Форма договора

В ГК, а также в транспортных уставах и кодексах закреплено положение о том, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной. В некоторых транспортных законах содержится дополнение этого положения. В соответствии с ч. 1 ст. 25 УЖТ транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Еще больше расширяет перечень транспортных документов, подтверждающих заключение договора, КВВТ. Так, в п. 2 ст. 67 содержится следующее положение: "Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза".

Таким образом, транспортная накладная является основным транспортным документом, в соответствии с которым составляются другие документы, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

Форма и порядок заполнения транспортной накладной и других транспортных документов устанавливаются правилами перевозок грузов. Правила содержат формы бланков транспортной накладной, квитанции о приеме груза, дорожной ведомости для соответствующего вида транспорта. Наиболее простую форму имеет бланк транспортной накладной для перевозки груза автомобильным транспортом.

Существенно сложней форма транспортной железнодорожной накладной. Поэтому на практике нередко по соглашению сторон перевозчик оформляет транспортную железнодорожную накладную в соответствии с представленными грузоотправителем данными о грузе. При этом именно грузоотправитель несет ответственность за искажение наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.

Отсутствие транспортной накладной является основанием для отказа перевозчика от приема груза для перевозки. Так, например, согласно ч. 3 ст. 8 УАТГНЭТ груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается.

На морском транспорте вместо транспортной накладной могут использоваться и другие транспортные документы, подтверждающие заключение договора перевозки груза. Так, в соответствии с п. 2 ст. 117 КТМ наличие и ОГЛАВЛЕНИЕ договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартерами, коносаментами и другими письменными документами.

Примененное в ГК наименование "транспортная накладная" в некоторых транспортных источниках имеет свою интерпретацию. Так в ВК – это грузовая накладная, а в УЖТ, как уже отмечалось, она именуется транспортной железнодорожной накладной. С точки зрения унификации транспортного законодательства было бы целесообразно применить в уставах и кодексах единую терминологию, закрепленную в ГК.

Значение транспортной накладной трудно переоценить. Не случайно к ней приковано пристальное внимание цивилистов. Основной вопрос, вызывающий интерес, это определение ее правовой природы. Многие юристы отождествляют письменную форму договора перевозки груза с транспортной накладной[1].

Наиболее четко эту мысль сформулировал В. В. Витрянский. Он пишет: "Транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и по сути представляет собой письменную форму этого договора"2. Данному утверждению предшествует ссылка на п. 2 ст. 785 ГК.

В обоснование своего мнения автор ссылается на высказывания некоторых авторов, и в частности Д. А. Медведева, В. Т. Смирнова, О. Н. Садикова, В. А. Егиазарова. Однако приведенные В. В. Витрянским цитаты из работ первых трех авторов подтверждают их мнение о том, что договору перевозки груза присуща письменная форма, но не о том, что накладная является письменной формой договора. Так, Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов указывают, что этот договор "...всегда заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены законодательством"[2]. О. Н. Садиков утверждает: "Все виды договора перевозки груза относятся к числу сделок, для которых предписана письменная форма их совершения"[3].

Только В. А. Егиазаров вполне определенно высказывается по поводу накладной. Он пишет: "Накладная содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования грузоподъемности вагона (контейнера), скорости перевозки, времени принятия груза к перевозке и т.д. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки, поскольку договор перевозки относится к числу формальных сделок и его наличие и ОГЛАВЛЕНИЕ может быть подтверждено только письменными документами"[4].

Что касается ссылки В. В. Витрянского на ст. 785 ГК, то в этой статье нет прямого утверждения о том, что формой договора перевозки груза является транспортная накладная. Пункт 2 содержит указание на то, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, и не более того. В связи с этим высказанную В. В. Витрянским критику в адрес Т. Е. Абовой и К. В. Холопова, утверждающих, что накладная подтверждает заключение договора перевозки груза, но не является его письменной формой[5], вряд ли можно признать заслуженной[6]. Другое дело, что Т. Е. Абова не указывает, что же является в таком случае письменной формой договора. Более того, из ее утверждения о том, что "заключается договор железнодорожной перевозки груза не путем составления самостоятельного документа, а так же как на всех иных видах транспорта путем вручения груза, подтверждаемого железнодорожной накладной"[7], можно сделать вывод, что письменная форма просто не существует. Безусловно, это не так.

