Лекция IV. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Основное течение современного экономического анализа - мэйнстрим (main stream) - стало результатом двух революций в мышлении ученых-экономистов - маржиналистской (1870-1900-е гг.) и кейнсианской (вторая половина 1930-х - 1940-е гг.). Маржиналистская революция осуществила критический пересмотр систем политической экономии па основе предельных (marginal - англ. и франц.) понятий и привела к новому пониманию предмета и методов экономической науки, определивших ее неоклассическое направление. Оно образовалось благодаря четырем возникшим в ходе маржиналистской революции экономическим школам - австрийской, лозаннской, англо-американской и шведской, из которых австрийская школа осталась особняком, а три другие влились в мэйнстрим.

Неоклассическое направление пришло к такому определению предмета экономической науки: анализ поведения отдельного человека или предприятия с точки зрения соотношения между целями частной выгоды и ограниченными, но допускающими различное (альтернативное) применение, ресурсами. Но повое преобразование в теории, произошедшее благодаря книге английского экономиста Дж. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), расширило предмет экономической пауки включением анализа государственного вмешательства с точки зрения соотношения между благосостоянием различных групп общества и состоянием (устойчивостью и ростом) народного хозяйства.

Вследствие двух революций в экономической науке оформилось деление ее предмета па микроэкономику и макроэкономику, а введение в категориальный аппарат предельных понятий позволило представлять экономические проблемы в виде оптимизационных задач, решаемых с помощью предельного анализа, что способствовало охвату экономической науки математическими методами исследования.

Современный микроэкономический и макроэкономический анализ известен также как "ортодоксальная" экономическая наука, которую автор самого знаменитого учебника по ней американский профессор П. Самуэльсон в общем виде определил так: "Паука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества".

Глава 16 "Маржиналистская революция: истоки и значение. Особенности австрийской экономической школы" рассматривает социально-экономические и интеллектуальные предпосылки формирования маржинализма как новой парадигмы экономического анализа; указывает на прямых и отдаленных предшественников маржинализма; раскрывает принципы теории предельной полезности австрийской школы и объясняет, почему эта школа, внеся существенный вклад в формирование маржиналистской парадигмы, осталась в стороне от математизированной неоклассической экономической теории.

Глава 17 "Неоклассика: лозаннская школа и "математическая экономия"" рассматривает социально-экономические и интеллектуальные предпосылки формирования лозаннской школы, положившей начало математической разработке теории общего экономического равновесия (ТОЭР); раскрывает особенности статического подхода этой школы и ее влияние на первых экономистов-математиков России.

Глава 18 "Неоклассика: англо-американский маржинализма рассматривает социально-экономические и интеллектуальные предпосылки формирования наиболее разветвленной маржиналистской школы - англо-американской; раскрывает вклад этой школы и особенно ее крупнейшего представителя А. Маршалла в обновление категориального аппарата экономической теории, своеобразие равновесного подхода этой школы.

Глава 19 "Коррективы к неоклассике: теории несовершенной конкуренции и анализ предпринимательской функции" раскрывает истоки современных представлений об основных типах несовершенной конкуренции и природе предпринимательского дохода.

Глава 20 "Шведская школа: вклад в анализ проблем капитала, процента, денег и благосостояния" рассматривает особенности формирования шведской школы экономического анализа, се существенный вклад в систематизацию маржиналистской микроэкономики и внесение в неоклассическое направление динамического подхода, создавшего предпосылки для разработки моделей макроэкономики, нацеленных на повышение общественного благосостояния.

Глава 21 "Мейнард Кейнс и макроэкономическая революция" рассматривает социально-экономические, политические и интеллектуальные предпосылки формирования современной макроэкономики Дж. М. Кейнсом и его последователями в англоязычных странах; раскрывает вклад

Кейнса в обновление категориального аппарата экономической теории и разработку новых оснований государственного регулирования экономики; прослеживает истоки основных макроэкономических моделей неокейнсианства.

Глава 22 "Дальнейшая формализация экономического анализа" прослеживает связь макроэкономических исследований с углублением и расширением применения математического аппарата экономической теории (развитие теории общего экономического равновесия и теории благосостояния, эконометрика, исчисление агрегатных народнохозяйственных показателей и моделирование межотраслевых балансов, линейное программирование, теория игр).

Глава 23 "Проблема динамизации экономической теории" раскрывает истоки и различные аспекты разработки современной теории экономического роста.

Глава 24 "За пределами мэйнстрима: национальная специфика экономической науки и альтернативные течения" рассматривает различные экономические концепции, которые являются "неортодоксальными" по отношению к "ортодоксии" мэйнстрима; раскрывает особенности левого кейнсианства и неорикардианства, институционально-социологического направления в США, французского экономического дирижизма, разновидностей неомарксизма в Европе, США и Японии, латиноамериканских макроэкономических теорий.

После изучения части IV студент должен:

знать

- происхождение понятий "предельная полезность", "альтернативные издержки", "комплементарные блага", "краткосрочный и долгосрочный периоды", "предельная производительность" и др.;

- главных представителей австрийской, лозаннской и шведской школ, англо-американского маржинализма, неокейнсианства, эконометрики, различных теорий экономического роста и институционально-социологического направления;

- различие между кардиналистским и ординалистским подходами к оценке полезности;

- различие между общим и частичным рыночным равновесием;

- особенности обоснования корректирующих налогов и субсидий в английском маржинализме;

- различие между трактовками предпринимательской прибыли как факторного и как остаточного дохода;

- шумпетерианскую классификацию предпринимательских инноваций;

- кейнсианскую классификацию спроса на деньги;

- особенности развития математического направления в российской экономической мысли;

- различие между понятиями "экономический рост" и "экономическое развитие" и смысл понятия "зависимое развитие";

уметь

- раскрыть ОГЛАВЛЕНИЕ понятий "окольные методы производства", "специфическое вменение", "ножницы Маршалла", "кумулятивные процессы", "предельная эффективность капитала" и др.;

- формулировать законы Госсена; "основной психологический закон Кейнса"; "критерий Калдора-Хикса";

- иллюстрировать примерами "метод робинзонады";

- объяснить смысл названия главного трактата Л. Вальраса "Элементы чистой политической экономии";

- объяснить, почему Э. Чемберлин противопоставлял теорию монополистической конкуренции теории несовершенной конкуренции Дж. Робинсон;

- объяснить смысл названия главного трактата Дж.М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" и особенности трактовки Кейнсом понятия "классическая экономическая теория";

- показывать связь теоретических предпосылок и категорий Кейнса с обоснованием основных компонентов макроэкономической политики;

- перечислять основные направления неокейнсианства и теории экономического роста;

владеть

хронологией маржиналистской революции и возникновения в ходе маржиналистских экономических школ;

- хронологией формирования неоклассического синтеза;

навыками сводной характеристики маржинализма и неокейнсианства как научных парадигм;

- навыками сопоставления австрийской школы и неоклассического направления современной экономической науки; неоклассического синтеза как "ортодоксии" мэйнстрима и институционально-социологических концепций как "неортодоксальных".