Лекция 15. ФОРМА ПРАВА

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

– соотношение понятий "форма" и "источник права";

– природу источника права в материальном смысле;

– природу источника права в идеальном (идеологическом) смысле;

– природу источника права в специально-юридическом смысле;

– характеристику основных видов форм (источников) права;

– систему форм (источников) права, характерных для современной России;

уметь

– выделять признаки форм (источников) права;

– определять вид форм (источников) права;

владеть

– навыками самостоятельного анализа государственно-правовых явлений в области форм (источников) права;

– навыками поиска и обращения с основными формами (источниками) права;

– навыками оперирования основными понятиями и категориями по данной теме.

Понятие формы права

Термин "форма" буквально означает "вид", "образ", "облик". Обращает на себя внимание многозначность его этимологического смыслового значения.

В бытовой лексике и литературном языке доминирует понимание формы как наружного вида, внешнего облика. Такую ее интерпретацию Г.-Ф.-В. Гегель обозначил понятием "внешняя форма".

Более глубокое ее понимание связано с этимологией данного термина как "вида". Вид как логическое понятие

обозначает класс предметов, входящий в объем более широкого класса предметов, называющегося родом. В качестве примера можно привести разделение государств по форме правления на монархии и республики.

Категориальный смысл понятие "форма" приобретает тогда, когда оно логически соотносится с понятием содержания и применяется в анализе сложных динамических систем. В этом случае форма обозначает внутреннее строение содержания и порядок протекающих в нем процессов. Г.-Ф.-В. Гегель называл это понятием "внутренняя форма".

В истории гуманитарной науки относительно соотношения содержания и формы тех или иных явлений всегда существовали крайние, радикальные воззрения типа: "ОГЛАВЛЕНИЕ – все, форма – ничто". Рецидив абсолютизации роли формы при полном игнорировании содержания предметов и процессов имеет место и в настоящее время. В качестве иллюстрации можно привести бюрократизм как уродливую форму организации управления, которое (управление) зачастую выхолащивает ОГЛАВЛЕНИЕ. Вот почему в юриспруденции опасно вставать на такого рода положения, их надо избегать, руководствуясь принципами диалектики, разумности, гармонии.

Основные положения современного учения о содержании и форме состоят в следующем:

– форма и ОГЛАВЛЕНИЕ являются универсальными, органически взаимосвязанными характеристиками бытия и логически соотносительными понятиями, ибо не существует неоформленного содержания и бессодержательной формы, а форма всегда содержательна, поскольку ОГЛАВЛЕНИЕ оформлено;

– форма и ОГЛАВЛЕНИЕ обладают в рамках своего единства относительной самостоятельностью и специфической ролью, но определяющей тенденцией содержания является изменчивость, тогда как определяющей тенденцией формы – устойчивость;

ОГЛАВЛЕНИЕ характеризуется определяющей ролью в отношении формы, однако форма способна выступать активной движущей силой развития содержания и потому форма есть способ существования, выражения и преобразования содержания;

между ОГЛАВЛЕНИЕм и формой в процессе развития нередко возникает несоответствие;

– в силу присущей форме относительной самостоятельности одна и та же форма может быть использована различным и даже противоположным по своим характеристикам ОГЛАВЛЕНИЕм.

К праву категория "форма" применяется в двух основных значениях:

– правовой формы; формы самого права.

Правовая форма – вся правовая реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения, конкретные виды деятельности. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь нрава (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами, состояниями и отношениями.

Форма права – это форма именно права как отдельного, самобытного явления и соотносится она только с ОГЛАВЛЕНИЕм права. Ее назначение – упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера.

Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

Внутренняя форма права – это его структура и связи. К ней надо отнести систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. В настоящей главе рассматривается лишь внешняя форма права.

В отечественном правоведении нет единого мнения относительно того, что следует понимать под внешней формой права. Во многом это определяется тем, что тот или иной автор считает ОГЛАВЛЕНИЕм права. Некоторые авторы полагают, что ОГЛАВЛЕНИЕ права составляет государственная воля, а форма права – это юридические нормы.

Думается, ближе к истине те ученые, которые ОГЛАВЛЕНИЕм права признают не государственную волю (это сущность его), а юридические нормы, и в этой связи формой именуют источники права. Правовая норма – это не форма права, а само право.

Раскрыть внешнюю форму права – значит выяснить, какими способами данная экономически и политически властвующая группа "возводит в закон" свою волю и соответственно какие формы выражения приобретают правовые нормы. Право всегда воплощается в определенные формы, оно всегда является формализованным.

Теория права несколько веков оперирует также понятием "источник права", посредством которого раскрываются те факторы, которые вызывают к жизни, обусловливают правовые нормы.

Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал Законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово "источник" употреблено им в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

Принято выделять:

– источник права в материальном смысле;

– источник права в идеальном (ранее называли – "идеологическом") смысле;

– источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относится способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. Названная категория выражает социальную обусловленность права.

Под источником права в идеальном (идеологическом) смысле понимают правовое сознание. Речь идет о концепциях, идеях, теориях, чувствах, представлениях людей о действующем и желаемом праве, о юридической деятельности, под воздействием которых создается, изменяется и действует право. Господствующая правовая идеология, ведущие национальные идеи – главный источник формирования права.

Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм.

Иными словами, под источником права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина.

Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.

Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ выражения, существования и преобразования (изменения или отмены) правовых норм, действующих в определенном государстве.