Лекция 8. ФОРМЫ АДВОКАТСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ

В результате изучения главы студент должен:

знать

• нормативное регулирование статуса форм адвокатских образований с учетом предложений по реформированию этой сферы организации адвокатуры;

уметь

• анализировать, толковать и правильно реализовывать правовые нормы о формах адвокатских образований;

• формулировать и обосновывать свое мнение о предложениях по реформированию этой сферы организации адвокатуры;

владеть

• навыками самостоятельной подготовки документов, связанных с созданием и деятельностью адвокатских образований; объяснения целей и задач этих документов.

После получения адвокатского статуса каждый адвокат обязан избрать форму адвокатского образования, т.е. ту организацию, где он будет осуществлять свою адвокатскую деятельность. Закон об адвокатской деятельности предусматривает четыре вида адвокатских образований: адвокатский кабинет; коллегия адвокатов; адвокатское бюро; юридическая консультация.

В названном Федеральном законе установлены общие условия индивидуальной адвокатской деятельности в адвокатском кабинете и организации коллективной работы адвокатов с определенными особенностями в коллегии адвокатов, адвокатском бюро, юридической консультации. Необходимо также отметить, что в составе адвокатских образований могут трудиться не только адвокаты, но и стажеры адвоката, помощники адвоката, технический персонал; однако стажеры и помощники адвоката не обладают правами адвоката, они, как и технические сотрудники, де-юре работают по найму, их статус определяется трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ст. 27 и 28 Закона об адвокатуре.

Прежде чем перейти к рассмотрению деятельности адвокатских образований, необходимо уяснить, как осуществляется взаимодействие адвокатской палаты, адвокатского образования, находящегося на территории субъекта РФ, и адвоката.

В п. 2 ст. 20 Закона об адвокатуре содержится норма о свободе выбора формы адвокатского образования и места осуществления адвокатской деятельности адвокатом. Именно поэтому адвокат, являющийся членом адвокатской палаты одного субъекта РФ, вправе осуществлять адвокатскую деятельность в адвокатском образовании, находящемся в ином субъекте РФ.

Как отмечает О. В. Поспелов, "это особенно характерно для адвокатов – членов адвокатских палат Московской и Ленинградской областей, адвокатские образования значительной части которых находятся в Москве и Санкт-Петербурге"[1].

Первоначальная редакция п. 3 ст. 22 Закона об адвокатуре определяла, что учредителями и членами коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр (т.е. члены одной палаты). В последующей редакции такая норма сохранилась лишь в отношении учредителей коллегии.

В соответствии с подп. 11 и 18 п. 3 ст. 31 Закона об адвокатской деятельности совет адвокатской палаты субъекта РФ содействует обеспечению адвокатских образований служебными помещениями, ведет реестр адвокатских образований и их филиалов на территории соответствующего субъекта РФ, а согласно п. 6 ст. 16 п. 4 ст. 17 также уведомляет о приостановлении или прекращении статуса адвоката адвокатское образование, в котором адвокат осуществлял адвокатскую деятельность.

Адвокатские образования, за исключением юридических консультаций, должны лишь предоставлять информацию советам адвокатских палат для ведения реестра адвокатских образований и их филиалов (п. 2 ст. 21, п. 7, 10 и 13 ст. 22 Закона об адвокатской деятельности).

В п. 5 ст. 20 кодекса профессиональной этики адвоката содержится важная норма относительно взаимоотношений между адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями: "Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства жалобы и обращения других адвокатов или органов адвокатских образований, возникшие из отношений по созданию и функционированию этих образований".

В то же время поправки, внесенные в кодекс профессиональной этики адвоката 8 апреля 2005 г. (п. 8 ст. 15), закрепили практику привлечения к ответственности адвоката – руководителя адвокатского образования (подразделения) за неисполнение решений органов адвокатской палаты и ФПА РФ, принятых в пределах их компетенции.

