Выбор направлений инвестирования по сферам деятельности

Консультанты отстаивают преимущества сфокусированных организаций, обращая внимание на ценность использования уже сформированных компетенций персонала и оценку недостатков конгломератов со стороны фондового рынка (прежде всего портфельных инвесторов). Отбор направлений инвестирования в портфель строится с учетом эффективности отдачи и "близости" к основному профилю. В модели, которую разработали Лоренцо Карлези, Брэйам Верстер и Феликс Венгер, проекты, способные формировать портфель компании, изображены в плоскости, но оси абсцисс которой отмеряется отдача инвестиций (это может быть доходность на вложенный капитал (ROCE) или прирост стоимости компании в терминах NPV), а по оси ординат - степень "родства" основному виду деятельности (degree of natural ownership), т.е. "природные компетенции". Степень близости бизнесов в портфеле определяется разными факторами в зависимости от сферы деятельности, в которой работает компания. Так, компания, занимающаяся производством и распространением потребительских товаров, сможет получить дополнительные выгоды от приобретения производственных мощностей с целью изготовления продукции, для которой можно было бы привлечь уже существующие каналы распространения.

Логика авторов концепции "естественных компетенций" (natural ownership) такова: компания, которая инвестиционными решениями развивает бизнес, отличающийся от сложившегося, берет на себя риск, так как ей предстоит предпринять определенные усилия, чтобы стать в этой области natural owner, поэтому новая бизнес-единица должна предлагать более широкие возможности для компании и обеспечивать больший вклад в рост стоимости.

Схожую концепцию "круга компетенций" в управлении финансовыми активами отстаивает и самый успешный финансовый управляющий в мире Уоррен Баффетт. "Инвестиционная игра состоит в том, чтобы делать лучшие предсказания будущего, чем другие люди. Как этого можно достичь? Способ один - ограничить ваши попытки кругом компетенции. Если вы пытаетесь предсказать будущее для всего, вы замахнулись на слишком многое. Вы проиграете из-за отсутствия специализации", - мнение Чарли Мангера, соуправляющего У. Баффетта.

Следует отметить, что измерение степени интегрируемости нового инвестиционного решения со сложившимся бизнесом компании не очевидно, оно основывается на сопоставление альтернатив развития инвестиционных направлений и портфеля в целом. Во-первых, нужно выявить, насколько пересекаются бизнес-модели компании и рассматриваемой новой составляющей портфеля (близок их продукт или услуга, потребители, каналы дистрибуции и т.д.). Чем сильнее это пересечение, тем выше потенциальный эффект от интеграции и больше возможностей для повышения эффективности за счет распространения на него имеющихся у компании преимуществ в этой области. Статистическим измерителем степени близости может быть перекрестная эластичность спроса на продукт. Чем показатель эластичности ближе к нулю, тем дальше родство, и в этом случае уже следует говорить о несвязанной диверсификации и формировании конгломерата.

Для рынков с неустоявшимися рыночными отношениями, высокими трансакционными издержками, включая информационные, диверсификация инвестиционного портфеля может создавать дополнительную стоимость (синергию). Этот вывод подтверждается активностью процессов создания конгломератов на развивающихся рынках. Более того, в отличие от развитых рынков инвесторы положительно воспринимают эту информацию, рыночная капитализация диверсифицированных компаний показывает существенную премию к узкоспециализированным группам.