Лекция 18. Формирование системы органов и учреждений юстиции Российской Федерации в 1992–2012 годах

После изучения данной главы студенты должны:

знать

• организационные меры по обеспечению деятельности судов;

• функции Министерства юстиции РФ;

• систему Министерства юстиции РФ;

• перспективы развития органов и учреждений юстиции с 2007 г.;

• основные черты развития пенитенциарной системы;

уметь

• объяснить сущность взаимодействия Министерства юстиции и правоохранительных органов в сфере правового обеспечения деятельности последних;

• объяснить специфику института судебных приставов в современной России;

• охарактеризовать развитие пенитенциарной системы.

Министерство юстиции в 1992–2012 гг. – один из динамично развивающихся центральных органов власти. В период правовых реформ оно претерпело значительные изменения.

Министерство юстиции СССР, доставшееся России в наследство от распавшейся страны, занималось, как видно из предыдущего обзора, финансированием, кадровым обеспечением, организационной работой советских судов, а также нотариатом и адвокатурой. В компетенцию Минюста входило также законотворчество, а в 1991 г. – регистрация и учет партий и общественных организаций, легализованных в период завершения перестройки. Министерство юстиции также подготовило Концепцию судебной реформы РСФСР, принятую в октябре 1991 г.

Кроме того, Министерство юстиции РСФСР, так же как и созданное в 1991 г. Государственно-правовое управление при администрации Президента, было одним из наиболее активных органов власти, поддержавшим Б. Н. Ельцина во время противостояния союзной и российской власти в 1990–1991 гг. и проводником реформ в области юстиции.

В 1992 г., после упразднения и реорганизации министерств бывшего СССР, были укреплены кадровые подразделения в Министерстве юстиции, где в 1993–1994 гг. появились законотворческие управления по борьбе с правонарушениями, по систематизации конституционного, гражданского законодательства. Министерство юстиции приняло активное участие в подготовке проектов всех кодексов отраслевого законодательства страны в конце 1990–2000-х гг. До образования Судебного департамента при Верховном Суде РФ министерство занималось финансированием и материальным обеспечением судов. В 1998 г. для осуществления организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), а также финансирования мировых судей был образован новый орган судебной власти – Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Организация и деятельность его регулировались Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".

Таким образом, были приняты новые организационные меры по обеспечению деятельности судов, проведены мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

После распада СССР в 1991–1993 гг. в России появились акты, позволяющие расширить область функций Министерства юстиции, создать условия для становления новой адвокатуры. Главное направление в деятельности органов и учреждений юстиции обозначила Конституция РФ 1993 г. В свете провозглашенной Б. Н. Ельциным правовой реформы, российское правительство приняло несколько подзаконных актов о дополнительных функциях Министерства юстиции РФ. В частности, в 1995 г. правительственным постановлением на Минюст была возложена юридическая экспертиза правовых актов, принимаемых в субъектах федерации органами государственной власти. Вслед за этим появился Указ 1996 г., развивающий положения об органах и учреждениях юстиции. Так, концепция реформы юстиции, которая была заложена в 1996 г., затем была закреплена в 1997 г. актами о судебных приставах и исполнительном производстве.

Негативную роль в истории юстиции в 1990-е гг. сыграла кадровая чехарда. Мастер рокировок в органах власти, Б. Н. Ельцин в 1990-е гг. сменил шесть министров юстиции, редко кто из них занимал должность более двух лет. Министерство потеряло многих квалифицированных специалистов, само ведомство обрастало негативным ореолом скандалов и коррупционных инсинуаций, компромата в средствах массовой информации. Рейтинг министерства в 1990-е гг. был низкий. Положение начало исправляться в последний год президентства Б. Н. Ельцина. В 1999 г. Указом Президента РФ было утверждено Положение о Министерстве юстиции РФ. В соответствии с проводимой реформой определялось, что Министерство юстиции является федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции, осуществляет управление органами и учреждениями юстиции, координирует их деятельность.

