок – дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Сегодня в некоторых новых типах учебных заведений отказываются от традиционного названия школьного занятия и предпочитают называть уроки "модулями", "парами", "действиями", "маршрутами" и т.п. Однако ни сущность традиционных уроков, ни требования к ним, ни организация от этого не меняются. Каждое качественное учебное занятие должно отвечать ряду общих требований, среди которых выделим:

1) использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение занятия на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;

2) реализацию на занятии в оптимальном соотношении всех принципов и правил эдукации;

3) обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;

4) установление осознаваемых учащимися межпредметных связей;

5) связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;

6) мотивацию и активизацию развития всех сфер личности;

7) логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;

8) эффективное использование педагогических средств;

9) связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;

10) формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;

11) формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний;

12) тщательную диагностику, прогнозирование, проектирование и планирование каждого учебного занятия.

Каждое учебное занятие направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.