Формирование баланса движения капитала

Баланс движения капитала (счет капитала и финансовых операций) формируется за счет группы статей международных финансовых операций, связанных с перемещением капитала. Он охватывает куплю-продажу активов и иных финансовых операций, включая импорт и экспорт государственного и частного капитала, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, портфельных инвестиций.

Так же как продажа товаров и услуг, продажа иностранных активов приводит к поступлению иностранной валюты. Покупка заграничных активов, наоборот, представляет собой расход иностранной валюты. Огромную роль для многих государств играют международные (и двусторонние) займы и кредиты, в том числе по линии МВФ, Мирового банка и МБРР, а также международные операции центральных банков стран, которые в превращенной форме являются также поступлениями от продажи активов. Баланс движения капиталов включает различные виды кредитных и инвестиционных операций. Отток капитала отражает перевод денежных средств (вложений в активе) в другие страны; приток — перевод средств в ту страну, платежный баланс которой подлежит оценке. Операции с капиталом могут проводиться как через частный, так и через государственный сектор. Государственные кредиты, несомненно, оказывают на внешнюю политику определенное воздействие, которое может проявляться в разных формах.

С точки зрения платежного баланса отток капитала включает следующие виды операций:

• прямые инвестиции за рубеж, осуществляемые фирмами;

• приобретение инвесторами страны зарубежных акций и облигаций;

• предоставление кредитов национальными кредиторами заемщикам, находящимся в других странах;

• приобретение национальными резидентами банковских депозитов в зарубежных банках.

Приток капитала включает следующие виды операций:

• прямые инвестиции в стране, осуществляемые зарубежными фирмами;

• приобретение зарубежными инвесторами акций и облигаций страны;

• предоставление кредитов зарубежными кредиторами заемщикам, находящимся в стране;

• приобретение нерезидентами депозитов банков страны.

Превышение притока капитала над его оттоком из страны минимизирует негативный результат отрицательного сальдо текущего (торгового) баланса и создает устойчивую среду для стабильного экономического роста.

Базисный баланс. Базисный баланс формируется в результате сложения баланса текущих счетов и баланса движения капитала. Его значение состоит в том, что он отражает такие важные характеристики национальной экономики, как производительность труда, международная конкурентоспособность, инвестиционный климат, предпочтения покупателей и т.д.

Официальные резервы. Рассмотренные выше две группы статей платежного баланса, или два баланса — баланс текущих операций и баланс движения капитала, образующие базисный баланс, являются неполными для того, чтобы называться платежным балансом. Третьей его составляющей выступает статья "Официальные резервы".

Центральные банки различных стран держат большое количество иностранной валюты, называемой официальными резервами. Они, как правило, используются для урегулирования несбалансированности платежного баланса по текущим операциям и движению капиталов (доллары, фунты стерлингов, немецкие марки и т.д. — запасы обратимой валюты, а также золото). Если актив баланса счетов движения капитала был гораздо меньше пассива баланса счетов текущих операций в финансовом году, то по объединенным счетам страна имеет чистый дефицит. Другими словами, на международной торговле и финансовых операциях страна заработала меньше иностранной валюты, чем израсходовала. Официальные резервы центральных банков используются также для поддержания курса национальной валюты путем выбрасывания на валютный рынок части своих запасов.

Нужно отметить, что в сумме три составные части платежного баланса (счета текущих операций, счета движения капитала, счета официальных резервов) должны в сумме составлять ноль. Каждая единица использованной иностранной валюты ("минусовые" статьи, т.е. платежи, или дебиторские операции) в международных операциях должна иметь источник ("плюсовые" статьи, т.е. поступления, в том числе за счет кредитных операций).

Для урегулирования платежного баланса в настоящее время золото практически не используется. Основная доля официальных резервов (без учета монетарного золота) приходится на валюты ведущих промышленно развитых стран. В 2009 г. их доля составила 96,5% (евро и доллары), резервная позиция в МВФ не превышала 3,5%. Доллар в определенной степени играет роль резервной валюты в отношении евро — это как бы "второе золото", имеющее, однако, функции обращения. В статье "Счет официальных валютных резервов", таким образом, отражаются методы и источники урегулирования платежного баланса официальных расчетов. Дефицит платежного баланса равен чистым продажам иностранной валюты центральным банком. И наоборот, положительное сальдо платежного баланса будет равно чистым покупкам иностранной валюты центральным банком.

Ранее уже говорилось, что страна не может в течение длительного времени сводить платежный баланс с дефицитом, в противном случае произойдет истощение официальных валютных резервов и неизбежно наступит кризис платежного баланса. Это означает, что страна не в состоянии погасить внешнюю задолженность, а возможности получения новых займов исчерпаны. В этих случаях прибегают к корректировке обменного курса как единственному выходу из сложившейся ситуации (девальвация валюты). Однако сама по себе корректировка обменного курса может иметь негативные последствия для экономики.

По-иному развиваются события в странах с ключевой валютой, используемой в качестве средства международных расчетов, например такой, как доллар США. Растущий спрос на мировые деньги приводит к тому, что страна ключевой валюты действует как обыкновенный банк, который всегда имеет больше обязательств, чем активов, а это означает, что платежный баланс официальных расчетов, в том числе и баланс текущих операций, в течение длительного времени может сводиться с дефицитом, не представляя серьезной проблемы для страны (начиная с середины 1970-х гг. баланс текущих операций США сводится с дефицитом).

В деятельности международных организаций или практике международных расчетов используется и показатель чистых официальных валютных резервов. Он позволяет оценить способности страны погашать задолженность иностранным кредиторам. Величина чистых официальных валютных резервов позволяет также рассчитать показатель достаточности валютных резервов для оплаты импорта. Он исчисляется следующим образом:

Этот показатель ограничивает период, когда страна может оплачивать импорт за счет имеющихся валютных резервов. От величины данного показателя зависит возможность получения международных кредитов (развивающимися странами и странами с переходной экономикой). Так, если этот показатель находится на уровне менее трехмесячного покрытия импорта, ситуация рассматривается как неблагоприятная и возможности получения новых кредитов незначительны.

Резервные фонды. Некоторые страны, в частности страны, получающие сверхдоходы от реализации нефти и газа на мировых рынках, создают резервные фонды — Фонд будущих поколений (Норвегия), Стабилизационный фонд (Россия) и т.д. Некоторые страны предпочитают размещать средства таких фондов в США под низкопроцентные государственные облигации. Это наиболее расточительная форма размещения национальных резервов, поскольку она может быть приравнена к изъятию из экономики страны части финансовых ресурсов, которые никогда и ни при каких обстоятельствах не бывают излишними при проведении эффективной экономической политики. По самым скромным расчетам российских экономистов, инвестиционная емкость страны составляет не менее 120—150 млрд долл. ежегодно. Причем этот показатель будет возрастать по мере создания производственной и социальной инфраструктуры и формирования территориальных "точек роста". В равновесном развитии национальной экономики следует искать задачу стабильного ее развития, других гарантий не существует.