Формирование и деятельность синектических групп

Синектическая группа – это коллектив людей, которые благодаря своему составу, индивидуальным качествам и при определенной организации совместной деятельности способны включать механизмы творчества, интуиции, фантазии и находить оригинальные решения сложных, неординарных проблем.

Синектика не облегчает процесс творческой деятельности, она его активизирует, повышает его напряженность, увеличивает вероятность решения проблем, мотивирует удовлетворенность исследовательской работой. Синектика обогащает исследователя и повышает его творческий потенциал.

Но эти ее качества могут проявиться лишь при условии соблюдения определенных правил, или принципов деятельности синектических групп.

Существует принцип трехэтапного формирования группы (рис. 4.8).

Рис. 4.8. Формирование синектических групп

Для каждого этапа должны существовать определенные критерии отбора и тесты реализации этих критериев в оценках кандидатов.

1. Для первого этапа наиболее важными являются критерии уровня и характера образования. Группа должна содержать специалистов из разных отраслей знаний, в том числе той отрасли, к которой принадлежит проблема или объект исследования. Уровень образования, разумеется, должен соответствовать сложности решаемой проблемы.

2. Каждому человеку присущ определенный энергетический потенциал. У участника синергетического процесса он должен быть высоким, потому что, как уже было отмечено, эти процессы характеризуются напряженной работой, да и характер работы требует больших затрат интеллектуальных и душевных сил.

Энергетический потенциал – это не просто склонность к активному поведению, это способность к включению всех средств интеллектуальной деятельности, рациональному их использованию, это выдержка, воля, мобилизация сил.

Укажем и на такой фактор, как психологическая основа творческой деятельности индивида. Есть люди, склонные к творческой деятельности и желающие работать в группе. Но их психологической особенностью является ярко выраженная интровертируемость поведения. Она проявляется в повышенной критичности к чужим мыслям, стремлении к самоутверждению через противопоставление себя группе, амбициозности, болезненном самолюбии, зависти и пр. Такое поведение может нарушать гармоничность совместной интеллектуальной деятельности, рождать атмосферу неуверенности у других участников. Этим людям группа нужна не для поиска истины, а для самоутверждения, наслаждения лидерством, чаще всего мнимым.

3. Существуют и возрастные требования. В синектическую группу должны входить люди разных возрастных категорий, но в пределах определенного диапазона возрастных значений, чаще всего от 25 до 50 лет.

Важным фактором является также потенциал профессионализма. Он проявляется в опыте профессиональной деятельности, глубоком практическом знании управления. Это накопленный, успешный опыт разработки и принятия типовых, текущих, оперативных, нормативных решений. Можно сказать, что потенциал профессионализма – это обладание знаниями, лично проверенными практической деятельностью.

Второй этап формирования группы построен на оценке способностей человека к творческой деятельности. Главными параметрами оценки здесь являются следующие.

1. Способности к образному восприятию и метафорическому мышлению, которые легко можно выявить тестированием, в процессе собеседования, при решении специальных кроссвордов.

2. Эмоциональная зрелость, которая проявляется в способности удивляться, восхищаться, эмоционально реагировать на проблему или ситуацию, но при этом проявлять способность к конструктивному действию. Более того, эмоции должны "работать" на конструктивизм, восхищение – переходить в интеллектуальный подъем, творческую активность.

3. Способность к риску. Риск присутствует в любой деятельности, и каждый человек по-разному к нему относится. Один стремится его избежать, переждать, другой считает его естественным фактором всякой работы. В творческой, исследовательской работе отношение к риску проявляется через отношение к парадоксам, оценку "бредовых" идей со стороны других участников работы, опасение вызвать негодование и пр.

4. Большое значение имеет также способность кандидата к обобщению, обладание типом мышления, позволяющим видеть целое, составлять из разрозненных фактов целостную картину, обобщать факты или мысли, выделять главное и отсеивать второстепенное относительно целей исследования. Эти способности также можно проверить и установить с помощью специальных тестов. Человеку даются три-четыре факта, по которым надо сделать обобщающее заключение. Эти задачи могут быть разной степени сложности. Возможны компьютерные варианты таких тестов.

На третьем этапе проверяются коммуникационные данные кандидата. От степени их развитости и вида зависит эффективность его работы в синектической группе. Здесь предметом оценки являются следующие характеристики.

1. Кинестетические позиции или реакция на координационные действия. Она может быть замедленной, неуклюжей, инертной. Это не всегда свидетельствует о низком творческом потенциале, однако для успешной работы в группе может выступать отрицательным фактором. Иногда некоординируемость действий может быть следствием внутренней неуверенности, скованности.

2. Очень важным качеством является ответственность. Необходимо определить, может ли человек отождествить свою деятельность с общими результатами работы, ощутить их как собственные удачу или неудачу, объективно оценить свою деятельность и роль в группе, принять порицание или одобрение. Ответственность проявляется в обязательности.

3. Кандидату должна быть присуща также мотивация поддержки. В работе группы он не может занимать наблюдательную или выжидательную позицию, он должен поддерживать огонь мысли, искать и находить свои роль, функцию, место в общем процессе творческой деятельности, проявлять активность. И это должно быть органической склонностью в его поведении, в его отношении к группе. Следует не отрицать и сомневаться, критиковать и самоутверждаться, а поддерживать и дополнять, развивать и воодушевлять своим отношением к другим. Не акцентировать несогласие, но искать рациональное и полезное, отрицать при острой необходимости через утверждение, альтернативность, инновационное обогащение идеи. Это способ интеграции в группу, "растворения" в ней при сохранении собственной самобытности.

4. Важную роль в формировании синектической группы играет и статус разнообразия. Синектический эффект в значительной степени зависит от типологического разнообразия поведенческих характеристик членов группы.

Сформирования группы еще недостаточно для того, чтобы она могла продуктивно работать. Ее надо ввести в работу и обучить некоторым приемам совместной деятельности. Это очень важный этап синектики, он способствует как корректировке состава группы, так и созданию инновационной среды, освоению методологии и организации творческой работы.

Продолжительность обучения может быть различной – от нескольких недель до нескольких месяцев. Главное – сформировать понимание метода и уверенность в его продуктивности, коллективизм в решении проблем исследовательского типа, добиться осмысления роли каждого в синектической группе. Главными методами обучения здесь могут быть кейсы, но не исключаются и установочные проблемные лекции по различным областям знаний. Их цель – систематизация имеющихся знаний, мотивирование интересов.

Наконец, заключительный этап представляет собой организацию продуктивной деятельности синектической группы, освоение проблемы и проведение исследовательской работы.