Формирование дивидендной политики корпорации

При реализации дивидендной политики используют различные теории.

Так, сигнальная теория дивидендов (теория сигналов) базируется на том, что основные модели оценки текущей рыночной стоимости акций в качестве исходного элемента используют размер выплачиваемых по ним дивидендов. Таким образом, рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое повышение котируемой рыночной стоимости акций на фондовом рынке.

При продаже таких акций акционеры получают дополнительный доход. Кроме того, выплата высоких дивидендов свидетельствует о том, что корпорация находится на подъеме и ожидает существенного роста массы прибыли в будущем периоде. Данная теория связана с равнодоступностью информации для всех участников фондового рынка, что:

• выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственников и в этом аспекте их максимизация выражает положительную тенденцию;

• в то же время максимизация дивидендных выплат снижает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства.

При разработке дивидендной политики корпорации используют три подхода: агрессивный, умеренный и консервативный. Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Основные подходы к выбору дивидендной политики

Наименование подхода

Тип дивидендной политики

Агрессивный

Соблюдение постоянства дивидендных выплат в течение длительного периода вне зависимости от динамики курса акций

Умеренный

Постоянное процентное распределение чистой прибыли на выплату дивидендов и развитие производства

Консервативный

Обеспечение гарантированного минимума и "экстрадивидендов". Выдача акций вместо денежных средств

При определении дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула "курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям капитала" на практике применим не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить акции компании-эмитента даже без выплаты дивидендов, если они правильно информированы о перспективах ее развития, причинах снижения их выплаты или их невыплаты и направлениях реинвестирования чистой прибыли. Западные финансисты полагают, что доля дивидендных выплат в устойчиво работающих компаниях должна составлять не более 30–40%, в то время как остальная часть чистой прибыли (60–70%) может быть направлена на цели развития.

Примерные этапы разработки дивидендной политики корпорации приведены в табл. 10.2.

Таблица 10.2

Основные этапы формирования дивидендной политики корпорации-эмитента

Наименование этапа

ОГЛАВЛЕНИЕ этапа

1. Учет ключевых факторов, влияющих на разработку дивидендной политики

Внешние (макроэкономические) и внутренние (корпоративные) факторы

2. Выбор типа дивидендной политики

Агрессивный, умеренный, консервативный

3. Разработка порядка распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики

Определение нормы распределения чистой прибыли на выплату дивидендов (%)

4. Расчет прибыли и разводненной прибыли, приходящейся на одну акцию

Методические указания по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Утверждены Минфином РФ 21.03.2000 г . № 29н

5. Оценка эффективности дивидендной политики

Определение коэффициента выплаты дивидендов, коэффициента дивидендного покрытия и других параметров

Решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода.

Источником выплаты дивидендов служит чистая прибыль, определяемая по данным бухгалтерской отчетности корпорации. Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов также могут быть выплачены за счет ранее образованных для этих целей специальных фондов. Решения о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе решения о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа), принимает общее собрание акционеров. Размер дивидендов не может быть более рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Срок и порядок выплаты дивидендов определяют в уставе корпорации о выплате дивидендов. Если в уставе корпорации срок выплаты дивидендов не установлен, то срок их выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов.

Список лиц, имеющих право на получение дивидендов, составляют на дату подготовки списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, на котором принимают решение о выплате соответствующих дивидендов. Для составления списка лиц, которые имеют право на получение дивидендов, номинальный держатель акций представляет сведения о лицах, в интересах которых он владеет акциями.

Следует отметить, что принятие решения о выплате дивидендов и об их размерах в значительной мере зависит от стадии жизненного цикла корпорации. Например, если менеджмент намечает осуществить масштабную программу реконструкции действующего производства, источником финансирования которой является доход от дополнительной эмиссии акций, то такой эмиссии должен предшествовать длительный период выплаты высоких дивидендов. Только в таком случае может быть гарантирован высокий курс акций и, соответственно, устойчивый доход от их размещения.

Выбранный корпорацией тип дивидендной политики характеризуют динамикой показателей, определяемых по формулам:

где Квд – коэффициент выплаты дивидендов (доля дивидендных выплат в чистой прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию); Доа – дивиденд, приходящийся на одну обыкновенную акцию; ЧПоа – чистая прибыль, приходящаяся на одну обыкновенную акцию; Кдп – коэффициент дивидендного покрытия, который показывает в потенциале, сколько раз в течение года может быть выплачен дивиденд из чистой прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию; Кц/д – коэффициент соотношения цены и дохода по обыкновенной акции; РЦоа – рыночная цена одной обыкновенной акции; До – доход по обыкновенной акции.

Для оценки эффективности дивидендной политики можно использовать также параметры динамики рыночной стоимости акций.