Формирование "социалистического содружества".

Непосредственным результатом провала переговоров о присоединении СССР и стран Восточной Европы к "плану Маршалла" стало совещание представителей коммунистических партий девяти стран 22—28 сентября 1947 г. в курортном местечке Шклярска-Поремба (Польша).

В ходе этого совещания советская делегация выступила с инициативой об образовании Коммунистического информационного бюро (Комин- форм), которое должно было стать координирующим органом в международном коммунистическом движении после роспуска Коминтерна (1943 г.). Идя на создание Коминформа, Москва стремилась повысить уровень управляемости "братскими" коммунистическими партиями как в странах Восточной Европы, так и в развитых капиталистических странах. Сделать это было необходимо ввиду неуклонно надвигающегося раскола европейского континента па два противостоящих друг другу военно-политических блока. Совершенно не случайно, что именно в Шклярской Порембе глава делегации ВКП (б) Андрей Александрович Жданов заявил о том, что мир разделился на два лагеря: империалистический во главе с Соединенными Штатами, и антиимпериалистический во главе с Советским Союзом.

Одновременно шло формирование системы союзных отношений между СССР и восточноевропейскими государствами. К 1947 г. с тремя восточноевропейскими странами у СССР уже были союзные договоры — с Чехословакией (1943 г.), Польшей (1945 г.) и Югославией (1945 г.). В феврале 1948 г. СССР заключил Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Румынией и Венгрией, а в марте 1948 г. — с Болгарией. Все эти договоры были оборонительными союзами, направленными против Германии.

В то же время Москва предприняла шаги, направленные на урегулирование территориальных споров между своими восточноевропейскими союзниками. В декабре 1947 г. в польско-чехословацком Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи стороны отказались от взаимных территориальных претензий, в результате чего юридически была разрешена проблема Тешинской области, оставшейся за Чехословакией. В январе 1947 г. аналогичный союзный договор Болгарии с Румынией зафиксировал таким же путем прекращение спора из-за присоединенной к Болгарии Южной Добруджи. Венгрия и Румыния также заключили союз (январь 1948 г.), в договоре о котором говорилось об отсутствии территориальных претензий друг к другу, что означало повторное признание Будапештом потери Трансильвании.

Но инициативе Кремля в 1948—1949 гг. Чехословакия, Болгария, Польша, Венгрия и Румыния подписали между собой союзные договоры. Союзные договоры с Венгрией, Румынией и Болгарией имела и Югославия. В целом в начале 1949 г. в Восточной Европе существовала мощная договорная система двусторонних союзов, замкнутая на СССР.

Советско-югославский конфликт, разразившийся в 1948 г., безусловно, ускорил процесс консолидации советской сферы влияния в Восточной

Европе. Был создан прецедент невоенного отрыва от советской сферы влияния геополитически важной страны — прецедент, который Вашингтон стремился распространить и на другие "советизированные" страны. При этом Западу не понадобилась даже смена ортодоксального коммунистического руководства; чего же в этих условиях можно было ожидать от коалиционных правительств восточноевропейских союзников Советского Союза? Да и сами коммунистические партии без присутствия советских войск были, как решили в Кремле, сомнительным союзником.

Отказ СССР и стран народной демократии от "плана Маршалла" ставил перед ними задачу поиска экономической альтернативы. Эту задачу призван был решить Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), учрежденный в январе 1949 г. Его участниками стали все социалистические страны Европы, кроме Югославии. В 1950 г. к СЭВ присоединилась Германская Демократическая Республика (ГДР), а впоследствии в него вступили Монголия, Вьетнам и Куба.

Совет экономической взаимопомощи тогда выполнял больше политические, чем экономические задачи — закрепить советское доминирование в регионе путем формирования однотипных экономических механизмов. Что касается собственно экономического сотрудничества, то эффективность СЭВ как координатора экономического сотрудничества восточноевропейских государств была низкой; Советский Союз и его союзники в Восточной Европе предпочитали строить это сотрудничество па основе двусторонних договоров и соглашений.

Столь же трудно шел процесс формирования военного союза социалистических государств. Только в мае 1955 г., после вступления ФРГ в НАТО, в Варшаве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (Варшавский договор). Документ подписали представители Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии. Было принято решение о создании Объединенных Вооруженных Сил (ОВС) социалистических стран и формировании Объединенного командования ОВС.

Выводы

Таким образом, через десять лет после окончания Второй мировой войны Европа вновь оказалась расколотой на противостоящие военнополитические блоки. Однако в отличие от Антанты и Центральных держав в начале XX в., НАТО и ОВД разделяли не только (и не столько) политические разногласия, сколько идеологическая пропасть. Это обстоятельство делало новый конфликт неизбежно затяжным и труднорегулируемым.

При этом уже на начальном этапе "холодной войны" два противостоящих друг друг}' лагеря стремились избежать прямого военного столкновения между собой.