Формирование современной теории инноватики

Исследования Й. Шумпетера о нововведениях оказали непосредственное и фундаментальное влияние на формирование современной теории инноватики. Как было уже отмечено выше, инноватика – это область знаний о сущности инновационной деятельности и инновационных процессов, их организации и управления, обеспечивающих трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества, как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и на некоммерческой базе (инновации в социальной сфере).

Свое название "инноватика" получила от термина innovation (инновация, нововведение). Сам термин в российской научной литературе можно встретить с середины 1980-х гг. В Санкт-Петербурге профессор В. Г. Колосов организовывал исследования по изучению процессов трансформации плановой экономики в рыночную. Эти исследования назывались "инжинирингом". Также А. Г. Поршневым в Государственном университете управления, в 1990 г. была основана кафедра управления инновациями, на базе которой изучались механизмы управления инновациями в экономических и социальных системах. Спустя какое-то время эти российские научные школы стали одними из ведущих в формируемой новой научной области знаний – инноватике.

Инноватика как наука находится на начальном этапе своего развития, сохраняя преемственность с теорией инноваций Й. Шумпетера в экономической области. Однако следует отметить, что специфика этого научного направления заключается в том, что оно имеет междисциплинарный характер, и в его рамках интегрируются знания об инновациях, инновационной деятельности и инновационных процессах в разных научных направлениях (экономике, социологии, философии, политологии, психологии, кибернетике, технике, технологии и т.п.).

В широком смысле инноватика изучает закономерности процессов развития, формирования новаций, нововведений, механизмов управления изменениями, преодоления сопротивления нововведениям, адаптации к ним человека, использования и распространения инновационных потоков, инновационной деятельности, их влияния на сферу конкуренции, на развитие общества в целом[1].

Как и любая наука, инноватика имеет два направления развития: теоретическое и прикладное. В рамках теории инноватики исследуются концептуальные основы инноваций, инновационной деятельности и инновационных процессов, проблемы закономерностей и синтеза инновационного развития сложных социально-экономических и технических систем (формирование новых знаний, идей, новых технологий, изобретений, открытий).

В рамках прикладной инноватики решаются вопросы планирования, организации, управления и реализации инноваций и инновационной деятельности.

Основными понятиями теории инноватики являются:

– инновация;

– инновационная деятельность;

– инновационный процесс.

Понятие "инновация" в настоящее время имеет много определений. Это объясняется тем, что данное понятие используется в разных отраслях научных знаний. Однако все они сводятся к тому, что понятие "инновация" имеет двойственный характер. С одной стороны, инновация является конечным результатом инновационной деятельности. Инновация (англ. innovation – нововведение, буквально означает "инвестиция в новацию") – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности[2].

С другой стороны, инновация – это процесс реализации новой идеи в конечный продукт, т.е. процесс коммерциализации новации. Процесс введения новаций на рынок принято называть процессом коммерциализации. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, которая превращает ее в источник дохода. Наличие спроса на инновацию свидетельствует о ее конкурентоспособности, что является результатом инновационной деятельности. Инновация – это материализованный результат научно-технической деятельности.

Инновация – это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект[3].

Методология описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется па международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала Руководство Фраскати. Документ получил свое название, потому что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 г.

Периодически положения Руководства Фраскати уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях, в организации научных исследований и разработок. Положения Руководства Фраскати корректируются и дополняются в процессе изменений стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях. В одной из последних редакций Руководства Фраскати (1993) содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам (НИОКР), их состав и границы, а также методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Методика по сбору информации о технологических инновациях основана на рекомендациях, принятых в г. Осло (Норвегия) в 1992 г. Она получила название "Руководство Осло".

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам[4].

Понятие "инновация" взаимосвязано с такими понятиями, как новация, изобретение и открытие. Определение понятия "новация" было дано в параграфе 1.1. К новациям можно отнести: новые знания, новые принципы, методы исследования, изобретение, открытие.

Изобретение – принципиально новое техническое решение, позволяющее значительно повысить технический уровень и качество продукции, усовершенствовать технологию, поднять эффективность и улучшить условия труда[5].

Открытие – установление неизвестных ранее закономерностей, свойств и явлений материального и духовного мира, вносящих коренные изменения в уровень их познания.

В нормативно-законодательной базе России даются следующие определения основных понятий, используемых в инновационной сфере[6].

Новшество – научное знание, обладающее новыми или существенно отличающимися от существующих решениями.

Инновации, нововведения – новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Инновация является конечным результатом основанной па использовании достижений науки и передового опыта деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности.

Во всех определениях отмечается, что неотъемлемым свойством инновации является научная и техническая новизна. Этим инновации отличаются от небольших, несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.); небольших технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства продуктов, не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке[7].

Следовательно, признаками инноваций признаются:

– новизна (радикально новые изменения – возникновение новых свойств, либо относительные изменения – улучшение параметров и характеристик объекта);

– востребованность (рыночная, социально-экономическая и т.д.);

– реализуемость (неограниченность в использовании);

– устойчивый полезный эффект (стабильное улучшение ключевых параметров социально-экономических систем).

Таким образом, инновация в инноватике – это результат обширного, масштабного применения и распространения новых знаний, результатов научной, технической и иной деятельности, которая основывается на научных исследованиях и интуиции.

Инновационная деятельность – процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введения ее на рынок для коммерческого применения. Это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, реализуемых в инновационных технологиях и новом оборудовании. Результатом инновационной деятельности являются новые продукты (услуги) или продукты (услуги) с новыми качествами (инновации)[6].

