Форфейтинг

Форфейтинг – это покупка дебиторской задолженности у экспортера без права регресса (оборота) документов на прежнего владельца, в связи с чем и происходит его кредитование.

Покупателем (форфейтером), как правило, выступает банк, который берет на себя коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортера. Форфейтер может продать купленные документы другой форфейтинговой фирме также на безвозвратной основе. Отличие форфейтинга от факторинга показано в табл. 8.6.

Таблица 8.6

Сравнительная характеристика факторинга и форфейтинга[1]

Факторинг

Форфейтинг

Объект операции – преимущественно счет-фактура

Объект операции – преимущественно вексель (простой или переводной)

Краткосрочное кредитование (до 180 дн.)

Среднесрочное кредитование (от 180 дн. до 10 лет)

Сумма кредита ограничена возможностями фактора

Сумма кредита может быть достаточно высокой вследствие возможности синдирования

Фактор авансирует оборотный капитал кредитора в размере 70-90% суммы долга. Остальные 10-30% поступают на счет кредитора только после погашения долга покупателем продукции за вычетом комиссии и процентов

Форфейтер выплачивает сумму долга полностью за вычетом дисконта

Фактор или оставляет за собой право регресса к кредитору, или отказывается от этого права, но и в этом случае при экспорте товаров политические и валютные риски несет экспортер

Форфейтер несет все риски неоплаты долга, включая политические и валютные риски при экспорте товаров

Операция может быть дополнена элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания кредитора (клиента)

Не предполагает какого-либо дополнительного обслужи ван ия

Возможность перепродажи факторингового актива фактором не предусмотрена

Предусматривается возможность перепродажи форфейтером форфейтингового актива на вторичном рынке

Не требуется поручительства от третьего лица

Требуется гарантия третьего лица или аваль

Предполагает кредитование под уже существующее денежное требование или под требование, которое возникнет в будущем, но четко обозначенное в договоре финансирования под уступку денежного требования

Возможно кредитование под уступку финансового векселя, выпущенного в целях аккумуляции средств, для реализации иных целей, не ограниченных торговыми операциями

К достоинствам форфейтинга можно отнести:

– фиксированную процентную ставку по выплатам;

– простоту оформления сделки;

– удобство для покупателя, которое заключается в том, что все расходы по управлению кредитом берет на себя форфейтер;

– покупатель получает возможность отложить оплату товаров, которые он уже получил.

Недостатки форфетирования таковы:

– высокая стоимость услуг форфейтера:

– риски получения некондиционной продукции, неисполнения или неточного исполнения контрагентом условий внешнеторгового соглашения.

Банк несет большую часть коммерческих рисков по сделке; у него отсутствует право регресса в случае неуплаты импортером долга; он несет ответственность за точность оценки кредитоспособности всех участников сделки, в том числе банка-гаранта, и выбор типа форфетируемого обязательства.

Ограничения по форфейтингу:

– продавец должен быть заранее предупрежден и согласен принимать погашение долга сериями, на это идут не все продавцы;

– если покупатель не является международной компанией или представителем государства, то возврат долга должен быть обязательно гарантирован банком или государственным институтом, который выберет кредитор;

– форфейтинговые сделки являются конфиденциальными в отличие от банковских кредитов. Хотя с другой стороны, если кредитор – форфейтер продаст долговые бумаги на вторичном рынке, то разглашение условий сделки все же может состояться, поэтому следует учесть этот случай в договоре форфейтига.

Форфетирование является относительно быстро развивающейся формой банковских услуг. Данные услуги оказывают либо сами банки (создавая для этого в своем составе особые подразделения) либо их дочерние специализированные компании. Такие компании обычно создают крупные транснациональные банки.

В настоящее время стоимость валютных кредитов надежным заемщикам в России на срок от 6 до 12 месяцев находится на уровне 25-40% годовых. У четные ставки европейских банков по векселям, действующим от полугода до года, находятся в пределах ставки LIBOR плюс 5-9%. В свою очередь, ставка LIBOR по шестимесячным кредитам составляет 6% годовых, а по годовым – 6,75%. Стоимость услуг, например, Инкомбанка по авалированию коммерческих векселей, выписанных на иностранных экспортеров, находится на уровне 4-8% от номинальной суммы векселя. Таким образом, максимальные издержки российского импортера при использовании форфейтинга составят 23,75% в год. Однако в действительности эта ставка может быть значительно ниже, в частности, при большой сумме контракта. Так, в практике Инкомбанка реальные издержки импортеров находились в пределах 15-20% годовых[2].

