Формирование системы "государственного" социализма

Для экономического и политического развития страны 1925 г. стал переломным. К этому времени одновременно с продолжавшимся развитием товарно-денежных отношений стало все отчетливее проявляться стремление государства руководить экономикой страны. Наиболее ярко это проявилось в принятии курса на индустриализацию страны.

К середине 1920-х гг. стал очевидным серьезный разрыв в уровнях экономического развития России и стран Запада. Индустриальным экономикам противостояла аграрно-индустриальная Россия. Руководством государства была поставлена задача превращения России из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, их вывозящую. Важнейшим условием ее реализации являлось выполнение пятилетних планов развития народного хозяйства.

Были разработаны две модели пятилеток - модель Кондратьева и модель Госплана.

Модель первой пятилетки Кондратьева предусматривала сбалансированное развитие всех сфер экономики, прежде всего промышленности и сельского хозяйства; проведение индустриализации по мере создания необходимых условий, в первую очередь финансовых; повышение товарности и интенсификации сельского хозяйства, которое может доставлять основные средства для индустриализации как экспортер и как емкий рынок для промышленных отраслей.

Модель Госплана, разработанная под руководством С. Г. Струмилина, предлагала ускоренное развитие тяжелой промышленности, отказ от рынка и НЭПа, усиление регулирующей роли государства.

Вторая модель полностью отвечала взглядам И. В. Сталина, что и предопределило выбор.

Первый пятилетний план охватывал 1928-1932 гг. На основе госплановской модели были разработаны отправной и оптимальный варианты плана. В отправном варианте учитывались всевозможные неблагоприятные экономические и внеэкономические факторы экономического развития, и потому темпы экономического роста устанавливались на уровне 16%, в оптимальном - 22%. По требованию Станина среднегодовой рост промышленной продукции был утвержден на уровне 45%.

В первой пятилетке изменилась отраслевая структура промышленности - форсированное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, создавались новые центры ее развития. Было построено 1500 заводов и фабрик (на территории современной России - 1,1 тыс.). Среди них - Сталинградский тракторный завод, Горьковский и Московский автомобильные заводы, Магнитогорский металлургический комбинат, угольные шахты в Воркуте и Новокузнецке, Днепрогэс. Появились новые отрасли: производство пластмасс и искусственного каучука.

План по общему объему промышленного производства был выполнен на 93,7%, по тяжелой промышленности - на 108%. Однако показатели по важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении оказались ниже запланированных. В первую очередь не хватало машиностроительной продукции. В 1931 г. СССР закупил Уз машин и оборудования, предлагавшихся на мировом рынке, в 1932 г. - 1/2. Страны Запада переживали жесточайший экономический кризис, цены на мировом рынке упали, это и позволило СССР частично решить проблему нехватки машиностроительной продукции.

Закупки техники оплачивались валютой, золотом. Основные источники доходов бюджета - от национализации промышленности, транспорта, торговли, налоговой системы, внутренних займов, от экспорта сельскохозяйственной продукции, денежной эмиссии - пополнялись средствами от продажи за границей музейных ценностей и за счет созданных в крупных городах магазинов Торгсина (для торговли с иностранцами), в которых граждане могли купить товары, сдав золотые и серебряные изделия, произведения искусства. В условиях карточной системы, введенной в 1928 г., населению приходилось расставаться со своими накоплениями. Удешевляло индустриализацию использование труда заключенных в лагеря "инакомыслящих".

В этот период была создана новая система управления народным хозяйством - на основе отраслевого принципа. В 1932 г. ВСНХ реорганизовали в наркомат тяжелой промышленности. Дальнейшее развитие системы шло по пути разукрупнения наркоматов: в 1939 г. их насчитывалось 34. В результате резко выросла численность чиновников (за первую пятилетку в 16 раз).

В 1930 г. была проведена кредитная реформа, изменившая систему отпуска товаров и оказания услуг в кредит. Краткосрочное кредитование было сосредоточено в Государственном банке. Предприятия получали средства от банков по планам, составленным трестами, в которые они входили. В результате кредитование стало осуществляться "под план", что подрывало сохранявшиеся остатки самостоятельности предприятий.

Реформа налоговой системы утвердила налог с оборота и отчисления от прибыли.