Организационные особенности Минюста были установлены в решении Верховного Суда РФ в 2000 г. В нем указывалось, что как государственный орган оно имеет свой аппарат и свою структуру, но кроме собственной структуры, входящей в организующее единство Министерства юстиции, ему подведомственны различные учреждения и организации, которые не относятся к органам юстиции и не выполняют управленческих функций. Поэтому Верховный Суд РФ счел, что Министерство юстиции и его органы и учреждения на местах образуют систему Министерства юстиции РФ, но не органов юстиции. В соответствии с этим в современной юридической литературе принято считать, что с 2000-х гг. образовалось единство системы юстиции РФ, куда включены все органы и учреждения юстиции, подразделенные на центральный аппарат и местные (территориальные) органы и учреждения в субъектах РФ.

Приватизация, появление земельной собственности способствовали тому, что Министерство юстиции стало играть большую роль в сфере регистрации прав на недвижимость. В 1999 г. был принят закон о государственной регистрации прав в сфере недвижимости. Незадолго до этого, в 1998 г., создан департамент Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Начала складываться система государственной регистрации прав, а Министерство юстиции стало в этой системе федеральным уполномоченным органом, призванным осуществлять здесь кадровую, организационно-методическую работу и контроль. В 1997 г. при Министерстве юстиции был открыт институт государственных регистраторов – специализированное учебное заведение для подготовки квалифицированных кадров.

При создании федерального органа по регистрации прав на недвижимость прерогативу быть уполномоченными государства в этой сфере оспаривали Министерство юстиции, Государственный комитет по земельным ресурсам, Министерство государственного имущества и Госстрой. В период с 1997 по 2008 г., когда федеральным уполномоченным в регистрации недвижимости являлось Министерство юстиции, предполагались меры по совершенствованию методов регистрации прав на недвижимость. В 2008 г., когда данная функция перешла из Министерства юстиции в Министерство экономического развития, Федеральная регистрационная служба и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляли свою деятельность в соответствии со стратегией и целесообразностью развития экономики России. Вместе с тем в современной юридической научной литературе обозначены не только позитивные аспекты того, что в 1998 г. произошла передача регистрационных органов из ведения Министерства экономики в Министерство юстиции, но и констатировалось успешное осуществление юстицией экспертизы и регистрации правовых актов, исполнения судебных решений. Разделение же различных регистрационных функций по нескольким министерствам может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

Однако Министерство юстиции лишилось не всех прав в сфере регистрации. Вместо регистрации недвижимости в 2008 г. министерству были переданы функции федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий. В настоящее время, особенно в свете президентских выборов 2012 г., данная функция должна получить существенное развитие.

В 2000–2008 гг., когда президентом страны был В. В. Путин, Министерство юстиции стало работать эффективнее, появилась преемственность в его деятельности. С 1998 г. министром юстиции бессменно является А. В. Коновалов. По состоянию на май 2012 г. рейтинг министерства под его руководством вновь достиг достаточно высокого уровня. За истекшие более чем десять лет в Министерстве юстиции 2000-х гг. произошли позитивные изменения. В организационном плане министерство сосредоточилось на развитии системы государственной регистрации, формировании в правовом поле страны единой электронной базы данных и информационного обмена об объектах недвижимости, развитии методической базы и совершенствовании законодательства в сфере регистрации прав на недвижимость.

В 2000-е гг. на Министерство юстиции возлагались широкие полномочия. Согласно Указу Президента России 2004 г. Министерство юстиции занималось выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, легализации и апостиля, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. Оно осуществляло правоприменительные функции и функции по контролю и надзору во всей названной сфере.

Минюст координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам.

В поле его деятельности входит государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организации или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Министерство осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной регистрации.

В области нормотворчества Минюст представляет в Правительство РФ предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ, ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; участвует в работе по введению общеправового классификатора отраслей законодательства РФ, в подготовке Свода законов РФ.

