Физический компонент культуры

Человек "начинается" с физической культуры, с умения двигаться. Считается, что всего шесть – восемь движений человеку даны от рождения, а более 900 движений он осваивает до того, как научается говорить. Именно физическая составляющая выступает в первоначальный период жизни человека источником формирования таких "нефизических" категорий, как творчество, воля, мораль, знание.

Человек назван древними малым миром, – и нет спора, что название это уместно, ибо как человек составлен из земли, воды, воздуха и огня, так и тело земли. Если в человеке есть кости, служащие ему опорой, и покровы из мяса – в мире есть скалы, опора земли; если в человеке есть кровяное озеро – там, где легкое растет и убывает при дыхании, – у тела земли есть свой океан, который так же растет и убывает каждые шесть часов, при дыхании мира; если от названного кровяного озера берут начало жилы, которые, ветвясь, расходятся по человеческому телу, то точно так же и океан наполняет тело земли бесконечными водными жилами...

Леонардо да Винчи. О науке и искусстве. СПб.: Амфора, 2005. С. 294.

Современный человек погружен в искусственную техногенную среду, он пользуется электроприборами, телевизором, компьютером, мобильным телефоном, настилает "теплые полы". И он не хочет знать, что все, связанное с электричеством, не только удобно, но и чревато опасным воздействием на организм электромагнитных полей. Эти поля возникают вокруг бытовой электрической аппаратуры (холодильников, СВЧ, стиральных машин, утюгов, электрогрелок) и не могут нс вступать во взаимодействие с биополем человека, серьезно действуя на него. Так, при использовании мобильного телефона плотность потока энергии в области виска превышает предельно допустимый уровень в 5000 раз. Мы не можем отказаться от достижений цивилизации, но культура заключается в том, чтобы, зная об этом, пытаться минимизировать доступными средствами негативное воздействие – отключать телефон во время сна, а если он необходим (например, в качестве будильника), не класть его под подушку, не носить телефон в карманах одежды, не вешать в чехольчике на грудь и т.п. Или, разобравшись со всеми этими децибелами и возможностями предельного воздействия на природный слуховой аппарат, сажать микрофоны на уши только тогда, когда это действительно необходимо, чтобы не оглохнуть к 30 годам вместо 85. Или, затягиваясь душистым табаком, понимать весь контекст курения – социальный, медицинский, психологический и т.п., сведения о котором, разумеется, никогда не появятся в средствах массовой информации хотя бы потому, что это невыгодно могущественному табачному бизнесу.

Речь идет о том, что биоресурс, данный человеку от природы, может быть израсходован раньше запрограммированного ею. И дело не только в том, что сократится продолжительность жизни, а в самом качестве жизни, отпущенной судьбой.

В зрелом возрасте человек способен сознательно добиваться целостности, единства проявления своей личности. Это, конечно, совсем не просто. Вот как, например, добиваются техники выполнения каратэ, в частности приема "тамешивари" – раздела каратэ, включающего разбивание твердых предметов (кирпичей, досок, черепиц) ударами рук или ног. Эта техника основана на использовании психофизиологических особенностей состояния человека, которое достигается с помощью медитации. Нанесению удара предшествуют полная релаксация мышц (это необходимое условие вхождения в состояние медитации) и оптимальная фиксация центра тяжести тела и нижней части живота (кит. "даньтянь", яп. "хара" – "центр равновесия и устойчивости тела"), откуда в каратэ начинается любой удар с помощью поворота бедер. Вхождение в состояние медитации достигается и поддерживается глубоким дыханием и сосредоточением сознания на мысленном представлении о "прохождении дыхания" и "вектора силы" по телу и через объект удара. В этой фазе медитации мастер переключается на пространственно-образное мышление, чему способствует регулярный ритм дыхания, который, как показывают психологические исследования, прямо связан с повышенными образными способностями.

Мысленный образ и ощущение дыхания, "проходящего" по телу, идентичны методике "психического" дыхания йогов и физиологически усугубляют полное расслабление тех конечностей, которым в момент удара предстоит достичь крайней степени кратковременного напряжения мышечных масс. Представление о "прохождении" "вектора силы" по конечностям, которым предстоит нанести удар, и через кирпичи (т.е. мысленное созерцание еще не совершенного действия) вызывает у каратиста на бессознательном уровне установку, направленную на разбивание кирпича. Так из оптической сферы эта установка распространяется в мускульную. Поскольку отработка ударов проводится годами, то возникает устойчивый динамический стереотип, а дальше каратист действует в состоянии медитации, без заметных физических ощущений в момент удара. Понятно, что выполнение "тамешивари" вне состояния медитации принципиально невозможно. Достижение подобного состояния в современном спорте считается целесообразным и осуществляется с помощью аутогенной тренировки спортсменов.

Важное место в технике восточных школ занимает боевой выкрик из легких на выдохе, который в каратэ производится фонетически или мысленно в момент нанесения удара. Действуя на невербальном уровне мышления, он способствует мгновенному включению основных мышечных масс, что увеличивает силу и скорость удара.

Одна из сторон медитации состоит в утрате логической структурированности сознания, при которой человек ощущает себя погруженным в континуальный поток психики, когда сознание переходит к наглядно-действенному и наглядно-образному видам мышления.

Боевые искусства Востока широко распространились по всему миру, стали популярны в среде молодежи. Художественные фильмы, включающие в сюжет демонстрацию приемов восточных единоборств, являются едва ли не самыми кассовыми. Однако в западной культуре берется лишь прикладной аспект: физическая практика "выдергивается" из целостной системы, в которой философско-религиозный смысл есть путь к просветлению сознания.