Формирование клиентской базы

Клиентская база — это данные о покупателях, их характеристиках, потребительском поведении и прошлых покупках, собранные и организованные таким образом, чтобы их можно было быстро извлечь для получения необходимой информации. Помимо данных о существующих клиентах, клиентская база содержит сведения о потенциальных клиентах.

В зависимости от размера и ресурсов компании клиентская база может формироваться в с помощью программ Excel или Access (малые и средние компании), и с помощью современных CRM-систем (средние и крупные компании). Аналитический блок современных CRM-систем позволяет накапливать данные о каждом клиенте, а затем применять сотни различных методов и срезов для анализа.

Информацию о клиенте, которая заносится в базу, можно разделить на две группы:

1) общая информация, которая является стандартной и содержится в клиентской базе большинства компаний;

2) специальная информация, которая зависит от особенностей конкретной компании.

К общей информации относятся реквизиты компании: название, координаты, руководитель, контактные лица, банковские реквизиты. Здесь же консолидируются данные о покупках (договора и счета).

К специальной информации относятся признаки сегментации или другие характеристики клиента, которые делают возможным анализ и планирование работы с клиентом. Например, для компаний В2В-сектора — это могут быть данные об отраслевой принадлежности клиента, размере компании, целях покупки, условиях продаж и т.д.

Рассмотрим информацию, содержащейся в СRМ-системе компании-производителя мебели.

Информация о клиенте в СRМ-системе компании "Мебель-Комфорт"

Компания является федеральным мебельным брендом и производит наборы мебели: спальни, гостиные, детские, прихожие. Компания работает на российском рынке 18 лет. Имеет собственные магазины, а также работает с продавцами на условиях аренды или франчайзинга. Компания позиционирует себя как производитель модульной мебели для среднего класса, в которой сочетается пластика формы и удобство использования. Компания занимает позицию в "низком" среднем ценовом сегменте, конкурируя со многими европейскими производителями.

Информация о конечном потребителе в включает четыре блока:

1) общие сведения о клиенте;

2) ценностные сведения о клиенте;

3) историю взаимоотношений;

4) послепродажное взаимодействие.

Общие сведения о клиенте содержат фамилию, имя и отчество клиента, его почтовый и электронный адреса, контактный телефон, дату рождения, информацию о роде деятельности и профессии. Также в отдельное поле заносятся фамилия, имя и отчество посредника. При необходимости можно загрузить более подробную информацию о нем, в том числе статус, максимальную скидку, количество заказов, оформленных через данного посредника.

Ценностные сведения формируются при помощи анкетирования клиентов, интервью во время продажи. Они включают данные о том, в каком составе клиенты пришли выбирать мебель (мужчина или женщина отдельно, семейная пара, семейная пара с ребенком, родитель с ребенком, друзья). Для планирования последующих предложений клиенту указывается возраст и стадия жизненного цикла семьи (молодая семья, взрослая семья, зрелая семья, "пустое гнездо"). Кроме того, отмечается лицо, принимающее окончательное решение о покупке (муж, жена, ребенок, другие). К параметрам выбора мебели относятся: возможность индивидуальной комплектации под размеры комнат, функциональность, надежность, экологичность, дизайн мебели, внешний вид, профессиональная помощь консультанта, бесплатная доставка и сборка, "мебель должна нравиться друзьям и знакомым", цена, соответствие мебели модным тенденциям. В карточке клиента отмечается важность каждого из этих параметров для покупателей. В информации о клиенте указываются причина покупки (замена старой, расширение жилплощади и т.д.), отношение к цене, оценка дизайна мебели, между какими марками покупатель делал выбор, источники получения информации о мебели и о данной компании.

Данные истории взаимоотношений служат не только для планирования текущих и будущих контактов, анализа работы менеджеров по продажам, они дают возможность восстановить историю переговоров с клиентами, что очень часто помогает при возникновении спорных ситуаций.

Для маркетинга большое значение имеет блок информации о послепродажном обслуживании. Это данные о рекламациях, уровне удовлетворенности клиентов, лояльности покупателей, в том числе намерениях совершить новую покупку.

Грамотно построенная клиентская база может стать хорошим инструментом управления в компании. Очень важно на этапе ее создания определить формат клиентской базы. Необходимо также постоянно пополнять и актуализировать имеющиеся данные о клиентах.