Фирмы и спрос на деньги

Деньги нужны не только отдельным людям, чтобы делать покупки сегодня и в будущем. Фирмы тоже участвуют в обмене: фирмы покупают необходимые ресурсы (капитал, сырье и материалы), выплачивают заработную плату работникам и продают товары. Все эти сделки связаны с циркуляцией денег, которые переходят от одного владельца к другому. Значит, фирмы также могут предъявлять спрос на деньги.

Не все транзакции, в которых участвуют фирмы, требуют участия денег. Если фирма охватывает длинную продуктовую цепочку, включая добычу и переработку сырья, производство полуфабрикатов, выпуск готовой продукции и ее продажу конечному потребителю (такая фирма называется вертикально интегрированной), перемещение изделий внутри производственных подразделений фирмы происходит без участия денег. Это движение товаров и услуг в рамках фирмы можно сравнить с тем, как взаимодействуют члены одной семьи. Мама готовит обед, папа идет в магазин, сын убирает свою комнату, бабушка вяжет носки — никто в семье не обменивается деньгами. Семье деньги нужны при взаимодействии с внешним миром, покупке товаров, которые семья сама не производит. Аналогично фирме требуются деньги, когда сделки связаны с внешними по отношению к ней агентами — конечными покупателями ее товара или поставщиками ресурсов, которые фирма не выпускает. Поэтому чем больше число вертикально интегрированных фирм в какой-либо стране, тем меньше их спрос на деньги.

В отличие от людей, которые могут получать доход и в виде наличности, и путем перечисления заработной платы на банковский счет, фирмы, как правило, накапливают выручку и оплачивают затраты безналичными деньгами, переводя соответствующие суммы со счета фирмы-покупателя на счет фирмы-продавца. Все транзакции, которые совершаются подобным образом с участием банковских счетов фирм, легко проверить, например, для уточнения суммы налогов, которые фирма должна уплачивать государству. Если фирма захочет уклониться от налогообложения либо задействована в бизнесе, не относящимся к разряду легального в данной стране (например, оборот наркотических средств, торговля оружием и т.д.), она предпочтет выплаты наличными деньгами вместо банковских счетов. Поэтому когда в стране возрастает спрос на наличные деньги, это служит показателем увеличения размера теневой экономики — бизнеса вне законов страны.

Денежные потоки, проходящие через фирму, не всегда являются регулярными, как в случае с индивидуальным работником, который получает заработную плату через определенные промежутки времени. Выручка фирмы в один период может быть выше (когда ее продукция пользуется повышенным спросом), а в другой — ниже (если потребители переключились на иной товар). Подобно тому, как у людей действует мотив предосторожности, фирмам свойственен спрос на деньги в качестве буферных запасов. Буферные запасы представляют собой деньги, которые фирма держит на случай непредвиденной потребности в ликвидности. Чем больше неопределенность экономической ситуации для фирмы (неясно, что ожидать от потребителей, какими — высокими или низкими — будут покупки и расходы), тем больше денег фирмы захотят оставить в виде буферных запасов.

С другой стороны, когда денег на фирму приходит много, а затраты невысоки, ей нецелесообразно всю сумму держать на банковском счете. Фирма может вложить деньги в ценные бумаги. В этом случае временно свободные деньги принесут дополнительный доход — процентный доход по ценным бумагам. Если же выручка падает, а расходы все равно надо оплачивать, то фирме приходится продавать ценные бумаги, чтобы приобрести деньги, — сами по себе ценные бумаги не являются средством платежа.

Купля-продажа ценных бумаг требует издержек в виде оплат услуг брокера (лица, которое торгует ценными бумагами на бирже). Брокерские комиссионные зависят от числа и объема сделок с ценными бумагами. Частый перевод денег в ценные бумаги и обратно будет вследствие этого довольно дорогостоящим. Управление деньгами на фирме означает поиск компромисса между желанием получить процентный доход путем обмена "излишних" денежных поступлений на ценные бумаги, потребностью в ликвидных средствах и затратами на брокерских услуги.

Подведем итог. Факторы, определяющие спрос на деньги, включают в себя следующие компоненты.

1. Разница в ставках процента между денежными и прочими активами.

2. Транзакционные издержки перемещения активов в деньги (брокерский тариф).

3. Неопределенность цен и доходности активов в будущем (риск активов).

4. Ожидаемые форматы расходов и доходов.

5. Институциональная структура экономики, традиции выплаты заработной платы и других доходов.

6. Вероятности дефицита денег (ликвидности) в экономике.

7. Общий уровень цен в экономике.

8. Темпы инфляции.

9. Реальный выпуск (доход) в экономике.

10. Совокупное богатство индивидов.

11. Ставка заработной платы и система выплат.

12. Наличие, доступность и качество заменителей денег.

Мы закончили теоретическую часть определения спроса на деньги в современной экономике. Но как обстоит дело на практике? Как проверить, какая теория денег верна?

Об этом речь пойдет в следующем параграфе.