Министерство юстиции и его органы выполняют ряд функций по оказанию содействия правоохранительным органам в сфере правового обеспечения их деятельности. Органы юстиции осуществляют полномочия правоприменительного характера в сфере регулирования отношений государства с общественными организациями, физическими и юридическими лицами, с учреждениями, способствующими охране прав граждан и оказывающими юридическую помощь населению.

Возложенные на Министерство юстиции задачи выполняются как непосредственно самим Министерством, так и посредством деятельности органов и учреждений юстиции. В систему Министерства юстиции входят также некоторые учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют определенные управленческие функции. Сюда относятся адвокатура, нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции журналов и издательства при Министерстве юстиции.

Таким образом, современное Министерство юстиции – это многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую централизованную систему органов и учреждений юстиции РФ.

Вся полнота ответственности за выполнение возложенных на Министерство юстиции РФ функций и задач лежит на его центральном аппарате во главе с министром, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министр имеет заместителей, также утверждаемых Президентом РФ. Они несут ответственность за конкретные участки работы в соответствии с проведенным распределением обязанностей.

Значительную роль в работе Минюста и принятии принципиальных решений по организации деятельности органов юстиции играет коллегия Министерства в составе министра, его заместителей и других руководящих работников Министерства. Она рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Министерства юстиции РФ. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами и распоряжениями министра. Минюст России в пределах своей компетенции создает свои территориальные органы, утверждает положения о них, уставы, штатную численность и фонд оплаты труда; решает вопросы об открытии новых учреждений юстиции и иных организаций, о реорганизации или ликвидации существующих.

Федеральное управление Минюста РФ по федеральному округу является окружным территориальным органом Министерства юстиции РФ. В круг его основных задач входит обеспечение реализации Министерством юстиции РФ в федеральном округе государственной политики в сфере юстиции, организация и осуществление контроля за соответствием федеральному законодательству актов органов государственной власти РФ в федеральном округе. Оно также следит за выполнением территориальными органами функций, не входящих в уголовно- исполнительную систему. Во взаимодействии с Управлением уголовно-исполнительной системы при Главном управлении исполнения наказаний контролирует соблюдение законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России. Федеральное управление координирует деятельность территориальных органов и учреждений Министерства юстиции РФ в субъектах РФ, входящих в федеральный округ.

В настоящее время функционируют подведомственные Минюсту РФ учреждения юстиции и научные центры: Государственная регистрационная палата, Научный центр правовой информации, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Российская правовая академия, судебно-экспертные учреждения, Государственные юридические бюро.

Нотариат в реформируемой современной России тесно связан с изменениями, затронувшими всю юстицию страны. В общих чертах канву реформы нотариата можно представить следующим образом. В 1990 г. была создана Ассоциация нотариусов РСФСР. Затем были предприняты меры по разработке принципиально нового, с ориентиром на западный опыт, законодательства об организации и деятельности российских нотариальных органов, результатом которой стали действующие Основы законодательства о нотариате. 11 февраля 1993 г. они были приняты Верховным Советом России.

В соответствии с настоящими Основами нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата. Таким образом, в 1990-е гг. нотариат стал полноценным, независимым институтом защиты прав и интересов граждан, организаций и государства, а нотариус – высокопрофессиональным, беспристрастным советником по правовым вопросам. Кроме того, российский нотариат вступил в Международный союз латинского нотариата, и наши нотариусы получили возможность обмениваться опытом со своими зарубежными коллегами.

В целом необходимо отметить, что организация российского нотариата в 1990–2000-е гг. отражает исторические традиции нотариата, существовавшие на предыдущих этапах. Исключение составляет советский период, хотя формы и виды нотариальной деятельности и порядок ее реализации во многом оставались прежними.

Формировавшаяся в конце XX столетия модель российского нотариата характеризуется пониманием нотариуса как лица, осуществляющего возложенные на него государством функции и во многом не только повторяет национально-исторический опыт, но и воспроизводит опыт латинского нотариата.

