Формирование групповой культуры

Отношения между членами группы опосредуются уровнем и особенностями развития групповой культуры (от лат. cultura — "возделывание, обработка", а также "воспитание, развитие").

Существуют три основных подхода к исследованию феномена культуры.

1. В рамках аксиологического подхода на первый план выходят прогностические возможности культуры, которые играют роль "моделей потребностного будущего", по определению И. А. Бернштейна.

2. В рамках деятельностного подхода на первый план выходят формирующие возможности культуры; подчеркивается, что именно культура формирует социально направленную активность человека, ориентируя его на преобразование среды и связанное с этим саморазвитие индивида.

3. В рамках личностного подхода основное значение придается внутренней позиции личности, а об уровне развития культуры судят по степени гармоничности этой позиции, т.е. по тому, в какой мере такая личностная позиция отвечает социальным требованиям, в какой мере созданные личностью образцы по своей социальной значимости могут стать достоянием человеческой культуры[1].

Но в любом случае культура рассматривается как система программ (образцов, моделей, схем, рамок) деятельности, поведения и общения, которая:

• является общей для определенной группы людей;

• формируется при разрешении проблем внутренней интеграции группы и ее приспособления к изменениям внешней среды;

• служит упорядочению опыта и регулированию поведения членов группы;

• передается новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем;

• порождает новые программы деятельности, поведения и общения, которые приводят к реальным изменениям в жизни группы.

Универсальная регуляция человеческого поведения в группе осуществляется с помощью таких элементов культуры, как язык, знаки, значения, символы, идеалы, ценности, нормы, традиции, образцы деятельности и поведения; и проч.

Интересна концепция Э. Шейна[2], который классифицирует элементы культуры в зависимости от степени очевидности культурного явления для наблюдателя (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Уровни культуры (по Э. Шейну)

Артефакты включают зримые продукты группы, такие как: архитектура ее материального окружения, ее язык, технология и продукты деятельности; ее художественные произведения и стиль, воплощаемый в одежде, манере общения, эмоциональной атмосфере, мифах и историях, связанных с организацией; описание принятых ценностей, внешние ритуалы и церемонии и т.д.

В этот уровень включают также видимое поведение труппы и соответствующие групповые процессы. Характерная особенность данного уровня культуры состоит в том, что его просто наблюдать, но крайне сложно истолковать. Наблюдатель может описать увиденное и услышанное им, однако не способен попять пи подлинного значении изучаемых внешних феноменов, ни важность связанных с ними представлений.

Провозглашаемые ценности являются осознанными и четко сформулированными. Они выполняют нормативную функцию, регулируя поведение членов группы в тех или иных ключевых ситуациях и приучая новых ее участников к тем или иным моделям поведения. Набор ценностей часто находит реальное воплощение в идеологии или философии группы и может служить ориентиром или моделью поведения в сложных или неопределенных ситуациях. Ценности этого уровня во многом формируют стиль поведения людей. Однако если принятию этих ценностей не предшествует приобретение определенного опыта, они будут оставаться только декларируемыми (см. главу 3).

Базовые представления, согласно концепции Э. Шейна, воспринимаются членами группы как должное и кажутся настолько очевидными, что иные варианты поведения представляются практически невозможными. Если группа придерживается какого-то базового представления, то поведение, основанное на любых иных представлениях, будет казаться участникам группы непонятным. Базовые глубинные представления трудно выявить, они, по словам Э. Шейна, иногда не ясны и самим членам группы, в том числе и лидеру, но именно эти глубинные представления и показывают, чем на самом деле руководствуется группа и что она из себя представляет в духовном плане, в то время как артефакты и провозглашаемые ценности могут дать представление только о том, какой группа хочет казаться.

Следует помнить, что любая группа включена в более крупные социальные системы, а ее члены являются носителями культуры не только данной группы, но и культуры в широком смысле.

По критерию характера и величины носителя выделяют следующие уровни культуры.

1. Общечеловеческая культура — признается большей частью цивилизованного человечества, восходит к древности, отражает общее в многовековом опыте человеческого взаимодействия. В области материальной культуры это, например, достижения цивилизаций, а в духовной — коллективные правила общежития и произведения искусства.