Осуществление любых инноваций связано с инновационной деятельностью, которая характеризуется как процесс преобразования идеи в конечный результат. Поэтому в официальных документах нормативно-правовой базы по научной и инновационной деятельности инновационная деятельность определяется в качестве процесса.

Инновационный процесс – совокупность этапов создания, освоения, распространения и использования инновации. Инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен также как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Инновационный процесс состоит из следующих этапов:

исследование;

– разработка;

– производство;

– реализация;

– утилизация после использования, если необходимо.

Также к инновационному процессу относятся инновационная деятельность, которая обеспечивает создание инноваций, научно-технические услуги, маркетинговые исследования, бизнес-планирование, оценка экономической эффективности инновационного проекта, обучение и повышение квалификация кадров, организационная и финансовая деятельность.

Инноватика как новая область знаний интегрировала многие идеи теории модернизации, социально-философских и культурологических доктрин, социологии, общей и социальной психологии. В основе формирования теории инноватики и практики ее применения в профессиональной деятельности лежит методология теории систем как фундаментальной базы формирования научно-исследовательской и изобретательской деятельности. Особое влияние на развитие инноватики оказали достижения в области информатики, системного анализа, теории организаций и управления, кибернетики, новейших информационных и социальных технологий.

Информатика – это отрасль науки, изучающая структуру и свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, преобразованием, распределением и использованием в различных сферах деятельности. Информатика ориентирована на изучение методов получения новой информации, которая становится объектом исследования и получения нового знания, т.е. информационной базой для развития инноватики.

Инноватика интегрировала многие идеи теории модернизации, социально-философских и культурологических доктрин, социологии, общей и социальной психологии. Поэтому современная теория инноватики включает следующие основные разделы научных знаний:

– теоретические основы инновационной деятельности;

– модели и моделирование инновационных процессов; организация и управление инновационной деятельностью;

– государственное регулирование инновационной деятельности;

– управление инновационным бизнесом;

– управление инновационным проектом;

– управление инвестициями в инновационные проекты;

– коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности;

– управление человеческими и интеллектуальными ресурсами в процессе инновационного развития социально-экономической системы;

– управление рисками в инновационной деятельности;

– технический маркетинг (маркетинг на ранних стадиях жизненного цикла продукта или технологии);

– логистика инновационных процессов;

– управление интеллектуальной собственностью и интеллектуальным капиталом[9].

Инноватика является теоретической и методологической основой для формализованного описания, моделирования, организации инновационной деятельности и управления ею. В отличие от других научных областей знаний инноватика исследует процесс развития социально-экономических объектов, переход социально-экономических систем из одного стабильного и качественного состояния в другое, отличающееся более высокими параметрами функционирования и результативности. Фундаментальную основу инноватики составляют проблемы создания, идентификации, учета, оценки и управления интеллектуальными ресурсами и интеллектуальным капиталом как новыми экономическими категориями, обеспечивающими возрастающие потребности рынка в продуктах и услугах с новыми качествами.

Предметом исследования в инноватике являются принципы, законы и закономерности инновационных процессов в социально-экономических системах, модели и методы описания, исследования, организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне (национальные инновационные системы), мезоуровне (отраслевые и региональные инновационные системы, инновационные кластеры) и микроуровне (стратегии инновационного развития отдельных предприятий и организаций).

Основными объектами исследования в инноватике являются:

– технологические уклады;

– деловые циклы;

– жизненные циклы продукции, технологий, товаров;

– инновационная деятельность;

– инновационные процессы.

На современном этапе инноватики существуют разные концепции развития. Одна из них – это теория ускорения нововведений, которая связана с быстрым развитием цифровых и нанотехнологий. Фазы изобретений и нововведений имеют тенденцию к ускорению. Например, от изобретения телефонной связи до ее широкого применения понадобилось 56 лет, пейджер продержался на рынке коммуникаций лишь четыре года, так как появилась новая система сотовой связи. В начале 1980-х гг. началась "эра информационных технологий", которая обусловила стремительный рост интеграционных процессов в экономике, информационных связей между бизнесом. Это в свою очередь привело к возникновению ряда проблем, в частности: уменьшению сырьевых ресурсов, экологических загрязнений и многих других. По мнению ряда исследователей, мир переживает завершение цикла роста технических инноваций и появляется потребность в социально-политических нововведениях, которые способствовали бы саморазвитию государств на международном пространстве.

Следует отметить, что на современном этапе развития теории инноваций большое внимание уделяется территориальному аспекту, колебаниям уровня инновационной активности различных стран и цивилизаций.

Особое внимание уделяется разработке экономического механизма реализации инноваций. Большинство исследователей обращают особое внимание на необходимость сочетания рыночного конкурентного механизма (особенно в отношении улучшающих инноваций) с активной государственной поддержкой базисных инноваций, определяющих конкурентоспособность страны. Серьезное внимание уделяется развитию инновационного менеджмента, практическим вопросам коммерциализации технологий. Новым направлением в развитии теории инноваций стало обоснование концепции технологической квазиренты, т.е. получения сверхприбыли в период распространения эффективных инноваций.

По мнению А. И. Пригожина, именно нововведения являются своеобразной "клеткой" развития целенаправленных изменений. В условиях ускоренного общественного развития нововведения в различных сферах жизни (технике, экономике, управлении, культуре) становятся все более частыми и непрерывными. Тенденция к росту нововведений тесно связана с развитием наукоемких производств, в создании которых важны человеческие ресурсы, знания, навыки, ноу-хау.