Не лишена логики и другая точка зрения. Анализ процесса установления транспортных правоотношений между перевозчиком и грузоотправителем свидетельствует о том, что он начинается с подачи заявки (заказа) на перевозку груза в транспортную организацию, занимающуюся перевозками. По сути, это не что иное, как предложение заключить договор перевозки груза, т.е. оферта.

Она содержит все существенные условия договора перевозки: наименование груза, его объем, расстояние (пункт отправления и пункт назначения), стоимость перевозки, срок доставки[8]. Положительное решение транспортной организации по представленной заявке подтверждается ее акцептом в виде подписи на этом документе.

Таким образом, письменная оферта потенциального грузоотправителя и акцепт ее транспортной организацией в письменном виде с подтверждением подписанной сторонами транспортной накладной указывают на соблюдение простой письменной формы договора перевозки груза.

Этот вывод находит подтверждение и на законодательном уровне. В частности, УАТГНЭТ содержит положение, согласно которому договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов – заявки грузоотправителя (ч. 5 ст. 8).

Следует отметить, что и в некоторых международных транспортных источниках содержится аналогичная норма. Так, в п. 4 ст. 4 Соглашения об общих условиях перевозки грузов в международном сообщении по р. Дунай 1989 г. закреплено положение, согласно которому "подтверждение заявки свидетельствует о заключении договора перевозки, но которому перевозчик обязуется перевезти принятый от отправителя груз в порт (пункт) назначения и выдать его получателю".

Правомерность вывода о форме договора перевозки груза в виде принятого перевозчиком заказа (заявки) для осуществления перевозки можно также проиллюстрировать на примере правовой оценки транспортной накладной, данной в международных транспортных источниках, регулирующих перевозки грузов. В них сформулировано важное положение о том, что отсутствие, неправильность или утеря накладной не влияют ни на существование, ни на действительность договора перевозки груза (п. 2 ст. 5 Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 г., ст. 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19 мая 1956 г.).

Если считать накладную формой договора перевозки груза, то как в таком случае соотнести, например, отсутствие накладной с утверждением, что это не влияет на существование самого договора? Ведь в соответствии с национальными правовыми системами, которые также применяются при международных перевозках, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность (п. 2 ст. 162 ГК).

Цена договора перевозки груза включает провозную плату, а также стоимость работ и услуг, выполняемых перевозчиком по соглашению с грузовладельцем. Провозная плата устанавливается соглашением сторон. Определяя провозную плату, стороны исходят из положения закона, согласно которому плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе и в случае увеличения расстояния по причинам, зависящим от перевозчика (ст. 15 УЖТ).

Если перевозка груза осуществляется транспортом общего пользования, то в соответствии с п. 2 ст. 790 ГК плата определяется на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Тарифы предусмотрены для всех видов транспорта. При их установлении учитываются многие факторы, в том числе характер оказываемых услуг, виды и свойства перевозимых грузов, расстояния перевозок, условия их осуществления и многие другие. Тарифы устанавливаются на различные услуги, связанные с перевозкой. В качестве примера можно привести Прейскурант № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство № 1)[9]. На внутреннем водном транспорте тарифы на различные виды услуг закреплены в отдельных положениях[10].

Стоимость работ и услуг (кроме перевозки), выполняемых перевозчиком, также может быть предусмотрена тарифами. Если же тарифы на некоторые из них отсутствуют, стоимость определяется соглашением сторон. К работам и услугам, оплачиваемым грузовладельцем перевозчику, относятся выполнение погрузки и разгрузки груза, его хранение сверх бесплатного срока хранения, предоставление грузовладельцу предварительной информации о подходе транспортного средства с грузом к пункту назначения и некоторые другие.

Срок договора перевозки груза – это период, начиная с момента его заключения и заканчивая доставкой груза в пункт назначения и передачей его грузополучателю. Срок включает время перевозки (доставки) груза, а также хранения его до выдачи грузополучателю. Срок перевозки (доставки) груза определяется в соответствии с разработанными нормативами. Порядок исчисления сроков перевозки грузов определяется правилами перевозок грузов.

Важнейший структурный элемент договора перевозки груза – его ОГЛАВЛЕНИЕ рассматривается в следующем параграфе.