Формирование интегрального исследовательского интеллекта

Одним из важнейших факторов подготовки менеджера-исследователя является организация интегрального интеллекта. Представляется, что именно этот феномен и составляет основу соединения исследовательской, профессиональной и образовательной деятельности в процессах управления.

Эффективность исследований во многом определяется коллективной деятельностью. Не все проблемы можно решить индивидуально. Ведь успешное их решение определяется и трудоемкостью, и методологией, которая иногда требует разнообразия интеллектов, образования, психологии исследователей. Но и коллективная деятельность исследователей имеет свои критерии эффективности и в определенных условиях может быть менее эффективной, чем индивидуальная исследовательская работа. Независимое мышление плохо сочетается с особенностями комформного (безынициативного) интеллекта, точно так же как мобильность, эвристичность или креативность мышления – с качествами, требуемыми для нетворческой научной работы (существует и такая!). Мало на земле людей, психика которых соединяла бы в себе исключающие друг друга способности.

Слабое место интеллекта индивида – саморефлексия, неспособность к самооценке, определению характеристик собственного интеллекта, самоанализу, слежению за процессом творчества, самоконтролю, определению значимости собственных результатов исследовательской деятельности, неспособность объективизировать себя.

Но коллективный интеллект только тогда может состояться, когда он сформирован по принципам научно обоснованного формирования коллективного интеллекта, когда существует и реализуется система соединения способностей и качеств индивидов по определенным признакам, правилам и целям.

Высшей степенью формирования и функционирования коллективного интеллекта является интегральный интеллект, который отражает организмическое соединение способностей и интеллектуальных потенциалов исследователей, синергетический эффект интеллектуальной деятельности, эффект взаимодополнения и взаимоусиления.

В исследовании управления, как, впрочем, и в любом другом исследовании, в творческой деятельности вообще, большую роль играет формирование интегрального интеллекта. Многие ли современные менеджеры обладают способностями сознательного, эффективного и целенаправленного формирования интегрального интеллекта для решения наиболее сложных и неординарных проблем развития как организации в целом, так и развития систем управления? Всегда ли они обладают всей необходимой для этого информацией? Нет однозначного ответа на эти вопросы. Во многих случаях действуют интуиция и опыт. Очень часто не хватает знаний и научного подхода. Но иногда не обращают внимания на эти тонкости и не понимают потребности и важности формирования коллективного и интегрального интеллекта. Общий уровень квалификации группы рассматривается как сумма квалификаций по каждому из ее составляющих.

Факторы, определяющие возможность и эффективность деятельности коллективного и интегрального интеллекта, можно отразить в виде принципов его формирования (рис. 3.8). Ведь для того и надо знать эти факторы, чтобы учитывать их. А принцип является формой учета знаний, правилом, которому следуют в выполнении определенной работы.

Рис. 3.8. Принципы формирования интегрального интеллекта

Принципы формирования интегрального интеллекта в простейшем варианте представляют собой принципы формирования творческой исследовательской группы. При серьезном научном подходе это последовательное формирование интегрального интеллекта. Ведь и принципы можно использовать по-разному: можно приблизительно, спорадически, не полностью, небрежно, бессистемно, а можно последовательно, тщательно, ранжированно, в необходимом сопряжении. От этого и зависит конечный результат.

1. Принцип гетерогенности, иначе говоря, неоднородности (включение в группу людей с различным творческим потенциалом и характером).

Объединение в группу одинаковых по творческим способностям и характеристикам людей не обеспечит успех их деятельности. Но было бы наивно полагать, что только стихийное формирование группы дает неоднородный ее состав. Неоднородность может быть различной. Иногда она рождает бесконечные конфликты, иногда дает эффект взаимоусиления и гармонии творческих потенциалов. Как достичь второго варианта? Очень полезно задуматься над этим и найти успешный вариант.

