Лекция 1. Фонетика как наука о звуковой стороне языка

Звуковые единицы (или иначе — звуковые средства) языка представлены двумя разновидностями — единицы линейные, или сегментные, и единицы нелинейные, или суперсегментные. Линейные единицы — это звуки. Они следуют в речевом потоке один за другим. Линейный характер речи проявляется при любом виде записи — обычном буквенном письме или специальной фонетической транскрипции. Суперсегментные (т.е. сверхсегментные, надсегментные) единицы — это ударение и интонация. Они не существуют отдельно от экспонентов языковых знаков, а как бы накладываются на них, надстраиваются над ними. Суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно, выделены из состава экспонентов.

Основными функциями звуковых единиц являются образующая и опознавательная. Периферийную роль играет различительная функция. Их образующая функция проявляется в том, что они служат строительным материалом, из которого создаются экспоненты языковых знаков. Так, экспонент словоформы кипит состоит из пяти звуков, расположенных в определенной последовательности с ударением на втором слоге. Их опознавательная функция заключается в том, что в силу знаковой природы языка экспонент обязательно соотносится с каким-то планом содержания, значением. Именно по внешней, звуковой форме носители языка опознают языковые знаки и их сочетания в потоке связной речи как языковые образования, имеющие смысл. Нарушение связи звучания и значения (например, перенос ударения в слове кипит на первый слог) делает осмысленное опознавание невозможным. Языковой знак при этом разрушается, и нормальная речевая деятельность теряет свою эффективность. Что касается различительной функции, то она проявляется, видимо, прежде всего в интонационных структурах (например: Сегодня холодно.Сегодня холодно?) и в использовании ударения. Так, экспонент магазин с ударением на последнем слоге отличается как явление литературно нормированной речи от той же звуковой последовательности с ударением на срединном слоге, характеризующей просторечную форму. Различительная функция звуков в самостоятельном проявлении имеет место при сравнении экспонентов, различающихся лишь одним элементом, — квазиомонимов (домром). В повседневной речи такие слова практически не сталкиваются, так как выступают в различных контекстах, где формы с одинаковыми экспонентами легко различаются, например [рок]: злой рокострый рог.

В описании фонетики существует давняя и устойчивая традиция ограничивать объект изучения единицами масштаба слова (внутрисловная фонетика). Естественно, это не распространяется на интонацию, которая может рассматриваться только в пределах фразы или ее фрагментов. Многие явления межсловной фонетики изучены до сих пор еще недостаточно, и соответствующие факты почти не учитываются. Таково, например, распространенное утверждение, что предударное /а/ не может находиться после мягких согласных. Однако в произносимом слитно сочетании купить арбуз (в естественной речи слова внутри сегментов, ограниченных паузами, произносятся именно слитно) указанный звук обнаруживается без труда.

Аспекты фонетики

В силу своей сложной природы звуковая сторона языка требует изучения с разных точек зрения, в различных аспектах. Во-первых, поскольку речь является продуктом деятельности произносительного аппарата человека, она составляет предмет артикуляционного аспекта. Во-вторых, все звуковые явления имеют свою физическую природу и должны изучаться одним из разделов физики — акустикой (отсюда акустический аспект). В-третьих, поскольку речевая деятельность, процесс коммуникации протекают в звуковой форме, предметом лингвистического (основного) аспекта фонетики является рассмотрение функций звуковых средств в процессе общения. Наконец, в-четвертых, поскольку звучания, порождаемые произносительным аппаратом, воспринимаются слушающим, т.е. осуществляется расшифровка, декодирование звуковых сигналов, в относительно недавнее время был выдвинут перцептивный аспект фонетики, исследующий закономерности восприятия речи человеком. Согласно "Лингвистическому энциклопедическому словарю" современная фонетика различает в изучении звука речи именно эти четыре аспекта. Артикуляционный и акустический аспекты исследуют материальную природу звуковых явлений; другие два связаны с их функциональным использованием.