Формирование обычных ресурсов

Размер уставного капитала, в том числе оплаченного, значительно различается. Акционерный капитал АзБР — 63,7 млрд долл. в 2011 г. против 47,3 млрд в 2000 г. (оплаченный — 4,6%), МаБР — 104,9 млрд (оплаченный — 4,1%), АфБР — 36,8 млрд долл. (оплаченный — 9,8%). Неоплаченная часть служит гарантийным фондом для обеспечения выпускаемых ими облигаций. Этим путем банки привлекают заемные средства, продавая свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке. Объем и сроки облигационных займов МРБР зависят от их рейтинга. В целом примерно 80% их ресурсов формируются за счет внешних источников. Размещение этих облигаций облегчается связью МРБР с ООН через ее региональные экономические комиссии. Тем самым статус данной международной организации поддерживает эти банки.

Специальные фонды льготного кредитования. Образование специальных фондов стало общим явлением для региональных банков развития, которые с их помощью стремятся расширить льготное кредитование недостаточно рентабельных, но необходимых для комплексного развития объектов экономической и социальной инфраструктуры, особенно в наименее развитых странах.

Эти фонды выполняют в основном те же функции, что и MAP в Группе Всемирного банка. Преобладающая часть этих фондов формируется за счет государственных взносов развитых стран, которые через них стимулируют свой товарный экспорт на рынки развивающихся стран. Эта скрытая форма конкурентной борьбы осуществляется путем "привязывания" льготных кредитов к закупкам инвестиционных товаров в соответствующих странах-донорах: в Латинской Америке это прежде всего США, которые внесли свыше половины средств в Фонд специальных операций МаБР; в Азии — Япония, внесшая около половины средств в Азиатский фонд развития. Наименьший источник льготного кредитования у Африки, хотя в этом регионе расположена многочисленная группа наименее развитых стран.

Трастовые (доверительные) фонды формируются за счет взносов стран-доноров (в том числе не являющихся членами МРБР), заинтересованных в стимулировании своего экспорта в развивающиеся страны. При этом экспортеры стран-доноров ориентируются на определенные государства и отрасли с учетом своих интересов.

Активные операции, кредитная политика. Активные операции МРБР включают: кредитование инвестиционных проектов с использованием синдицированных займов и софинансирования; инвестиции в акционерный капитал предприятий; гарантии. Объем проектного финансирования возрос за первое десятилетие 2000-х гг. по линии МаБР с 13,6 млрд долл. до 17,7 млрд; АзБР— с 5,4 млрд до 17,5 млрд; АфБР— с 2,6 млрд до 13,1 млрд долл. Объем и условия кредитования развивающихся стран региональными банками развития зависят от размера и структуры их ресурсов.

Развитие активных операций региональных банков происходит в основном за счет предоставления льготных кредитов, которые в годовом объеме ссуд составляют не менее 1/3. Льготные кредиты выдаются на срок до 40 лет, а ставка по ним ниже рыночных. Эти условия в большей степени соответствуют интересам большинства развивающихся государств, чем условия обычных займов, предоставляемых на срок от 10 до 20 лет по рыночным процентным ставкам.

Относительно короткие сроки — до 5 лет — характерны для займов МаБР, предназначенных для кредитования экспорта латиноамериканских стран в целях развития внутрирегиональной торговли машинами и оборудованием. По размерам кредитной деятельности лидирует МаБР, за которым следует АзБР и с большим отставанием АфБР.

Например. МаБР кредитует инвестиционные проекты под государственную гарантию для развития стран Латино-Карибской Америки. Преобладает долевое участие банка (до 40%) в проектном кредитовании совместно с В Б, фондом ОПЕК, Андской корпорацией развития и др. МаБР участвует в кредитовании частного сектора без государственной гарантии в пределах 25% стоимости проекта.

Во время финансовых потрясений МаБР предоставляет чрезвычайные кредиты. Из спецфондов Банк предоставляет "мягкие" (льготные) кредиты с низкой процентной ставкой и погашением их не в долларах США, а в других валютах.

АфБР увеличил кредитование инвестиционных проектов в б раз за 2000—2010 гг. Однако привлечение иностранных капиталов в форме совместного проектного финансирования затруднено, так как Африка считается наиболее рискованным регионом для инвесторов. Международные финансовые организации оказывают финансовую поддержку АфБР, в частности, для реализации африканской инициативы реформ в этом регионе.

Приоритеты кредитной политики МРБР меняются. Первые 20 лет они кредитовали преимущественно объекты экономической и социальной инфраструктуры в целях строительства и модернизации автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.д. В тот период эти кредиты превышали 1/2, ныне — 1/3 кредитных вложений.

Это объясняется тем, что от ее развития зависит не только расширение внутрирегиональных связей, но и становление других отраслей экономики развивающихся стран, что привлекает и иностранный капитал. В то же время создание трансконтинентальных магистралей, межнациональных систем связи и энергосистем облегчает вовлечение в интеграционный процесс наименее развитых стран региона. Второе место по объему кредитования занимает сельское хозяйство, включая агропромышленные объекты. Третья сфера кредитных вложений МРБР — промышленность, преимущественно добывающая и обрабатывающая.

С середины 1980-х гг. МаБР и АзБР переключились на кредитование энергетики и промышленности. АфБР сохранил приоритет кредитных вложений в сельское хозяйство и государственные предприятия. Затем стратегия кредитной политики не ориентирована на развитие социальной инфраструктуры и совершенствование государственного управления.