Необходимо учитывать цели исследования, особенности решаемых проблем, знание особенностей и возможностей, привлекаемых к работе исследователей, мотивы и способы объединения личностей.

Желательно, чтобы в интегральном интеллекте были полнее представлены различные типы творческих индивидуальностей (рис. 3.9).

Рис. 3.9. Типологические принципы личностей в интегральном интеллекте

1. Пионер (проблемщик), способный раньше других увидеть проблему и сформулировать ее. Он может это сделать даже тогда, когда многим другим ситуация не кажется проблемной. Он способен вообще мыслить проблемно. т.е. во всем искать противоречия.

2. Энциклопедист, быстро находящий аналоги рассматриваемой проблеме в различных отраслях знаний. Это позволяет делать сравнительный анализ, определять парадигмы решения проблемы, строить гипотезы, формировать нетрадиционные подходы, мотивировать научную полемику.

3. Генератор идей, или концептолог, селектирующий и интегрирующий множество идей по определенной цели. Это человек, способный сконструировать концепцию, позволяющую объединить множество идей и, следовательно, видов исследовательской деятельности. Концепция имеет, как правило, значительный организационный потенциал.

4. Энтузиаст, иногда его считают или называют фанатиком идеи. Это человек, заражающий других оптимизмом и уверенностью в успехе исследования, достижения результата.

5. Скептик (иногда его называют "зануда"), сомневающийся в успехе любого начинания и плана, охлаждающий пыл при попытке осуществления непродуманных действий и принятия скороспелых решений.

6. Прогнозист, функция которого в коллективном интеллекте – как можно точнее предвидеть последствия, почувствовать тенденции, просчитать все возможные варианты развития событий.

7. Информатор, который в системе коллективного интеллекта очень часто действует но принципу "обгонять не догоняя". Он собирает и классифицирует информацию и как бы оберегает от повторения пройденного ("изобретения велосипеда"), способствует поиску новых полей поиска решения проблемы.

8. Эстет, ищущий изящные идеи и решения, которые могут сыграть весьма конструктивную роль. Его главными критериями является красота, гармония. Есть такое утверждение: "Концепция или решение только тогда могут быть правильными, когда они красивы". Конечно, "красота" – не научное понятие, но практика показывает, что это понятие не так далеко от науки, как это иногда кажется. Удачная идея или мысль всегда красивы, они доставляют эстетическое удовольствие.

9. Психолог необходим для аккумуляции определенной психологической атмосферы в деятельности исследователей. При этом он не только занят в решении психодиагностических задач, но и призван обеспечивать определенный "дискомфортный комфорт", необходимый коллективному интеллекту. Это не только атмосфера сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательства, но и атмосфера поиска, воодушевления, энтузиазма.

10. Независимый, который чаще всего работает индивидуально. При этом изучает чужие идеи, но ищет свои. Хотя он работает в одиночку, но вносит существенный вклад в общую деятельность и результаты. Он часто презентует свои идеи неожиданно и при этом многих ставит в тупик, раздражает, но все-таки заставляет задуматься и глубже вникать в проблему.

11. Переводчик – это человек, способный в силу своей квалификации, опыта, особенностей мышления, уровня образования просто и доходчиво, но при этом и предельно верно объяснить проблему, решение, идею специалистам разных областей знаний.

12. Разработчик, склонный доводить результаты исследований до завершающей и конкретной, практически реализуемой стадии. Это очень ценный человек в коллективном интеллекте. Иногда детали могут разрушить всю конструкцию концепции. И именно разработчикам чаще всего приходится иметь дело с деталями.

13. Реализатор, "привязывающий" результаты совместной работы к конкретным условиям и добивающийся их практического применения.

Перечисленные типы личностей в коллективном интеллекте не обязательно должны быть представлены отдельным человеком. Да и реальных людей, в чистом виде принадлежащих к тому или иному типу, в жизни не существует. Эта типология может рассматриваться как комплекс функций, из которых складывается интегральный интеллект, каждая из которых по возможности должна быть реализована, но при этом возможна комбинация и совмещение некоторых из этих функций в одной личности.