Адвокатура после распада СССР сохраняла прежние черты и приобретала новое значение. Наряду с сохранившейся системой юридических консультаций стали появляться частные юридические бюро. Признанием общественной значимости российской адвокатуры стало определение адвокатуры как института гражданского общества. В истекшие после распада СССР 20 лет адвокатура действовала на основании союзного законодательства об адвокатуре, Положения об адвокатуре в РСФСР, утвержденного Законом РСФСР 1980 г. и Основ законодательства РФ о нотариате 1993 г. В 2002 г. вступил в силу новый Закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", который изменил ее правовую природу. Организация стала независимой от государства, расширились права адвокатов, изменилось структурно-организационное устройство адвокатских образований. Адвокат получил широкие процессуальные права, стал более значимой фигурой в уголовном, гражданском, арбитражном процессах, приобрел дополнительный вес в хозяйственной жизни юридических лиц, в защите прав и законных интересов российских граждан, а статус самой адвокатуры закреплен в новом законе как институт гражданского общества.

Институт судебных приставов в современной России также находится в процессе развития. Законопроекты о реформе принудительного исполнения и обеспечения установленного порядка деятельности судов разрабатывались с 1990-х гг. Министерством юстиции РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Общая концепция реформы стала реализовываться в 1995 г. принятием на объединенном судебном пленуме постановления о внесении законопроектов в Государственную Думу РФ.

В 1997 г. Госдума приняла законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". В 1997–2004 гг. подведомственная Министерству юстиции России Федеральная служба судебных приставов прошла период своего организационного оформления, а в соответствии с Указами Президента от 9 марта и 13 октября 2004 г. окончательно оформлена в качестве самостоятельного государственного органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

Основными задачами ФССП российское законодательство 1990–2000-х гг. определило обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, обеспечение порядка и организации исполнения судебных решений и актов других органов, предусмотренных российским законодательством, а также территориальными органами службы судебных приставов.

Система Федеральной службы судебных приставов объединяет центральный аппарат ФССП России, главные управления, управления и отделы в субъектах федерации, в качестве местных структурных подразделений были учреждены районные, межрайонные и специализированные отделы в органах ФССП.

В центральном аппарате ФССП образованы управления по основным направлениям деятельности (обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение судебных актов), а также по организационному, кадровому, материально- техническому обеспечению и научно-методической помощи в организации службы.

Территориальные органы ФССП руководят деятельностью структурных подразделений в субъектах РФ как самостоятельно, так и совместно с другими органами власти, правоохранительными органами, общественными и иными организациями.

Однако процесс формирования и становления службы судебных приставов современной России, появившейся в ходе государственных реформ 1990–2000-х гг., еще не завершен. Ее создание в системе Министерства юстиции РФ, органе исполнительной власти, имеет принципиальное значение для развития структуры судебной власти. Эта служба призвана обеспечить соблюдение процессуального порядка в судебных заседаниях, повысить эффективность исполнения судебных решений, позволить освободить судебную власть от осуществления судами несвойственных им распорядительных функций по выполнению собственных решений, наделить судебного пристава правами, необходимыми для принудительного исполнения решений судов и иных органов. Таким образом, функция вынесения решения (правосудия) отделяется от функции его выполнения. Последнее возлагается на структуру исполнительной власти.

Функционирование службы судебных приставов неразрывно связано с реализацией судебной власти. Поэтому представление об этой службе как обособленной от органов судебной власти, относящейся всецело к структурам исполнительной ветви власти, не соответствует реальной действительности.

Организация деятельности службы судебных приставов предусматривает формирование федеральных органов службы и органов службы в субъектах федерации. В систему службы судебных приставов включаются: Федеральная служба судебных приставов, возглавляемая руководителем федеральной службы; служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом; службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ; районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

Таким образом, служба судебных приставов как одна из разновидностей государственной правоохранительной службы приобрела статус органа исполнительной власти федерального значения, централизованную структуру с вертикальной системой подчинения со значительной организационной и процессуальной самостоятельностью. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на две категории: обеспечивающие установленный порядок деятельности судов и судебные приставы-исполнители, исполняющие судебные акты и акты других органов.

