Формальная определенность муниципально-правовых норм

Для характеристики актов местного нормотворчества как источников муниципального права качество формальной определенности имеет, кроме всего прочего, еще и значение критерия оценки соответствующих актов на предмет конституционности.

Известно, что формальная определенность предполагает четкое и ясное оформление акта в виде конкретных правовых предписаний[1]. Причем сама форма муниципальных правовых актов

должна быть точно установленной в первую очередь в уставе муниципального образования, а не на уровне законодательных актов органов государственной власти субъекта РФ, как это имело место до недавнего времени во многих субъектах РФ (например, Закон Ставропольского края от 9 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти и местного самоуправления на территории Ставропольского края"[2], Закон Хабаровского края от 26 апреля 2000 г. № 215 "О правовых актах органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления в Хабаровском крае"[3], Закон Амурской области от 1 июля 1996 г. № 98-03 "О правовых актах органов местного самоуправления Амурской области"[4]).

Отсутствие ясности, определенности содержания акта местного самоуправления порождает возможность его произвольного применения и противоречит в конечном счете требованиям равенства всех перед законом. В этих условиях особое значение приобретает повышение качества муниципального нормотворчества, а на государственно-властном уровне – подготовка модельных актов местного самоуправления, оказание научно-методической помощи органам местного самоуправления и т.п.