Форма проведения общего собрания акционеров

В зависимости от того, создаются ли обществом условия для совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решения по вопросам, поставленным на голосование, Закон об АО предусматривает две формы проведения общего собрания акционеров:

1) собственно собрание (так называемая очная форма), когда обеспечивается возможность совместного присутствия;

2) заочное голосование (так называемая заочная форма), когда совместное присутствие исключено.

Обозначение первой формы термином "собрание" тавтологично ("форма собрания – собрание"), вследствие чего его нельзя признать удачным; поэтому уместным видится изменение нормативного лексикона (например, замена термина "собрание" на словосочетание "совместное присутствие" либо "очная форма"). Критически следует оценить и редакцию п. 1 ст. 50 ("решение общего собрания акционеров может быть принято без проведения собрания путем проведения заочного голосования"), ибо, как верно отмечается в литературе, "...собрание акционеров все же считается проведенным, хотя и путем заочного голосования" (Цепов Г. В. Акционерные общества: теория и практика: учеб, пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2006. – С. 144).

Форма проведения собрания должна быть указана в сообщении о проведении собрания (п. 2 ст. 52 Закона об АО), в бюллетене для голосования (п. 4 ст. 60 Закона об АО), а также в документах, оформляющих итоги собрания, – протоколе общего собрания акционеров, протоколе и отчете об итогах голосования (п. 5.1, 5.3, 5.5 Положения о собрании акционеров). Выбор формы не носит абсолютно произвольного характера, он предопределяется целым рядом факторов. Прежде всего, форма может быть обусловлена видом собрания (годовое или внеочередное), а также повесткой дня. Если в очной форме допускается проведение любого собрания, то заочный индивидуальный опрос без явки на собрание не является легитимным применительно к собранию, повестка дня которого включает обязательные вопросы повестки дня годового собрания, перечисленные в п. 1 ст. 48 Закона об АО. Следовательно, в заочной форме запрещается проводить, во-первых, годовое собрание, а во- вторых, внеочередное собрание с повесткой дня годового собрания, например при досрочном прекращении полномочий совета директоров и избрании нового совета директоров (ст. 50 Закона об АО).

Перечень вопросов, запрещенных к рассмотрению в заочном порядке, сформулирован в законе исчерпывающе. Поэтому, например, вопросы о выплате квартальных (а не годовых!) дивидендов, утверждении устава в новой редакции и т.п., несмотря на их принципиальность, могут стать предметом повестки собрания в форме заочного голосования.

Действие рассмотренных ограничений "купировано" в отношении акционерных инвестиционных фондов: решение общего собрания акционеров такого акционерного общества может быть принято путем проведения заочного голосования по любым вопросам, относящимся к компетенции высшего органа управления (п. 2 ст. 7 Закона об АО).

Форму проведения собрания по общему правилу определяет совет директоров (наблюдательный совет) (ст. 54 Закона об АО). Вместе с тем если внеочередное собрание инициировано ревизионной комиссией (ревизором), аудитором или акционерами (акционером), являющимися владельцами не менее чем 10% голосующих акций, и данные органы (лица) предложили конкретную форму проведения собрания, то совет директоров (наблюдательный совет) не вправе ее изменять (п. 4 ст. 55 Закона об АО). Это – второй фактор, оказывающий влияние на выбор формы собрания.

Наконец, третий фактор выбора формы собрания связан с существованием особой разновидности очной формы – так называемой смешанной очной формы, при которой акционеры вправе принять участие в собрании непосредственно либо направить вместо этого заполненные бюллетени. Здесь при определении кворума и подведении итогов голосования учитываются голоса, представленные бюллетенями, полученными обществом не позднее чем за два дня до даты проведения собрания (п. 3 ст. 60 Закона об АО). Вообще, идея законодателя касательно выделения лишь двух форм проведения собрания (именно по этой причине смешанная форма сейчас может быть квалифицирована только в качестве специального варианта очной формы) проведена не совсем последовательно, ибо редакция п. 1 ст. 50 Закона об АО нацеливает на понимание очной формы исключительно как совместного присутствия акционеров. В этой связи полезным кажется либо прямое признание смешанной формы видом очной формы в Законе об АО (с уточнением терминологии в п. 1 ст. 50), либо рассмотрение данной формы в качестве самостоятельной, существующей наряду с очной и заочной.

Смешанная форма характерна: а) для обществ с числом владельцев голосующих акций 1000 и более; б) для иных обществ, устав которых предусматривает обязательное направление (вручение) бюллетеней или опубликование их бланков до проведения собрания (п. 2 ст. 60 Закона об АО). Стоит учитывать, что вышеуказанные общества могут проводить собрания и в форме заочного голосования; однако обычная очная форма (т.е. без отправки бюллетеней) для них исключена. В этом и заключается "скованность" соответствующих обществ при избрании формы проведения собрания.