Распад СССР сопровождался глубочайшим социально-экономическим кризисом, затронувшим все сферы, в том числе находившуюся в ведении МВД уголовно-исполнительную систему, где кризис проявился в отсутствии средств обеспечения нормальной работы сотрудников пенитенциарных учреждений и на ОГЛАВЛЕНИЕ заключенных. В местах лишения свободы начались массовые беспорядки. Среди требований, которые выдвигали во время бунтов заключенные, говорилось об улучшении содержания и изменении отношения к отбывающим наказание. Проверки (в том числе с привлечением зарубежных инспекторов) тюрем и лагерей показали, что вся пенитенциарная система находится в плачевном состоянии, характерном для наиболее отсталых стран мира. Многие унизительные, инквизиционные меры по отношению к заключенным, суровый режим содержания, всевозможные ограничения – все атрибуты жесткой репрессивной системы были унаследованы от советских гулаговских традиций. Отмены этих пережитков ожидала и прогрессивная общественность страны, правозащитники. Критическое состояние пенитенциарной системы страны усиливалось жесточайшим экономическим кризисом 1990-х гг., когда не хватало средств даже на самое необходимое.

Выполнение требований заключенных и правозащитников соотносилось с рекомендациями Совета Европы, с пенитенциарной практикой в цивилизованных странах. Поэтому в 1992 г. были внесены изменения в еще советский Исправительно- трудовой кодекс РСФСР 1970 г., направленные на либерализацию условий содержания осужденных и соблюдение гуманного отношения к ним.

Вскоре, в 1993 г., был принят закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", закрепивший предыдущие изменения и учитывающий европейский позитивный опыт пенитенциарной системы. Затем, в 1994 г., произошло слияние Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) и Главного управления исправительно-трудовых лагерей (ГУИТЛ) Министерства внутренних дел России с передачей функций охраны из внутренних войск в уголовно-исполнительную систему.

Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России была одобрена в 1996 г. Б. Н. Ельциным в связи с вступлением России в Совет Европы и принятием закона "О присоединении России к Уставу Совета Европы". Наша страна взяла на себя обязательство привести национальное законодательство в соответствие с общепринятыми международными нормами. В русле этих событий Б. Н. Ельцин 28 июля 1998 г. подписал Указ "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации". С 1 сентября 1998 г. пенитенциарная система вновь стала функционировать в структуре Минюста России. Основным этапом в реорганизации нужно назвать рубеж тысячелетий, когда в 1997 г. началось реальное реформирование уголовно-исполнительной системы, получившей в последующее десятилетие мощный толчок для своего дальнейшего развития.

Этот период сопровождался планомерным обновлением уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, улучшением финансирования системы. В 2006 г. началась подготовка исполнительного кодекса РФ, в 2007 г. был принят закон "Об исполнительном производстве".

Для сотрудников уголовно-исполнительной системы была сформирована сеть специальных образовательных учреждений, созданы Академия права и управления Минюста России и Институт повышения квалификации, открыты службы психологов и социальных работников.

В соответствии с проводимыми реформами в пенитенциарную систему 1990–2000-х гг. стали входить учреждения, исполняющие наказания, уголовно-исполнительные инспекции

для исполнения наказания в виде работ осужденных по месту жительства, исправительные центры для осужденных к ограничению свободы, исправительные колонии общего, строгого и особо строгого режима, колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебно-исправительные учреждения и тюрьмы. Был определен четкий круг задач этого государственного института: исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; привлечение осужденных к труду, а также предоставление возможности общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных; содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность. Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную систему только специально изданным законом.

