Формирование, типология и функции политической элиты

В теории политических элит особое место занимает вопрос о механизме ее формирования и воспроизводства. Социальная представительность и качественный состав политической элиты во многом зависят от системы их рекрутирования.

В современной политологии принято различать две основные системы рекрутирования политических элит – антрепренерскую (название этой системы берет начало от французского entrepreneur, что означает "предприниматель") и систему гильдий (это название берет начало от немецкого gilde, что означало в Средние века "объединения, защищающие интересы и цеховые привилегии своих членов"). При этом следует заметить, что в действительности они в той или иной форме сочетаются, и недостатки одной компенсируют достоинства другой.

Антрепренерскую систему отличают:

– открытость, широкие возможности для представителей общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

– небольшое число институциональных фильтров, т.е. формальных требований для занятия должностей;

– широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все граждане страны;

– высокая конкурентоспособность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций;

– первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку среди широких социальных слоев.

Данная система распространена в большинстве современных стран Западной Европы и США, так как является демократичной, динамичной и способной к инновациям. Ее недостатками являются частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, конфликты внутри элиты, значительная вероятность выдвижения людей непрофессионалами, склонными к популизму. Политическая практика свидетельствует о том, что данная система наиболее полно отвечает современным социально-политическим реалиям и позволяет в результате рекрутирования войти в политическую элиту представителям различных социальных слоев, но вместе с тем сохраняют свое значение и факторы происхождения, наличие собственности.

Для системы гильдий характерны:

– закрытость, отбор претендентов на высокие должности главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное, постепенное продвижение по ступенькам служебной иерархии;

– высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров – формальных требований для занятия должностей: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой должности, положительная характеристика, национальность, вероисповедание;

– узкий, относительно закрытый круг селектората (от лат. selector – сортировщик), в который, как правило, входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель – глава государства или фирмы.

Система гильдий преобладала в тоталитарных странах. Ее элементы имеются в Великобритании, Германии, Японии. Например, в Германии для того, чтобы сделать карьеру, необходимо, как минимум, отвечать следующим требованиям: во-первых, происхождение родителей кандидата должно быть достаточно высоким. Компенсацией за недостаточное репрезентативное происхождение может быть брак с представителями более высокой социальной группы; во-вторых, необходим определенный тин воспитания, как правило, его можно получить в большом городе в соединении с университетским образованием; в-третьих, кандидат должен исповедовать одну из двух основных религий, распространенных в стране, и придерживаться определенной системы взглядов.

Система гильдий также имеет свои достоинства и недостатки. Среди ее сильных сторон – высокая предсказуемость политических решений, преемственность политических курсов, а также малая вероятность внутренних политических конфликтов. Вместе с тем в данной системе генерирует бюрократизм, который в свою очередь порождает конформизм и консерватизм, что способствует постепенной деградации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту, неспособную к эффективному управлению. Ярким примером является российское государство эпохи социализма.

В чистом виде вышеуказанные системы не существуют. В современной России, несмотря на декларирование демократического принципа при формировании элит, ярко выражен гильдейский подход.

В стране стали формироваться списки резерва управленческих кадров под патронатом Президента Российской Федерации, в которые входят представители федеральных органов власти, региональных органов власти, бизнеса, а также представители науки, образования, общественных организаций. В первой сотне резерва 5% молодых людей до 29 лет, 11% женщин. Существенных изменений, по всей вероятности, не произошло и при формировании тысячного резерва (на сайте Президента России опубликован список из 500 человек, вторая половина засекречена). Формирование списка не проводилось на открытой конкурсной основе. Политические реалии российской действительности свидетельствуют о превращении политической элиты в закрытую. Это подтверждается и изменениями, связанными с формированием представительных органов власти. С 2001 г. изменена процедура формирования Совета Федерации посредством назначения его членов, а с 2005 г. произошел переход от выборов глав субъектов Российской Федерации к их фактическому назначению. Увеличение минимальной численности партий и предъявление к ним довольно серьезных формальных требований при участии в выборах представительных органов власти приведет к их трансформации или исчезновению с политического поля как самостоятельных политических субъектов, что в свою очередь будет способствовать четкому определению круга политической элиты.

