Выбор объекта проблемного поля исследования

Международные отношения охватывают самые различные сферы общественной жизни – от высокой политики до количества цитирования научных исследований в специализированных СМИ. Не менее разнообразны и их участники, каждый из которых может стать объектом изучения.

Наиболее устоявшимся термином, которым принято обозначать участников международных отношений, является термин "актор", под которым понимаются государства, международные организации, неправительственные объединения, транснациональные компании, интернет-сообщества, экологические движения, индивиды, вступившие в трансграничные взаимодействия, и пр.

В современной международной среде наряду с системами, управляемыми классическими теориями (Ближний Восток), появляются системы, управляемые массивами данных (БРИКС, глобальные индексы); формируются адаптационные системы, в которых кодируются определенные функции, создающие преимущества развития включенным в территориальные интеграции сообществам (ЕС, СНГ, ШОС, НАФТА и др.). Эти тенденции подсказывают, что социология международных отношений располагает широким набором объектов исследования. В нашем случае выбранный объект исследования должен соответствовать двум условиям: быть участником политических отношений, поскольку социология международных отношений входит в лист дисциплин политической социологии, а также являться частью предметного ноля собственно социологии международных отношений. Выбирая объект исследования, студенту надлежит определить, является ли выбранный объект типическим носителем проблемы.

Представление качеств объекта как предмета исследования

Отечественная школа техники выполнения научного исследования, совпадая во всех остальных этапах проектирования программы, отличается от зарубежной методики требованием определить предмет исследования. Как справедливо отмечают сторонники разграничения объекта и предмета, "объект существует до предмета и может изучаться самыми различными научными дисциплинами"[1]. Например, если объектом изучения является территориальное сообщество, то рассмотрение особенностей социокультурной коммуникации на межличностном и межкультурном уровне становится его предметом.

Пример. Тема дипломного исследования: "Внешний образ государства в контексте развития российско-испанских отношений". Объект исследования: население России и Испании. Предмет исследования: особенности восприятия России в Испании и Испании в России как показатель результативности межгосударственной политики[2].

Как видно из примера, формулировка предмета содержит указание на процесс, наиболее ярко характеризующий качества объекта, позволяющий перевести их на язык метода анализа. Его предстоит выбрать после определения цели исследования и других предшествующих этому этапу проектирования процедур.