Активную роль в развитии пенитенциарной системы стали играть общественные, в том числе религиозные и правозащитные организации, возникшие в 1990–2000-х гг., такие как Попечительский совет, благотворительный фонд Попечитель, правозащитники Совета Европы и др. Они привнесли для заключенных как позитивный зарубежный опыт, так и славные традиции меценатов досоветского времени.

Таким образом, в состав уголовно-исполнительной системы современной России входят учреждения, исполняющие уголовные наказания (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, следственные изоляторы, предприятия, специально создаваемые для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы и др.), а также территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы. Центральным органом управления является Федеральная служба исполнения наказаний России. Министерство юстиции РФ осуществляет работу по совершенствованию системы управления и контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. Созданы структуры уголовно-исполнительной системы в федеральных округах. В центральном аппарате Министерства образовано Управление по контролю за исполнением законодательства в учреждениях УИС, а в федеральных управлениях – отделы с аналогичными функциями.

Современная уголовно-исполнительная система России находится в процессе перехода от советских, карательных учреждений для подсудимых и осужденных к цивилизованному пенитенциарному институту.

Образовательные учреждения, подведомственные Министерству юстиции, имеют богатую историю и чтут славные традиции как классического образования Российской империи, так и советского времени.

В настоящее время специализированное образование для судебной системы, а также для органов и учреждений юстиции осуществляют несколько вузов, среди них Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская правовая академия Министерства юстиции РФ. Академия имеет 40-летнюю историю и является правопреемником Всесоюзного института усовершенствования работников юстиции (ВИУРЮ), созданного Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1970 г.

Постановлением Правительства РСФСР от 2 декабря 1991 г. ВИУРЮ был преобразован в Правовую академию Министерства юстиции СССР, а Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1992 г. – в Российскую правовую академию Минюста России. В 1998–2010 гг. Академия осуществляла подготовку специалистов по юриспруденции по всем формам обучения, а с 2011 г. начала работать по магистерским программам. В настоящее время в рамках Российской правовой академии действуют 16 образовательных учреждений. Кроме головного вуза в Москве действуют также филиалы: Дальневосточный (г. Хабаровск), Западно-Сибирский (г. Барнаул), Ижевский юридический институт, Иркутский юридический институт, Казанский юридический институт, Калужский, Поволжский юридический институт (г. Саратов), Ростовский юридический институт (г. Ростов-на-Дону), Северный (г. Петрозаводск), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Махачкала), Средне-Волжский (г. Саранск), Тульский, Уральский (г. Екатеринбург). РПА предлагает достаточно высокий уровень образования, как головной вуз, так и многие из его филиалов осуществляют образовательную деятельность по нескольким направлениям (колледж, бакалавриат, магистратура). В РПА осуществляется подготовка магистров по различным программам, в рамках которых изучается "История органов и учреждений юстиции России".

Подготовка кадров для ФСИН России по программам высшего профессионального образования осуществляется в восьми образовательных учреждениях ФСИН России и семи их филиалах. Головным вузом является Академия права и управления ФСИН России (г. Рязань), на базе которой осуществляется подготовка специалистов для подразделений и служб уголовноисполнительной системы по девяти наиболее востребованным направлениям. Наряду с Академией права и управления ФСИН России в уголовно-исполнительную систему входят Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Владимирский юридический институт ФСИН России с филиалами в Иваново, Казани, Краснодаре, Самарский юридический институт ФСИН России, Псковский юридический институт ФСИН России, Кузбасский институт ФСИН России с филиалами в г. Томске и Уссурийске, Пермский институт ФСИН России, а также Воронежский институт ФСИН России с филиалом в г. Липецке. Подготовка специалистов, бакалавров, магистров также ведется по всем формам обучения.