Как отмечает доктор юридических наук Г. Б. Мирзоев, "на практике наблюдается вмешательство, не предусмотренное законом, со стороны некоторых адвокатских палат, которое проявляется, например, в возложении на руководителей адвокатских образований обязанностей по предоставлению в палату сведений об открытых адвокатским образованием счетах в банке, о договорах аренды, о порядке выплаты адвокатского гонорара, сведений о финансовом состоянии коллегии"[2].

Практика показывает, что в некоторых адвокатских палатах руководители адвокатских образований должны отчитываться о работе своих адвокатов перед президентом и советом палаты. Так, в адвокатской палате

Нижегородской области президент палаты "вправе давать поручения руководителям адвокатских образований и другим членам палаты..."[3].

Адвокат самостоятельно избирает форму адвокатского образования и осуществляет свою деятельность только в одном адвокатском образовании, учрежденном в соответствии с п. 2 ст. 20 и и. 4 ст. 15 Закона об адвокатуре.

Согласно п. 6 ст. 15 Закона об адвокатской деятельности о выборе формы адвокатского образования адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня присвоения статуса адвоката, либо внесения сведений об адвокате в региональный реестр после изменения им членства в адвокатской палате, либо возобновления статуса адвоката.

Адвокат изменяет форму адвокатского образования в случае:

– ликвидации того или иного адвокатского образования с последующим учреждением адвокатского кабинета или созданием с другими адвокатами нового адвокатского образования, или вступления в члены адвокатского образования, ранее созданного другими адвокатами, или направления на работу в юридическую консультацию, учрежденную адвокатской палатой;

– выхода из состава учредителей (членов) одного адвокатского образования с последующим учреждением адвокатского кабинета, или созданием с другими адвокатами нового адвокатского образования, или вступления в члены адвокатского образования, ранее созданного другими адвокатами, или направления на работу в юридическую консультацию, учрежденную адвокатской палатой;

– преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро или преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов;

– изменения членства при переходе из одной палаты в другую, связанном, например, с переменой места жительства адвоката.

Адвокат, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре и п. 6 ст. 15 кодекса профессиональной этики адвоката, обязан выполнять решения органов адвокатской палаты и органов ФПА РФ, принятые в пределах их компетенции.

Адвокат также должен участвовать лично или материально в оказании юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, или по назначению органа дознания, органа предварительного следствия, прокурора[4] или суда в порядке, определяемом адвокатской палатой субъекта РФ (п. 7 ст. 15 кодекса профессиональной этики адвоката).

При выборе между тремя основными формами адвокатских образований (адвокатским кабинетом, коллегией адвокатов и адвокатским бюро) адвокат сам решает, какая из них наиболее подходит лично ему.

Обстоятельства, влияющие на выбор адвокатом той или иной формы адвокатского образования, могут быть самыми разными:

1) желание или нежелание адвоката работать в коллективе;

2) размер и порядок налогообложения адвокатов в адвокатских кабинетах и адвокатских образованиях;

3) наличие возможности профессионального роста посредством общения с работающими в адвокатском образовании опытными адвокатами;

4) сложившаяся клиентская база коллегии или бюро, что освобождает (в особенности начинающего адвоката) от необходимости самостоятельного поиска доверителей, и т.д.

Что касается отношений между адвокатами внутри адвокатского образования, то они, согласно ст. 15 кодекса профессиональной этики адвокатов, сводятся к следующим.

1. Адвокат строит свои отношения с другими адвокатами на основе взаимного уважения и соблюдения их профессиональных прав.

2. Адвокат должен воздерживаться от:

а) употребления выражений, умаляющих честь, достоинство или деловую репутацию другого адвоката в связи с осуществлением им адвокатской деятельности;

б) использования в беседах с лицами, обратившимися за оказанием юридической помощи, и с доверителями выражений, порочащих другого адвоката, а также критики правильности действий и консультаций адвоката, ранее оказывавшего юридическую помощь этим лицам;

в) обсуждения с лицами, обратившимися за оказанием юридической помощи, и доверителями обоснованности гонорара, взимаемого другими адвокатами.

