Формирование личности дошкольника

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием полноценного самосознания. Как уже говорилось выше, оно считается основным новообразованием данного возраста.

Начинает меняться представление о самом себе, своем "Я". Это хорошо видно при сравнении ответов на вопрос: "Ты какой?" Ребенок трех лет отвечает: "Я большой", а семи лет — "Я маленький".

Самосознание выходит за пределы настоящего времени. Дошкольник уже помнит свое прошлое и способен размышлять о будущем, интересуется, каким он был в том возрасте, о котором не помнит. У него появляются фразы "Когда я был маленьким...", "Когда я вырасту большой...".

В этом возрасте, говоря о самосознании, следует учитывать осознание ребенком своего места в системе общественных отношений. Личное самосознание ребенка характеризуется осознанием своего "Я", выделением самого себя, своего "Я" из мира объектов и окружающих людей, появлением стремления активно воздействовать на возникающие ситуации и изменять их таким образом, чтобы удовлетворять свои потребности и желания.

Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка, базирующаяся не только на самооценке раннего

детства, которая была чисто эмоциональной оценкой ("Я хороший"), но и на рациональной оценке чужого мнения.

Теперь при формировании самооценки ребенок сначала оценивает действия других детей, потом собственные действия, моральные качества и умения. У него возникает осознание своих действий и понимание того, что не все может. Еще новшеством в становлении самооценки является осознание своих переживаний, что приводит к ориентированию в своих эмоциях: от дошкольников можно слышать такие высказывания, как: "Я рад. Я огорчен. Я спокоен".

У ребенка происходит половая идентификация. Он не только осознает свой пол, но и его неизменность во времени, и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина. Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от обиды и боли, а девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. В ходе развития ребенок начинает присваивать себе поведенческие формы, интересы и ценности своего пола.

Развивается эмоционально-волевая сфера. По поводу эмоциональной сферы можно отметить, что у дошкольников теряется аффективный характер восприятия, внешние эмоциональные реакции становятся менее бурными. Однако это не значит, что дети становятся флегматичными, просто меняется структура эмоциональных процессов, усложняется их состав. При этом сохраняются и какие-то эмоциональные проявления раннего детства, но эмоции интеллектуализируются, становятся "умными". Эмоциональные переживания перестают быть связанными исключительно с настоящим временем, дошкольник уже способен заглянуть в будущее — с нетерпением ожидать в нем чего-то хорошего или бояться плохого. Предпринимая какие-то действия, ребенок начинает переживать по поводу их результата уже на этапе замысла и тем более в процессе выполнения.

Эмоциональному развитию дошкольника, пожалуй, более всего способствует детский коллектив. В ходе совместной деятельности у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание).

В дошкольном возрасте изменяется и мотивационная сфера. Основным личностным механизмом, который формируется в это время, является соподчинение мотивов. Ребенок способен принять решение в ситуации выбора, тогда как раньше для него это было трудно. Самым сильным мотивом является поощрение и получение награды, менее сильным — наказание, а самым

слабым — обещание. В этом возрасте требовать от ребенка обещания (например, "Ты обещаешь больше не драться?", "Обещаешь больше не трогать эту вещь?" и т.д.) бессмысленно.

При регулярных поощрениях со стороны взрослых за положительные результаты действий дошкольника у него начинает формироваться устойчивый мотив достижения успехов. Появляются также мотивы соревнования, соперничества, стремление получить результат лучше, чем у сверстников. Напротив, если взрослые не подчеркивают успехов ребенка и при этом склонны критиковать его за неудачи, у него начинает складываться мотив избегания неудач. При доминировании такого мотива ребенок будет опасаться каких-либо важных дел и поручений, избегать соревнований с другими. В четыре года дошкольник может оценить результат своих действий как успех или неудачу ("Получилось", "Не получилось", "Получилось хорошо", "Получилось плохо"). В пять лет ребенок способен оценить степень прилагаемых усилий ("Было/будет легко/трудно"), а в шесть — рассуждать о своих и чужих способностях как условии достижения успехов ("Леша у нас самый сильный, ему легко", "Я читаю лучше Кати" и т.п.).

Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать этические нормы, у него появляются этические переживания. Первоначально он может оценить только чужие поступки: других детей или литературных героев, а свои оценить не способен. Затем, в среднем дошкольном возрасте, ребенок, оценивая действия литературного героя, может обосновать свою оценку, опираясь на взаимоотношения персонажей произведения. А к концу дошкольного возраста он уже может оценить свое поведение и старается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усвоил. Степень усвоения нравственных норм дошкольником полностью зависит оттого, какие усилия к этому прилагают взрослые и какой пример подают своим поведением. Ребенку приходится объяснять, что хорошо и что плохо, сам он еще не обладает нравственной избирательностью. Усвоив этические нормы, дошкольник начинает следить, чтобы другие дети тоже их выполняли. В этот период дети часто ябедничают друг на друга воспитателям, при этом целью жалобы является не столько наказание нарушителя, сколько получения подтверждения правильности усвоенных норм и демонстрация своего их знания. При этом сообразить сам, что ябедничать — само по себе нехорошо, дошкольник еще не способен в силу своего эгоцентризма, ему нужно это объяснить.