2. Теономная культура — в материальном аспекте это культовые сооружения, в духовном плане — этические нормы и правила религиозных учений.

3. Идеологическая (политическая) культура — в материальном аспекте это сооружения, подтверждающие мощь и величие той или иной идеологической системы, в духовном аспекте — произведения искусства, нормы и правила, которые определяются правящей группой и отражают особенности общественно-экономической формации и государственного устройства.

4. Национальная культура — включает национальные артефакты и этику — нормы и правила, входящие в структуру менталитета нации и фиксирующие те отличия в поведении, которые выделяют данную нацию среди других.

5. Профессиональная культура — включает особые требования общения, предъявляемые к носителям той или иной профессии, принадлежность к которой подразумевает влияние на существование других людей. Культура управления или отраслевая культура могут быть рассмотрены как разновидности культуры профессиональной.

6. Региональная, местная культура — включает материальные аспекты и особые нормы поведения представителей данной местности.

7. Организационная культура — включает культуру производства и нормы поведения, принятые в данной организации.

8. Культура группы, подразделения, структурной единицы — формы субкультур организации.

9. Индивидуальная культура — личностная система норм, правил поведения и оценки поступков, формирующаяся в процессе онтогенеза и социализации человека.

Вышестоящие виды культуры, как видно из этой классификации, определяют нижестоящие, при этом влияние одних опосредуется другими. Так, наибольшее влияние на организационную культуру оказывает культура национальная. Установлена также взаимосвязь между национальной культурой и особенностями лидерства.

Одна культура отличается от другой по определенному устойчивому набору ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения.

Как показывают исследования в области организационного лидерства, существует взаимосвязь между различными измерениями культуры (Г. Триандис назвал такие измерения культурными синдромами) и поведением лидера (табл. 7.5).

Кроме описанных в таблице, исследователи выделяют и другие измерения культуры, каждое из которых так или иначе отражается в поведении лидера:

• простота — неопределенность ролевых требований; двойственность отношений; полезависимость (подвержен-

Таблица 7.5. Взаимосвязь между особенностями культуры и поведением организационных лидеров

ность влиянию среды); боязнь критики; приоритет невербальным средствам общения;

• сложность — определенность ролевых требований; открытость отношений; поленезависимость; возможность открытой критики; приоритет вербальным средствам общения;

• открытость — допускается несоответствие поведения групповым нормам; терпимость к отклонению от норм; низкая тревога в отношении своего отклонения от норм; отсутствие компенсации за ненормативное поведение; закрытость — несоответствие поведения групповым нормам осуждается и наказывается; нетерпимость к отклонению от норм; уход в "нереальный мир" как компенсация за недопустимость ненормативного поведения; высокая тревожность;

• долгосрочная ориентация — ориентированность на решение стратегических, долгосрочных целей, желание заглядывать в будущее; краткосрочная ориентация — ориентированность на решение сиюминутных целей, нежелание заглядывать в будущее;

• нейтральность — высокий контроль эмоций; эмоциональность — открытое и естественное выражение своих чувств.

Следует подчеркнуть, что даже в рамках однотипных культур существуют различия в проявлениях лидерства. Так, скандинавские страны, Великобритания и ФРГ относятся к одному типу культур по такому параметру, как дистанция власти. Однако, как показывают исследования, скандинавские менеджеры по сравнению с британскими и немецкими чаще привлекают подчиненных к процессу принятия решений, предоставляют им больше автономии и видят меньше необходимости в четком разделении ролей начальников и подчиненных.

Кроме того, наряду с культурно обусловленными особенностями поведения лидеров существуют личностные и деятельностные характеристики, универсальные для всех культурных сообществ. Так, по данным различных исследований, во всем мире порядочность, способность вдохновлять людей, способность к предвидению воспринимаются как универсальные характеристики эффективных лидеров харизматического и трансформационного типа, а раздражительность, неспособность к сотрудничеству, замкнутость, эгоцентричность, безапелляционность, жестокость — как характеристики неэффективных лидеров[3].