3. Адвокат не вправе склонять лицо, пришедшее в адвокатское образование к другому адвокату, к заключению соглашения о предоставлении юридической помощи между собой и этим лицом.

4. Адвокат обязан уведомить совет о принятии поручения на ведение дела против другого адвоката в связи с профессиональной деятельностью последнего.

Если адвокат принимает поручение на представление доверителя в споре с другим адвокатом, он должен сообщить об этом коллеге и при соблюдении интересов доверителя предложить окончить спор миром.

5. Отношения между адвокатами не должны влиять па защиту интересов участвующих в деле сторон. Адвокат нс вправе поступаться интересами доверителя ни во имя товарищеских, ни во имя каких-либо иных отношений.

По данным отчета о деятельности Совета ФПА РФ за период с апреля 2011 г. по апрель 2013 г. по состоянию на 1 января 2013 г. в России было учреждено и действовало 22 980 адвокатских образований, в том числе 2641 коллегия адвокатов, 681 адвокатское бюро, 19 559 адвокатских кабинетов, 99 юридических консультаций. Наиболее привлекательной для адвокатов продолжает оставаться коллегиальная организационноправовая форма деятельности – 44 556 (65,5%) адвокатов избрали местом своей работы коллегию адвокатов[5].

Рассмотрение форм адвокатских образований начнем с адвокатского кабинета, опосредующего индивидуальную деятельность адвоката.

По данным ФПА РФ, в 2005 г. 11 941 адвокат работали в адвокатском кабинете, что составляло 20,7% от всех 57 740 адвокатов и 81,7% от всех 14 609 адвокатских образований в России. В 2006 г. аналогичные показатели увеличились как в абсолютных цифрах, так и в процентном соотношении: в адвокатских кабинетах работали 12 736 адвокатов (21,4%) от всех 59 614 адвокатов, количество адвокатских кабинетов составляло 83,8% от всех 15 200 адвокатских образований[6]. По состоянию на 31 декабря 2009 г., по данным (ОНА РФ, в реестрах адвокатских палат зарегистрировано 15 978 адвокатских кабинетов, а по состоянию на 1 января 2013 г. – 19 559 адвокатских кабинетов[5].

Чаще всего наименование адвокатского кабинета в реестре адвокатских образований, который согласно подп. 18 п. 3 ст. 31 Закона об адвокатуре ведет совет адвокатской палаты, помимо указания на субъект РФ, на территории которого учрежден адвокатский кабинет, включает в себя полное имя адвоката (с указанием его фамилии, имени, отчества) и порядковый номер кабинета, присвоенный палатой при учреждении последнего.

Важное отличие этой формы адвокатской деятельности от других в том, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Спорным вопросом, связанным с созданием адвокатского кабинета, остается уведомительный порядок его учреждения самим адвокатом.

"Об учреждении адвокатского кабинета адвокат направляет в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об адвокате, место нахождения адвокатского кабинета, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом", – гласит п. 2 ст. 21 Закона об адвокатуре.

Советы адвокатских палат, как правило, полагают необходимым заменить уведомительный порядок создания адвокатских кабинетов на разрешительный, а адвокаты, работающие в адвокатских кабинетах, возражают против подобного изменения Закона об адвокатской деятельности.

Аргументация сторонников разрешительного порядка создания адвокатских кабинетов сводится к трем основным тезисам:

1) молодые адвокаты со стажем до 5–6 лет не обладают достаточным опытом индивидуальной работы, который можно приобрести только в коллегии адвокатов, постоянно общаясь с опытными коллегами;

2) почти повсеместное отсутствие оборудованных служебных помещений у адвокатов, работающих в адвокатских кабинетах, умаляет авторитет адвокатуры, понижает стандарты качества работы таких адвокатов;

3) многие адвокаты, работающие в адвокатских кабинетах, стремятся к бесконтрольности, их трудно найти гражданам, нуждающимся в квалифицированной юридической помощи, и членам совета адвокатской палаты субъекта Федерации[8].