Одной из особенностей современной российской элиты является ее милитократический (от лат. militaris – военный) характер. Причем доля военных у власти постоянно увеличивалась. При первом Президенте СССР М. С. Горбачеве доля военных в политическом классе страны составляла примерно 3,5%. В то время как при первом Президенте России Б. П. Ельцине доля военных в правящем классе выросла примерно до 17,5%. При втором Президенте России В. В. Путине она составила 25%, причем в высшем руководстве страны – 58,3%. Наметившаяся тенденция – каждый четвертый в политической элите – военный – сохраняется и при третьем Президенте России Д. А. Медведеве. Незначительные изменения произошли при четвертом Президенте России В. В. Путине. Другой особенностью является концентрация экономической власти в руках бюрократии и политических сил страны.

Современная российская политическая элита сохраняет господствующее положение благодаря социальной апатии, инерции народного послушания власти, его боязни ухудшения экономического благосостояния, особенно, в настоящее время, в условиях усугубления и нарастания негативных последствий мирового экономического кризиса. Становление рыночной экономики и правового государства реально лишь при создании новой эффективной системы рекрутирования политической элиты, которая, как показывает опыт, основывается на конкурентных началах.

Впервые попытка классифицировать элиты была предпринята Р. Миллсом. Он различал элиты по видам деятельности – политическую, экономическую и военную. В своей работе "Властвующая элита" он выделял две группы властвующей элиты. В первую группу он относил политическую элиту – те, кто избран народом и имеет легитимное право принимать политические решения. Во вторую группу входят элиты в политике – те, кого народ не избирал, но они имеют значительное влияние на процесс принятия политических решений.

Современные политологи, как западные, так и отечественные, предлагают свои варианты классификации элит по ряду других оснований.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются: на наследственные (например, аристократия), ценпостные (лица с престижным общественным или должностным статусом), властные (непосредственные обладатели власти) и функциональные (профессиональные управленцы). Согласно позиции в управлении обществом различают: с одной стороны, правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлиту); с другой – высшую, среднюю и административную элиты. Высшая политическая элита включает в себя политическое руководство государства – монарха, президента, премьер-министра, спикера парламента, лидеров ведущих политических партий, руководителей фракций в парламенте, т.е. лиц, которые принимают значительные для государства решения. Средняя политическая элита формируется из выборных должностных лиц – депутатов, сенаторов, губернаторов, лидеров мелких политических партий и общественных движений, которые участвуют в подготовке и реализации политических решений. Административная (бюрократическая) элита представляет собой высший слой государственных служащих (т.е. чиновничества), занимающих руководящие должности в органах государственного управления, предназначенных для исполнительной деятельности. Однако практика свидетельствует, что административная элита оказывает большое влияние на принятие политических решений и формирование политического курса в целом.

В соответствии с типом правления можно классифицировать политическую элиту на авторитарную, тоталитарную, демократическую (либеральную); по форме принадлежащей собственности – на аграрную, промышленную, финансовую, интеллектуальную; по видам рекрутирования (отбора) – на открытую, рекрутирующуюся из различных слоев общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды.

Политические элиты выполняют в обществе следующие функции:

выражение совокупного интереса представляемых ими классов или социальных слоев, разработка механизмов реализации этих интересов;

– формирование и реализация политического курса на основе учета всех социальных интересов, защита общенационального интереса;

– расстановка руководителей на различные участки государственного управления, выдвижение политических лидеров;

– защита ценностей, характерных для данного общества, и обеспечение на их основе консенсуса по главным направлениям деятельности государства.

Таким образом, политическая элита вне зависимости от механизма ее формирования должна быть способной к решительным, а в случае необходимости и к непопулярным для общества действиям. Ее автономность в принятии политических решений не является абсолютной ввиду контроля со стороны господствующих сил и общества в целом, но вместе с тем длительность ее пребывания у власти зависит от ее способности обеспечить баланс интересов различных групп населения и проводить эффективную политику, направленную на увеличение благосостояния всех членов общества.