Выбор позиции в конкуренции

В современных условиях одним из решающих факторов успеха/неуспеха коммерческой деятельности является усиливающаяся нестабильность внешней среды предприятия: события становятся все более непривычными и их невозможно узнать на основе прошлого опыта; повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорость ответной реакции предприятия; возрастает частота появления неожиданных событий, внезапных изменений, их непредсказуемость. В таких условиях становится невозможным осуществлять управление коммерческой деятельностью путем реакции на уже возникшие проблемы на основе предшествующего опыта или его экстраполяции. Для своевременной и эффективной ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Эти методы требуют усиления мотивов предпринимательства, а также использования специфических моделей принятия и реализации решении, имеющих важные долгосрочные последствия (стратегических решений). Одной из основных моделей принятия стратегических решений оптимизации прибыли (в краткосрочной и долгосрочной перспективе) является модель выбора стратегических позиций предприятия (компании, фирмы) в конкуренции. Вариант такой модели -трехмерная матрица "КСФ - Привлекательность СЗХ".

Привлекательность СЗХ

Алгоритм оценки привлекательности СЗХ включает (схема 1.6):

o оценку темпов роста: для текущей стадии жизненных циклов и для последующей стадии (б);

o оценку рентабельности: краткосрочную и долгосрочную (Д);

o оценку уровня будущей нестабильности внешней среды фирмы (<2 - возможности, (2 - опасности).

Оценка будущей привлекательности СЗХ может быть рассчитана по формуле

Привлекательность СЗХ = аС + + у(2 - сг О,

где а, р, у, а - коэффициенты значимости факторов, определяемые экспертами (управляющими СЗХ);

Схема 1.6. Алгоритм оценки привлекательности СЗХ

Оценка изменений в прогнозируемом росте СЗХ (С) может быть рассчитана на основании экспертных оценок интенсивности изменений параметров, приведенных в табл. 1.6, а оценка изменений рентабельности (#) - на основании экспертных оценок интенсивности изменений параметров, приведенных в табл. 1.7.

Для оценки будущей нестабильности ((2, (У) проводится анализ внешней среды предприятия, на основании которого разрабатывается перечень возможностей и опасностей и экспертно оценивается сила факторов. Анализ внешней среды позволяет найти ответы на следующие вопросы:

1. Какие возможности не используются и какие опасности не учитываются компанией?

2. Какова значимость этих возможностей и опасностей?

3. Что надо сделать, чтобы использовать наиболее значимые возможности и избежать сильных угроз?

Внешние факторы, с которыми имеет дело компания, относятся к таким сферам, как: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международные отношения, социальная сфера.

Выделим наиболее важные факторы в каждой из этих сфер.

Экономические факторы:

o темпы инфляции и дефляции;

o уровень занятости населения;

o реальность бюджетного баланса;

o стабильность курса рубля;

o уровень ставок по кредитам;

o тенденция изменения тарифов на транспортные услуги и энергоресурсы;

o налоговые ставки;

o таможенная политика.

Политические факторы:

o разделение полномочий федеральных и региональных органов власти;

o жесткость государственного регулирования экономики;

o льготные экономические режимы в регионах;

o инвестиционная политика государства;

o политика приватизации;

o таможенные союзы государств СНГ.

Таблица 1.6. Экспертная оценка изменений в прогнозируемом росте стратегической зоны хозяйствования (в баллах)

Таблица 1.7. Экспертная оценка изменений рентабельности стратегических зон хозяйствования (в баллах)

Рыночные факторы:

o форма рынка в заинтересованной сфере деятельности;

o уровень и продолжительность жизненных циклов спроса;

o интенсивность конкуренции;

o цены на факторы производства;

o доходы различных социальных групп;

o динамика спроса и предложения;

o антимонопольная политика;

o преодолимость барьеров вхождения в рынок (уровень потенциальной конкуренции);

o распределение долей товарного рынка между хозяйствующими субъектами;

o стабильность рынка (по составу хозяйствующих субъектов).

Производственно-технологические факторы:

o состояние производства на внешних для компании участках технологических цепей;

o возможности новых технологических разработок;

o уровень технологии конкурентов;

o темпы обновления технологии;

o состояние внешних звеньев системы развития;

o наличие возможности быстрой конверсии деятельности и расширения производства у конкурентов.

Конкурентные факторы:

o мотивы, которыми руководствуются хозяйствующие субъекты;

o возможность рефлексивного воздействия со стороны конкурентов;

o степень уязвимости конкурента;

o готовность конкурента сочетать кооперативное и конкурентное поведение;

o возможность усиления конкурентного статуса фирмы-конкурента;

o сила защитной реакции конкурента;

o скорость конкурентных реакций хозяйствующих субъектов на изменения на рынке;

o имидж компании.

Международные факторы:

o возможности и ограничения, вызванные деятельностью международных и региональных организаций (ВТО - Всемирная торговая организация; ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти; КОКОМ - Координационный комитет по экспортному контролю; ЕС - Европейское сообщество "общий рынок" и др.)!

o возможности и ограничения, вызванные экономическим союзом стран СНГ (в частности, условия поставок товаров);

o изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков;

o зарубежные стратегии защиты или расширения компаний или отраслей.

Социальные факторы:

o социальная напряженность в обществе;

o уровень предложения на рынке рабочей силы;

o защита прав потребителей;

o степень неравенства различных социальных групп;

o активность профессиональных союзов в защите прав трудящихся.