Формирование избирательных комиссий

Закон о гарантиях избирательных прав выделяет особые условия для формирования ЦИК РФ, а также общие условия для формирования иных избирательных комиссий.

Формирование ЦИК РФ

ЦИК РФ действует на постоянной основе. Независимо от того, что один раз в пять лет персональный состав ЦИК РФ меняется, сама ЦИК РФ в качестве государственного органа не прекращает своей деятельности. Законодатель устанавливает, что срок полномочий ЦИК РФ составляет пять лет. Указанная норма, по нашему мнению, не вполне соотносится с принципом постоянной основы деятельности ЦИК РФ. Правильнее отождествлять срок конкретного состава ЦИК РФ не с самой Комиссией, а со сроком полномочий членов ЦИК РФ с правом решающего голоса.

Если срок полномочий ЦИК РФ истекает в период избирательной кампании, которую организует ЦИК РФ, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Государственной Думы в одномандатных избирательных округах. Указанная норма, на наш взгляд, на сегодняшний день не актуальна, поскольку выборы депутатов Государственной Думы проводятся по пропорциональной избирательной системе по единому избирательному округу.

Государственная Дума назначает членов ЦИК РФ из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями Государственной Думы, а также ее депутатами. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе может быть назначено не более одного представителя.

Совет Федерации назначает членов ЦИК РФ из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ.

Что касается назначения членов ЦИК РФ Президентом РФ, то Президент не скован решениями каких-либо органов и должностных лиц и принимает решение о назначении членов ЦИК РФ по собственному усмотрению.

Подобная процедура назначения членов ЦИК РФ еще раз подчеркивает принцип разделения властей в Российской Федерации, когда во главе избирательной системы находятся лица, назначаемые и Президентом, и Государственной Думой, и Советом Федерации.

Члены ЦИК РФ должны иметь высшее профессиональное образование. Ранее норма закона была несколько иной и обязывала членов ЦИК РФ иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Думается, что подобная норма не утратила свою актуальность и ее усиление привело бы к еще более качественной работе ЦИК РФ. Например, можно было бы установить норму, согласно которой члены ЦИК РФ должны были бы иметь опыт работы в избирательных комиссиях различного уровня не менее пяти лет. Подобная норма была альтернативой положению о наличии у члена ЦИК высшего юридического образования. Тем не менее положение о наличии у члена ЦИК РФ высшего профессионального образования свидетельствует о том, что при принятии решений Комиссией важен не только уровень юридической подготовки ее членов, но и наличие общих основ высшего образования, а также жизненного опыта.

Общие условия формирования иных избирательных комиссий

Иные избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ. При этом органы, формирующие комиссии, обязаны назначить не менее 1/2 от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений от указанных субъектов. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со ст. 82.1 Закона о выборах депутатов Госдумы.

Законодатель сохраняет право внесения предложений по кандидатурам в составы избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований, территориальных комиссий за избирательными объединениями, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений.

В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствующем представительном органе последнего созыва.

В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе либо в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, вакантное место замещается по представлению той же политической партии. Указанное положение действует, если соответствующая кандидатура представлена партией не позднее чем за три дня до истечения срока, установленного для представления кандидатуры. Если же срок партией пропускается, то член комиссии назначается в общем порядке.

В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения или иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/2 от общего числа членов избирательной комиссии субъекта РФ, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Однако данное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации. На указанных территориях весьма сложно найти людей, способных являться членами комиссий, поэтому Закон о гарантиях избирательных прав делает некое исключение для подобных территорий.

Следует отметить, что орган, назначающий в состав комиссии гражданина Российской Федерации, обязан получить его письменное согласие на вхождение в состав этой комиссии. В заявлении гражданин указывает следующие сведения: фамилию, имя, отчество, гражданство, дату рождения, образование, место работы и занимаемую должность, адрес места жительства, контактный телефон, сведения об участии в организации и проведении избирательных кампаний. Кроме того, кандидат в члены избирательной комиссии должен быть ознакомлен с положениями законодательства, регулирующими статус членов избирательных комиссий.

Если уполномоченные органы не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом либо если на соответствующей территории отсутствует соответствующий орган, то состав или часть состава избирательной комиссии субъекта РФ назначается ЦИК РФ, а составы избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения назначаются избирательной комиссией субъекта РФ, избирательной комиссии поселения – избирательной комиссией муниципального района, иной комиссии – вышестоящей комиссией.

Законы субъектов РФ устанавливают сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по их составу. При этом для комиссий, действующих на постоянной основе, период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее одного месяца, а для иных комиссий не менее 10 дней. Так, согласно п. 7 ст. 23 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 г. № 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" на муниципальных выборах не позднее чем за 80 дней до дня голосования в установленном порядке в СМИ Ярославской области публикуется сообщение избирательной комиссии муниципального образования о предстоящем формировании окружных избирательных комиссий, в котором должна содержаться информация о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах в состав окружных избирательных комиссий. Период для направления предложений политическими партиями, общественными объединениями, представительными органами муниципальных образований Ярославской области, собраниями избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы составляет 15 дней. По окончании указанного периода орган, формирующий избирательную комиссию, вправе назначить состав избирательной комиссии на основе поступивших предложений.

При подготовке предложений по кандидатурам в составы любых избирательных комиссий необходимо учитывать требования ст. 29 Закона о гарантиях избирательных прав о тех, кто не вправе быть членами избирательных комиссий.

Формирование избирательной комиссии субъекта РФ осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ. Помимо общих субъектов, предложения о кандидатурах членов избирательной комиссии субъекта РФ могут вносить представительные органы муниципальных образований, избирательная комиссия субъекта РФ предыдущего состава, ЦИК РФ.

Половина членов избирательной комиссии субъекта РФ назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, другая половина – высшим должностным лицом субъекта РФ. Как законодательный (представительный) орган государственной власти, так и высшее должностное лицо субъекта РФ обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта РФ на основе поступивших предложений ЦИК РФ. На наш взгляд, такое требование закреплено потому, что председателя комиссии субъекта РФ назначают, основываясь на предложение ЦИК РФ. Поэтому логично, что ЦИК РФ изначально предложит кандидатуру предполагаемого председателя комиссии субъекта РФ.