О. В. Поспелов считает, что уведомительный порядок создания адвокатского кабинета должен быть сохранен, так как практика пятилетнего применения не выявила достаточных поводов для его замены на разрешительный порядок. Более того, разрешительный порядок отрицал бы как профессионализм адвоката, подтвержденный самим фактом присвоения ему статуса адвоката, так и предусмотренный Законом об адвокатуре принцип равноправия адвокатов (п. 2 ст. 3) в части свободного выбора самим адвокатом формы адвокатского образования (п. 2 ст. 20)[9].

Согласно п. 6, 7 ст. 21 Закона об адвокатской деятельности адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних, а жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

Данные нормы являются еще одним отличием статуса адвокатского кабинета от других форм адвокатских образований деятельности.

Некоторые адвокаты имеют одновременно несколько помещений, в которых размещают свой адвокатский кабинет. Закон не запрещает иметь адвокату дополнительные помещения адвокатского кабинета, при этом на них распространяется режим адвокатской тайны в силу п. 3 ст. 8 Закона об адвокатуре. Кроме того, они могут находиться и на территории другого субъекта РФ. Адвокат не обязан сообщать об их наличии в совет региональной адвокатской палаты, поскольку последний ведет реестр лишь основных помещений адвокатских образований и их филиалов, созданных членами адвокатской палаты на территории соответствующего субъекта Федерации[10].

Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета.

Адвокат в адвокатском кабинете вправе по трудовому договору принимать на работу наемный персонал: секретаря, помощников, стажеров, бухгалтеров и т.д.

Самостоятельность работы адвоката в адвокатском кабинете по сравнению с иными коллективными формами адвокатских образований отмечается многими исследователями адвокатуры в качестве несомненного достоинства адвокатского кабинета. Например, А. В. Сучков назвал адвокатский кабинет "высшей организационной формой адвокатской свободы"[11].

Однако, несмотря на определенные преимущества работы адвоката в адвокатском кабинете, есть и существенные риски, которые связаны в основном с повышенной вероятностью привлечения к ответственности за нарушения налоговой отчетности адвокатов, отсутствием оперативной и действенной поддержки коллег в случае возникновения серьезных конфликтов с правоохранительными органами и доверителями, затруднениями в информационном взаимодействии с советами адвокатских палат.

Закон об адвокатской деятельности предусматривает две учреждаемые самими адвокатами коллективные формы адвокатских образований: коллегию адвокатов и адвокатское бюро.

Коллегия адвокатов – наиболее распространенная на сегодняшний день коллективная форма адвокатских образований, именно ее, по данным ФПА РФ, выбрало подавляющее большинство российских адвокатов.

В 2005 г. в коллегиях адвокатов было 41 912 адвокатов (72,6% от всех 57 740 адвокатов), в 2006 г. – 42 216 адвокатов (70,8% от всех 59 614 адвокатов в России). В 2005 г. 1977 коллегий составляли 13,5% от всех 14 609 адвокатских образований, в 2006 г. 2132 коллегии – 14% от всех 15 200 адвокатских образований, созданных тогда в России. Коллегии адвокатов существуют в каждом субъекте Федерации[12]. По данным ФПА РФ, по состоянию на 31 декабря 2009 г. в реестрах адвокатских палат было зарегистрировано 2342 коллегии адвокатов, а по состоянию на 1 января 2013 г. – 2641 коллегия адвокатов[5]. Коллегии адвокатов могут образовывать свои филиалы не только в субъектах РФ, в которых учреждены сами коллегии, по и в других субъектах Федерации, а также в зарубежных государствах.