Второй пятилетний план развития народного хозяйства был принят на 1933-1937 гг. Основной задачей провозглашалось завершение технической реконструкции народного хозяйства; развитие машиностроения и энергетической базы. Плановые показатели были приближены к реальным возможностям экономики и устанавливались на уровне 16,5% среднегодового прироста промышленной продукции.

За годы второй пятилетки было построено 4500 предприятий (в России - 2,9 тыс.); валовая продукция промышленности выросла в 2,2 раза. Среднегодовой темп прироста промышленной продукции составил 17%. Активно проводилась техническая реконструкция хозяйства. В 1937 г. более 80% всей промышленной продукции было произведено на новых и реконструированных предприятиях.

Другим важным направлением экономической политики 1930-х гг. была коллективизация сельского хозяйства.

В первой половине 1920-х гг. предполагалось, что сельское хозяйство будет развиваться на кооперативных началах, а в перспективе перейдет к коллективной обработке земли на основе новой техники и электрификации. Однако при практическом выполнении этих задач были нарушены основные принципы кооперации: постепенность, добровольность, экономическая заинтересованность. Форсирование коллективизации привело к сокращению сельскохозяйственного производства, заготовительному кризису 1928 г., введению карточной системы.

В 1930 г. было принято решение о проведении сплошной коллективизации, которая должна была завершиться в 1932 г., а в основных зерновых районах - в 1930-1931 гг. Сжатые сроки диктовали необходимость использования принудительных методов организации колхозов.

Земля, передаваемая колхозу, становилась его вечной собственностью; крестьянин в случае выхода из колхоза превращался в безземельного хозяина; в 1930 г. в деревне был установлен беспаспортный режим, что прикрепило крестьянина к колхозу. Самой жесткой мерой стало раскулачивание. Поскольку понятие "кулацкое хозяйство" было очень расплывчатым, то под раскулачивание попали не только крупные, но и многие середняцкие хозяйства. За первую половину 1930-х гг. было раскулачено 1,1 млн крестьянских хозяйств, имущество которых было зачислено в неделимые фонды колхозов. Раскулаченные выселялись в районы Севера, Сибири и Казахстана.

При проведении сплошной коллективизации материально-техническая база колхозов образовывалась за счет обобществления крестьянских конно-ручных орудий труда, что предопределило невысокий технический уровень производства. Создание сельскохозяйственного машиностроения и машино-тракторных станций (МТС) позволяло механизировать только самые трудоемкие работы в зерновом производстве. В остальных производствах сохранялся ручной труд. Валовое производство зерна в 1930-е гг. переживало застой.

Для наращивания продовольственных ресурсов в 1933 г. была установлена новая система налогообложения в сельском хозяйстве, просуществовавшая до конца 1950-х гг. Она состояла из трех видов изъятий: обязательные поставки - натуральный налог, взимавшийся всеми видами продукции, в первую очередь зерном, с каждого гектара земли, закрепленного за колхозом; натуральная оплата МТС - прямой, в натуральной форме взимаемый государственный налог; государственные закупки.

Оплата труда колхозников осуществлялась на основе трудодней и производилась по остаточному принципу, из того, что оставалось после выполнения налоговых обязательств.

Третья пятилетка (1938-1942 гг.) должна была стать важным этапом в решении основной экономической задачи СССР - догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству промышленной продукции на душу населения. План предусматривал более высокие темпы развития машиностроения, химической промышленности, энергетики, строительство в восточных районах предприятий-дублеров.

План третьей пятилетки остался незавершенным из-за начавшейся Второй мировой войны. Однако за 3,5 года в СССР было введено в действие 3000 (в России - 2,3 тыс.) крупных объектов, в том числе Угличская и Комсомольская гидроэлектростанции, Ново-Тагильский и Петровск-Забайкальский металлургические заводы, завод химического машиностроения на Урале и др.

В течение трех довоенных пятилеток Советский Союз по объему промышленного производства и национального дохода вышел на 1-е место в Европе и на 2-е - в мире. Длина транспортных линий выросла за этот период в 2 раза, пассажирооборот - в 4 раза. По сравнению с 1913 г. СССР в 1940 г. произвел электроэнергии в 24 раза больше, чугуна - в 3,5 раза, стали - в 4,3 раза, угля - в 5,7 раз, нефти - в 3 раза, продукции машиностроения - в 30 раз.

Вместе с тем крупные капиталовложения в индустриализацию обусловили недостаток потребительских товаров и снизили покупательную способность рубля. Несбалансированный рост стал за годы советской власти своего рода законом развития экономики.