Формирование рациональной структуры ассортимента

Одним из важнейших условий повышения прибыльности (и, следовательно, усиления механизма самофинансирования) является экономически рациональная структура ассортимента выпускаемой продукции. Структура ассортимента определяется удельным весом каждого вида изделия в общем объеме производства (продаж) и его рентабельностью.

Формирование ассортиментной политики предприятия осуществляют по схеме: ранговый анализ фактической структуры ассортимента → анализ факторов ассортиментной политики → принятие решений о мерах по улучшению структуры ассортимента (построение матрицы "объем выпуска (продаж), рентабельность продукции") → ранговый анализ желательной структуры ассортимента.

В процессе рангового анализа для каждого вида изделия выявляют удельный вес выпуска в общем объеме, рентабельность, ранг выпуска по удельному весу, ранг по рентабельности, разницу рангов по удельному весу выпуска и рентабельности.

Небольшая разница рангов свидетельствует об экономически рациональной структуре ассортимента.

Если ранг выпуска существенно больше ранга рентабельности, то есть если изделие, имеющее низкую рентабельность, выпускается в большом объеме, то целесообразно при наличии устойчивого спроса снизить себестоимость или заменить изделие новым, более высокого качества и более рентабельным или при наличии тенденции к снижению спроса уменьшить объем выпуска.

Если ранг выпуска существенно ниже ранга рентабельности, то есть если изделие, имеющее высокую рентабельность, выпускается в малых объемах, то при наличии устойчивого спроса целесообразно увеличить объем и, возможно, снизить цену в интересах повышения спроса.

Пример рангового анализа ассортимента продукции приведен в табл. 11.4.

Количественно степень рациональности структуры ассортимента может быть оценена коэффициентом корреляции ранга выпуска и ранга рентабельности

где п – число изделий в ассортименте.

В нашем примере п = 10.

Коэффициент корреляции рангов изменяется от -1,0 (с повышением ранга одного из параметров ранг другого параметра имеет тенденцию к снижению) до +1,0 (с повышением ранга одного из параметров ранг другого параметра также повышается). При рациональной структуре ассортимента имеет место сильная положительная связь между объемом выпуска изделий ассортимента и рентабельностью, то есть

В нашем примере получена сильная отрицательная связь между этими параметрами, то есть с повышением рента-

Таблица 11.4

Ранговый анализ ассортимента (условный пример)

Наименование

изделия

(условное)

Удельный вес выпуска,

% от общего объема выпуска

Рентабель

ность,

%

Ранг выпуска,

Рв

Ранг рентабельности, Р,>

Разница рангов Ρ8-Ρμ

Характеристика спроса

Возможные мероприятия

А

30

6

1

9

-8

Спрос падает

Уменьшить объем выпуска

Спрос высокий

Снизить себестоимость или заменить модель лучшей и более рентабельной

Б

2

22

10

1

+9

Спрос высокий

Увеличить объем выпуска

В

20

12

2

6

-4

Спрос низкий

Снять с производства или заменить модель

Г

3

18

9

3

+6

Спрос растет, не удовлетворен

Увеличить объем выпуска

Д

15

8

3

7

-4

Спрос высокий

Снизить себестоимость

Е

4

20

8

2

+6

Спрос высокий

Увеличить объем выпуска

Ж

8

15

4

4

0

Спрос средний

Улучшить модель

З

5

14

7

5

+2

Спрос низкий

Заменить модель или снять ее с производства

И

7

7

5

8

-3

Спрос растет

Снизить себестоимость

К

б

5

6

10

-4

Спрос неустойчив

Снять с производства или заменить модель

бельности изделий объем их выпуска имеет ясно выраженную тенденцию к уменьшению. Структура ассортимента явно нерациональна.

Для принятия решений о мерах по улучшению структуры ассортимента целесообразно разрабатывать желательную ассортиментную политику предприятия в рамках конкурентной реакции. Для этого представим всю структуру ассортимента в виде матрицы 3x3 с параметрами: удельный вес продукции в общем объеме выпуска и рентабельность (рис. 11.3). Разместим в ячейках матрицы все позиции ассортимента, образовав в общем случае девять ассортиментных групп. По каждой из этих групп необходимо определить желательные направлення изменения параметров выпуска и рентабельности (на рис. 11.3 эти направления показаны стрелками ) и нежелательные изменения этих параметров (отмечены знаком ).

Так, политика в отношении ассортиментной группы № 1 должна заключаться в том, чтобы поддерживать высокий удельный вес выгодной для предприятия продукции и высокую рентабельность. В отношении ассортиментной группы № 5, имеющей средние показатели по удельному весу выпуска и рентабельности, проводится политика сохранения этих параметров, а при наличии возможности повышения рентабельности отдельных видов продукции –

Рис. 11.3. Ассортиментная политика предприятия:

увеличения удельного веса этой продукции в выпуске. Политика в отношении ассортиментной группы № 9 должна быть направлена на прекращение выпуска изделий этой группы.

Для того чтобы разработать реальную ассортиментную политику, необходимо проанализировать факторы проводимой ассортиментной политики:

1) динамику спроса;

2) возможность снижения себестоимости продукции;

3) уровень качества (конкурентоспособность) продукции;

4) эластичность спроса (возможность продажи по более высоким ценам);

5) гибкость технологии;

6) обеспеченность сырьем и полупродуктами.

Если количественную оценку факторов путем расчета получить нс удастся, используют метод экспертной оценки факторов ассортиментной политики. При этом целесообразно формализовать оценки эксперта, разработав для каждого фактора ряд возможных оценок. Эксперт, анализируя состояние и возможную динамику фактора, должен указать определенную оценку в этом ряду для каждого изделия. Версия рядов оценки факторов ассортиментной политики представлена в табл. 11.5. Следует иметь в виду, что достоверность оценки факторов экспертом значительно повышается, если он при этом учитывает состояние факторов предложения для соответствующей ситуации динамики рыночного равновесия и характерную для определенного состояния реакцию предприятия (см. табл. 6.1).

На основании оценок экспертов по указанным факторам разрабатывается реальная ассортиментная политика и устанавливаются новые параметры структуры ассортимента.