Небезынтересно, что ЕСПЧ определяет коллегии адвокатов как профессиональные объединения – корпорации публичного права, отмечая: "Применительно к коллегиям адвокатов данная особенность правового статуса усиливается их целью служения общественному интересу путем оказания свободной и надлежащей правовой помощи в сочетании с государственным контролем за осуществлением юридической практики и соблюдением норм профессиональной этики"[14].

Адвокатское бюро – это форма адвокатского образования, которую выбрали 3% российских адвокатов: 1769 – в 2005 г., 1809 – в 2006 г. Общее количество созданных адвокатских бюро составляет 3% от всех адвокатских образований в России: 450 – в 2005 г., 506 – в 2006 г. Если в 2005 г. адвокатских бюро не было в 24 субъектах Федерации, то в 2006 г. – в 23 субъектах. В Москве, Московской области и Санкт-Петербурге сосредоточено около 60% всех адвокатских бюро и адвокатов, работающих в них. По итогам 2005–2006 гг. в целом по России усредненное количество адвокатов в коллегиях составляло 20 человек, в бюро – 3,8 человека[15]. По данным ФПА РФ, по состоянию на 31 декабря 2009 г. в реестрах адвокатских палат было зарегистрировано 344 адвокатских бюро, а по состоянию на 1 января 2013 г. – 681 адвокатское бюро[5].

Анализ ст. 22 и 23 Закона об адвокатуре позволяет выделить сходства и различия двух форм адвокатских образований.

Сходства коллегии адвокатов и бюро:

1) являются коллективными формами адвокатских образований;

2) их вправе учредить адвокаты только из одного реестра адвокатов;

3) являются юридическими лицами;

4) считаются учрежденными с момента их государственной регистрации;

5) вклады учредителей принадлежат им на праве собственности;

6) могут быть преобразованы только в иную коллективную форму адвокатского образования ("друг в друга");

7) их члены (адвокаты) несут личную профессиональную ответственность перед доверителями;

8) вправе открывать филиалы;

9) обязаны уведомлять адвокатскую палату об изменениях состава своих членов-адвокатов;

10) являются некоммерческими организациями (основные цели – не получение прибыли, а организация адвокатской деятельности своих членов-адвокатов, упорядочение взаимоотношений между адвокатами-членами и между данными адвокатскими образованиями и третьими лицами);

11) являются налоговыми агентами для своих членов-адвокатов, а также их представителями по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителями по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии и бюро.

Различия коллегии адвокатов и бюро.

1. В отличие от коллегии, в адвокатском бюро имеются адвокаты-партнеры. Согласно и. 3 ст. 23 Закона об адвокатуре в соответствии с партнерским договором адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. При этом норма о том, что партнерский договор содержит конфиденциальную информацию, имевшаяся в ст. 23 Закона об адвокатуре, была исключена Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ. Кроме того, партнерский договор не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро.

2. Различный субъектный состав при заключении соглашения об оказания юридической помощи. При членстве адвоката в коллегии стороной такого соглашения является адвокат. В отличие от коллегии, в бюро стороной в данном соглашении будет не конкретный адвокат, а все адвокаты – партнеры бюро. В силу п. 5 ст. 23 Закона об адвокатуре соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей.

3. Общая ответственность адвокатов бюро перед доверителями. Адвокаты – партнеры бюро, в отличие от адвокатов – членов коллегии, несут общую ответственность перед всеми доверителями, с которыми управляющий или иной партнер заключил соглашения об оказании юридической помощи. Солидарная ответственность адвокатов – партнеров бюро установлена п. 7 ст. 23 Закона об адвокатской деятельности: "С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц".

4. Наличие срока действия партнерского договора в бюро, в отличие от коллегии адвокатов, которая создается, по общему правилу, на неопределенный срок. Истечение срока действия партнерского договора влечет прекращение деятельности адвокатского бюро.