Сложным является вопрос о том, вправе ли общество с числом акционеров менее 1000, устав которого не содержит правила об обязательности досрочного направления (вручения) бюллетеней, провести собрание в смешанной форме. Сравнительное изучение абз. 1 и 2 п. 2 ст. 60 Закона об АО заставляет усомниться в законности такого собрания, поскольку бюллетень не подлежит вручению непосредственно на собрании только в отношении указанных в абз. 2 п. 2 ст. 60 Закона об АО корпораций. Вместе с тем судебная практика подходит к данной проблеме не столь жестко. Так, по одному из дел ФАС Северо- Кавказского округа не внял аргументу истца об отсутствии в уставе положений об обязательном направлении (вручении) бюллетеней до проведения собрания и указал на то, что "действующее законодательство не исключает возможности осуществлять голосование (путем заполнения бюллетеней) по вопросам повестки дня... как непосредственно на общем собрании, так и досрочно" (постановление от 16.08.2005 № Ф08-3660/05). Полагая приемлемым (в аспекте целесообразности) использование смешанной формы и обществами, количественный состав участников которых менее 1000 лиц, представляется обоснованной такая корректировка закона, которая диспозитивно допускала бы правомочность направления бюллетеней вместо явки на собрание по решению совета директоров (при этом подходе обязательность направления бюллетеней вытекала бы не только из устава, но и решения совета директоров о созыве собрания).

Основные отличия (помимо возможности совместного присутствия – главного различительного критерия) между формами проведения собрания сводятся к следующим "спаянным" друг с другом моментам:

1) принявшими участие в обычной очной форме являются акционеры, зарегистрировавшиеся для участия в нем; в смешанной очной форме – также акционеры, бюллетени которых получены не позднее двух дней до даты проведения собрания; принявшими участие в собрании в форме заочного голосования считаются акционеры, бюллетени которых получены до даты окончания приема бюллетеней (п. 1 ст. 58 Закона об АО).

Стоит особо упомянуть о том, что смешанная форма предполагает альтернативность и однократность выражения волеизъявления акционером (непосредственно на собрании или путем досрочного направления заполненного бюллетеня). Лица, бюллетени которых получены обществом в установленный срок, не подлежат регистрации (с целью избежать ситуации, при которой одно лицо проголосует дважды), хотя они и вправе присутствовать на собрании (п. 4.6 Положения о собрании акционеров). Остальные лица (в том числе те, бюллетени которых не получены обществом или получены позднее чем за два дня до даты проведения собрания) вправе зарегистрироваться и проголосовать в ходе собрания. При этом голосование должно осуществляться по общему правилу с использованием ранее направленных (врученных) бюллетеней; при их утрате выдаются бюллетени с обязательной отметкой о повторной выдаче (п. 4.13 Положения о собрании акционеров). При обнаружении счетной комиссией двух бюллетеней от одного лица – ранее направленного (врученного) и с отметкой о повторной выдаче приоритет разумно отдавать последнему;

2) при обычной очной форме голосование может осуществляться как бюллетенями, так и иным образом, тогда как при смешанной очной и заочной форме – только посредством бюллетеней; при этом бюллетени должны быть направлены (вручены) не позднее чем за 20 дней до проведения собрания (п. 2 ст. 60 Закона об АО). Своевременное направление бюллетеней весьма важно, поскольку нарушение данного требования может привести к признанию решения собрания недействительным (см. п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19).

В целом же проведение собраний в любой форме подчиняется единым требованиям (к информированию акционеров, составлению списка лиц, имеющих право на участие в собрании, подсчету голосов и т.п.); изъятия могут быть опосредованы сутью той или иной формы [1] либо специальным нормативным указанием. Так, применительно к собранию в смешанной форме следует учитывать правила о том, что:

– дата составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании, устанавливается не менее чем за 35 дней до даты проведения собрания (п. 1 ст. 51 Закона об АО);

– сообщение о проведении собрания, помимо прочего, должно содержать информацию о почтовом адресе, по которому могут направляться заполненные бюллетени (п. 2 ст. 52 Закона об АО); в то же время в интересах акционеров действует норма, в соответствии с которой направление бюллетеней по адресу (месту нахождения) единоличного исполнительного органа (по адресу управляющего или адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа управляющей организации) общества, содержащемуся в ЕГРЮЛ, по адресу, указанному во внутреннем документе, регулирующем деятельность общего собрания, признается направлением по надлежащему почтовому адресу независимо от указания такого адреса в сообщении о проведении общего собрания (п. 4.2 Положения о собрании акционеров). Действие данного правила необходимо распространять и на собрания в форме заочного голосования.

В сообщении о проведении собрания в форме заочного голосования должны быть указаны дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени (вместо указания даты, места и времени проведения собрания!) (п. 2 ст. 52 Закона об АО). Дата окончания приема бюллетеней фикционно признается датой проведения собрания (п. 4.19 Положения о собрании акционеров).

Как для смешанной очной, так и для заочной формы проведения собрания нормативная база не предусматривает возможности изменения решения акционером, направившим заполненный бюллетень в общество. Данный режим вместе с тем не распространяется на случаи замены (отзыва) представителя акционера, подписавшего бюллетень, правда, с ограничениями: согласно п. 4.12 Положения о собрании акционеров принятые акционерной компанией бюллетени для голосования, подписанные представителем, действующим на основании доверенности на голосование, признаются недействительными в случае получения обществом или регистратором, выполняющим функции счетной комиссии, извещения о замене (отзыве) этого представителя не позднее чем за два дня до даты проведения общего собрания. По смыслу приведенной нормы она имеет в виду только собрания в смешанной форме. Однако данное предписание в порядке аналогии необходимо учитывать и в ситуации проведения собрания в форме заочного голосования (но с уточнением – извещение может поступить до даты окончания приема бюллетеней).