Так выглядит первый и очень важный принцип формирования коллективного интеллекта. Но он не является единственным.

2. Принцип деятельной совместимости является дополнением первого принципа. Суть его заключается в том, что для формирования коллективного интеллекта необходимо привлекать исследователей, склонных и способных работать вместе даже с теми людьми, которые по тем или иным причинам могут им не импонировать. Вообще совместимость людей может быть различной или по-разному проявляться в различной обстановке. Бывают случаи, когда люди очень хорошо контактируют, скажем, на отдыхе, но совершенно не могут работать вместе. Иногда совместимость определяется характером работы, условиями или даже особенностями группы, в которой оказываются два индивида. В этом случае, может быть, правильней было бы говорить не столько о совместимости как таковой, а о срабатываемости, которая является следствием умения человека управлять собой, своими отношениями с людьми ради достижения общих определенных целей. Это и является деятельной совместимостью, т.е. такой, которая определяется не только чертами характера, но и опытом, этикой, культурой, воспитанием, наконец, общей организационной обстановкой, мотивированием взаимопонимания, доброжелательства, терпимости.

3. Принцип рационального сочетания формальной и неформальной организации деятельности также определяет формирование интегрального интеллекта. В творческих группах часто большую роль играет неформальная организация. Она придает необходимую раскованность, позволяет полнее проявить способности, рождает атмосферу доверия и доброжелательности, позволяет гибко реагировать на изменения творческой деятельности, появление новых идей.

4. Одним из важных принципов организации коллективного интеллекта является и принцип перманентности, который предполагает непрерывность и необходимую ритмичность ведения исследовательской деятельности, переключение внимания на новые проблемы, динамику творческих интересов. Это принцип жизненной силы интегрального интеллекта. Он включает также необходимую ротацию исследователей и самих исследований, способствует повышению творческого потенциала.

Может показаться, что этот принцип противоречит принципу необходимой специализации работ, которая всегда существует в любом коллективе, совместной деятельности и способствует повышению общей производительности труда. В действительности здесь нет противоречия. Во-первых, следует учитывать, что разговор идет о творческой деятельности, которая в принципе отрицает жесткую специализацию, многие новые идеи и мысли, решения и гипотезы возникают на стыке, на сопряжении различных подходов, знаний и интересов. Во-вторых, существует методологический принцип внешней дополнительности, творческая потребность выйти за границы привычных представлений и типичных, специализированных решений. В коллективном интеллекте происходит как бы флуктуация расширения и сужения интересов, проблем, подходов. И надо формировать интегральный интеллект с учетом этих динамических процессов флуктуации. Это зависит как от человека, так и от организации его работы, от требований и социально-психологической атмосферы деятельности.

5. Принцип имитации. Этот принцип предполагает оценку, использование и мотивацию способностей обладания специальными средствами имитации, воспроизведения подходов, решений, гипотез других членов творческой группы. Это способность осваивать концептуальный тип мышления другого человека и, опираясь на это, предполагать, предвидеть, какие вопросы он может поставить, как оценить то или иное решение, на что обратить внимание в первую очередь, какие выдвинуть аргументы.

Конечно, такие способности не только даются природой, но и развиваются как в процессах совместной деятельности, накопления опыта, так и в процессе образования.

Напомним, что интегральный интеллект – это не просто группа людей, подобранная по определенным критериям. Это комплекс отношений между людьми, процессуальная организация их деятельности (изменения, ротация, переключения и т.д.), особый вид цели объединения, социально-психологическая атмосфера, определенная гармония человеческих качеств, система интеллектуального взаимодействия, управление креативным мотивированием.

Формирование интегрального интеллекта должно быть главным фактором планирования исследования и организации его проведения.