5. Запрет адвокатам заключать соглашения об оказании юридической помощи с момента прекращения партнерского договора в бюро (п. 12 ст. 23 Закона об адвокатуре).

6. Особый порядок хранения досье (производств) адвокатов, вышедших из бюро. Согласно п. 8 ст. 23 Закона об адвокатской деятельности при выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь.

Следует также указать, что адвокатские бюро чаще всего создаются для специализации в сфере оказания правовой помощи организациям ("бизнес-адвокатуры").

В целом проведенный анализ сходства и различия правового статуса коллегии адвокатов и адвокатского бюро позволяет согласиться с мнением о том, что преимущественно индивидуальная адвокатская деятельность по оказанию юридической помощи гражданам на основе коллективной организации предпочтительнее в коллегии, командная же адвокатская деятельность по юридическому сопровождению предпринимательства при наличии общей ответственности адвокатов-партнеров целесообразнее в бюро[17].

В п. 1 ст. 24 Закона об адвокатуре определено, что в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ учреждает юридическую консультацию.

Проблема отсутствия адвокатов в отдаленных и малонаселенных районах всегда была актуальна для России. В таких районах не было присяжных поверенных, членов советских коллегий адвокатов, адвокатов в 90-е гг. XX в. В 2002 г. Г. М. Резник писал, что примерно в 200 районах вообще нет адвокатов[18].

Юридические консультации могли бы решить эту многолетнюю проблему при желании их создавать. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Законом об адвокатуре.

После согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ условий, предусмотренных подп. 4 п. 3 ст. 24 Закона об адвокатуре, совет адвокатской палаты принимает решение об учреждении юридической консультации, утверждает кандидатуры адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации, и направляет заказным письмом уведомление об учреждении юридической консультации в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консультациях. При этом советом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях, дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты.

Право адвоката на свободный выбор кабинета, коллегии или бюро не вызывает сомнений, а вот обязательность согласия адвоката при его направлении для работы в юридическую консультацию не закреплена в виде однозначно понимаемой нормы в Законе об адвокатуре, положение и. 2 ст. 20 которого о добровольности выбора адвокатом формы адвокатского образования не упоминается в специальных нормах, касающихся юридических консультаций. Совет адвокатской палаты утверждает порядок направления адвокатов для работы в юридических консультациях и непосредственно направляет конкретного адвоката в ту или иную юридическую консультацию (п. 4 и 5 ст. 24 Закона об адвокатуре).

По мнению отечественного исследователя О. В. Поспелова, подобная ситуация создает потенциальную возможность ограничения права адвоката на свободный выбор формы адвокатского образования при его направлении для работы в юридическую консультацию против его воли[19].

Учитывая, что за неисполнение решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции, статус адвоката может быть прекращен в силу подп. 3 п. 2 ст. 17 Закона об адвокатуре, отказ адвоката от направления на работу в юридическую консультацию формально может быть расценен как основание для прекращения статуса адвоката. Вместе с тем, исходя из ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей запрет принудительного труда, для такой оценки нет конституционно-правовых оснований. Нельзя согласиться с утверждением, что адвокаты должны работать в юридических консультациях не на добровольной основе[20]. Направление адвоката на работу в юридическую консультацию без его согласия, вне всякого сомнения, не соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Юридическая консультация – единственная форма адвокатских образований, которая учреждается не самими адвокатами, а советом региональной адвокатской палаты по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации в судебном районе, в котором на одного федерального судью приходится менее двух адвокатов.

Фактически юридические консультации должны создаваться в малонаселенных и отдаленных местностях, где иные адвокатские образования не могут работать в условиях самофинансирования по причине отсутствия минимально необходимого количества платежеспособного населения. Бремя основных материально-технических и финансовых затрат по обеспечению деятельности юридических консультаций возлагается на государство в лице соответствующих субъектов РФ.