В отличие от традиционного учета векселей форфейтинг применяется при поставках оборудования на крупные суммы на срок от шести месяцев до восьми лет во внешне-экономических сделках. Он превращает экспортную сделку с отсрочкой платежа в наличную, кредитуя дебиторскую задолженность других стран, в которых невозможно получить государственные экспортные кредиты или гарантии но ним. Форфейтинг используется и при отказе экспортера предоставлять долгосрочный кредит некоторым странам. Форфейтинг, таким образом, дает возможность мелким и средним предприятиям заключать сделки, превышающие их финансовые возможности, поскольку они могут постепенно продавать свои долгосрочные требования за наличные.

Форфейтинговая операция состоит в покупке краткосрочных и долгосрочных требований к фирме-должнику (векселя и другие долговые требования) за наличные со значительной скидкой под 40-60% от цены. При форфейтировании покупка векселей форфейтером осуществляется за вычетом процентов авансом за весь срок кредита. Следовательно, экспортер фактически превращает свою кредитную операцию по торговой сделке в операцию с наличностью.

Стоимость форфейтингового обслуживания. Вычисление номинальной стоимости векселей, подлежащих форфейтированию, предполагает договор между импортером и экспортером о том, что платеж за товары или услуги будет осуществлен путем выписки среднесрочных долговых обязательств. Экспортер устанавливает номинальную стоимость этих векселей в виде соотношения процента за кредит и цены продажи. Продажная цена может рассчитываться с учетом размера прямой учетной ставки цены векселя, погашаемого в течение определенного времени. Для определения цены продажи можно воспользоваться формулой

где Р – цена продажи; – цена векселя; Y – величина прямой учетной ставки.

Способы установления соотношения процента за кредит и продажной цены могут меняться. Например, цена продажи может делиться на равные части. К каждой части добавляется процент на сумму неоплаченной задолженности. В другом случае цена продажи делится на равные части и процент начисляется на каждую часть на весь срок долгового обязательства, а взимается ежегодно. Третьим вариантом является использование векселя с равной номинальной стоимостью, рассчитанной по формуле приблизительных сумм ежегодных платежей. Однако разные итоговые суммы, выплачиваемые импортером в соответствии с выбранным методом, не так уж важны, поскольку каждый метод предназначен для определения равных сумм платежа, отражающих разницу в суммах и неоплаченных периодах существующих векселей.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что основная проблема, из-за которой российские банки не слишком активно вводят форфейтинг, заключается в законодательных ограничениях. Теоретически кредитный институт может предоставить такую услугу, однако, согласно российскому валютному законодательству, экспортер должен получать выручку из-за рубежа – а по схеме форфейтинга деньги продавец получит от российского банка, это не зачтется в качестве экспортной выручки, и его оштрафуют на сумму до 100% от размера "невозврата". Такая мера применяется для того, чтобы исключить вывод капитала из страны. Крупные российские банки (Альфа-банк, ВТБ 24, Промсвязьбанк) могли бы обойти законодательные преграды, заключая сделки через свои западные дочерние структуры. Однако из-за высоких рисков они выступают пока только в роли агентов по привлечению клиентов для зарубежных форфейтеров в Египте, Пакистане, Индии, Латинской Америке, являясь просто посредниками между клиентом и зарубежной форфейтинговой компанией. В роли агентов сегодня активно работают лишь ВТБ и Внешэкономбанк.

Некоторые российские финансовые институты проводят "псевдофорфейтинговые" операции (например, Номос- банк), продавая зарубежным форфейтерам собственные векселя. Полученные средства, направляются на финансирование более дорогих экспортно-импортных сделок клиентов. Предоставление форфейтинговой услуги обошлось бы клиентам на 2-3 процентных пункта дороже [3].