В целях обеспечения специализированной подготовки кадров по основным видам оперативно-служебной деятельности УИС в 2010 г. было издано распоряжение ФСИН России о специализации образовательных учреждений. В связи с этим создана и развивается система подготовки квалифицированных специалистов для УИС. Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. в Сибирском, Дальневосточном и Центральном федеральных округах созданы новые образовательные учреждения высшего профессионального образования ФСИН, а именно: Кузбасский институт ФСИН России, в составе которого образованы Томский филиал (на базе Томского филиала Академии права и управления) и Дальневосточный филиал (на базе Дальневосточного юридического колледжа), Воронежский институт ФСИН России с передачей в его состав Липецкого филиала Владимирского юридического института ФСИН России.

Кроме того, в 1997 г. при Министерстве юстиции был создан институт государственных регистраторов, призванный стать специализированным учебным заведением для подготовки квалифицированных кадров. В 2012 г. в РПА начали осуществлять подготовку медиаторов.

Педагогизация и психологизация воспитательного процесса, направленная на предотвращение дальнейшей криминализации личности, предметное использование заключений психологов в работе с осужденным – это главная составляющая взаимодействия общества и человека, нарушившего закон. В середине

2000-х гг. были активизированы усилия по совершенствованию воспитательной и социальной работы с осужденными. В учреждениях появился институт социальных работников, развивается психологическая служба, которая обследует более 80% осужденных. ФСИН России особое внимание уделяла деятельности воспитательных колоний, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, укреплению материально-технической базы. Под контролем Минюста в ведение ФСИН в 2007 г. были переданы ПТУ, которые давали возможность получать образование в местах лишения свободы.

Таким образом, Министерство юстиции стало обладать весьма развитой и успешно функционирующей сетью образовательных учреждений, многие из них имеют уникальную специализацию и огромный позитивный опыт. При Министерстве юстиции РФ, кроме академии и образовательных институтов (филиалов) также состоят научные учреждения: Российский федеральный центр судебной экспертизы; Научный центр правовой информации. При этом Российская правовая академия имеет статус центрального научного и учебного учреждения Министерства юстиции РФ.

Судебная система также обладает собственной научно-образовательной базой в лице Российской академии правосудия, где помимо процесса обучения успешно развиваются научные направления, осуществляется издательская деятельность. РАП была создана в соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 1998 г. "О Российской академии правосудия" и Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. "О Российской академии правосудия". Учредителями РАП стали Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ. Российская академия правосудия имеет десять филиалов: Западно-Сибирский (г. Томск), Дальневосточный (г. Хабаровск), Уральский (г.Челябинск), Ростовский (г. Ростов-на-Дону), Центральный (г. Воронеж), Казанский (Республика Татарстан), Северо-Западный (г. Санкт- Петербург), Приволжский (г. Нижний Новгород), Восточно- Сибирский (г. Иркутск), Северо-Кавказский (г. Краснодар). РАП предлагает достаточно высокий уровень образования, как головной вуз, так и многие из его филиалов осуществляют образовательную деятельность по нескольким направлениям (колледж, бакалавриат, магистратура). В РАП осуществляется подготовка магистров по программе "Судебная власть", в рамках которой изучается "История органов и учреждений юстиции России".

Среди негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров для системы правосудия органов и учреждений юстиции, можно выделить Московский институт адвокатуры и нотариата и Училище правоведения Санкт-Петербурга. В региональных центрах и в столицах федеральных округов также осуществляется качественная подготовка по магистерским программам "Судебная власть", специально готовятся кадры для различных органов и учреждений юстиции (например, в Южном Федеральном университете Ростова-на-Дону).

Завершая обзор данной темы и раздела в целом, нужно сказать, что история судебной власти, органов и учреждений юстиции на современном этапе истории страны достаточно уникальна, интересна и поучительна. Она как в зеркале отражает нашу эпоху, когда за последние 20 лет Россия совершила трудный и долгий переход от тоталитарного государства к демократии. Строительство новой Российской государственности и осуществление либеральных реформ сопровождается экономическими, социальными и политическими потрясениями. Процесс модернизации далек от завершения, воспринимается неоднозначно, но это единственно возможный путь для развития Российской Федерации и ее многонационального народа.