В 2003 г. президент адвокатской палаты Московской области А. П. Галоганов писал, что юридические консультации не имеют будущего, вместо них целесообразнее создавать филиалы коллегий адвокатов там, где они сохранятся[21]. В 2005 г. президент адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа В. Ф. Анисимов назвал юридическую консультацию "мертворожденным ребенком" и предложил вместо них назначать адвокатов-кураторов из адвокатских образований, созданных в труднодоступных и малонаселенных местностях[22]. "Существенный недостаток закона (статьи 24) – это неопределенность регламентации порядка направления адвоката на работу в юридическую консультацию, что нашло свое отражение в комментариях к Закону" – полагает О. В. Поспелов[23].

По состоянию на 1 декабря 2007 г. законы или правительственные акты о создании и деятельности юридических консультаций были приняты в 19 субъектах Федерации. Анализ содержания этих законов позволяет сделать вывод о стремлении большинства региональных властей сэкономить бюджетные средства, выделяемые на нужды юридических консультаций[24].

Согласно изменениям, внесенным в п. 9 ст. 25 Закона об адвокатуре Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, "материально- техническое и финансовое обеспечение оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации".

Теперь в субъектах РФ, где функционируют юридические консультации, за счет средств региональных бюджетов должны возмещаться транспортные и командировочные расходы адвокатов, а также ОГЛАВЛЕНИЕ арендованных ими помещений в упомянутых местностях.

Несомненным отражением отрицательного первоначального отношения региональных адвокатских палат к юридическим консультациям является закрепление в уставах адвокатских палат Республики Алтай и Республики Дагестан, Ивановской и Кемеровской областей норм о допустимости их создания лишь при наличии бюджетного финансирования, а также отсутствие упоминания о них вообще, например в уставе адвокатской палаты Республики Саха (Якутия)[25].

Несмотря на это, в конце 2007 г. стало известно, что юридические консультации должны быть созданы в 1647 (59%) из существующих 2800 судебных районов России[26]. Следует заметить, что исходя из логики ч. 2 ст. 21 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" судебным районом понимается территория, подсудная районному суду общей юрисдикции.

По данным ФПА РФ, в 2005 г. в шести субъектах РФ было 27 юридических консультаций, в которых работали 103 адвоката, что составляло 0,18% от общего количества всех 14 609 адвокатских образований и 0,18% от всех 57 740 адвокатов. В 2006 г. аналогичные показатели увеличились как в абсолютных цифрах, так и в процентном соотношении: в десяти субъектах Федерации было 52 юридические консультации, в которых работали 133 адвоката – 0,22% от всех 59 614 адвокатов, количество юридических консультаций составляло 0,34% от всех 15 200 адвокатских образований. Наибольшее распространение в 2006 г. юридические консультации получили в Республике Калмыкия: 90 адвокатов, работавших в них, составили 73,17% от 123 адвокатов республики; 15 консультаций – 75% от 20 адвокатских образований, созданных на ее территории. В остальных девяти регионах эти показатели составили от 0,4 до 36,7% и от 0,8 до 16,7% соответственно[27]. По данным ФПА РФ, по состоянию на 31 декабря 2009 г. в реестрах адвокатских палат было зарегистрировано 82 юридические консультации, а по состоянию на 1 января 2013 г. – 99 юридических консультаций[5].

Необходимо указать, что социальная адвокатура существует в России в формах юридических консультаций, а как индивидуальная адвокатская деятельность – в практике каждого адвоката, оказывающего бесплатную юридическую помощь гражданам.

Таким образом, Закон об адвокатской деятельности разграничивает формы адвокатских образований, где адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность, от формы корпоративного самоуправления (адвокатских палат субъектов РФ), призванных осуществлять общекорпоративное управление.

Адвокатская палата, адвокатское образование и адвокат являются ныне относительно самостоятельными элементами системы организации российской адвокатуры.