Финансы некоммерческих организаций

Некоммерческие организации занимают особое место в национальной экономике. Их деятельность связана с выполнением социальных и иных значимых функций и имеет большое значение для гармонизации общественной структуры. Общее определение некоммерческих организаций дано в ст. 50 Гражданского кодекса РФ. Некоммерческие организации (НКО) – это организации, не имеющие извлечения прибыли в качестве цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. В Классификаторе институциональных единиц по секторам экономики некоммерческая организация рассматривается как институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют.

В зависимости от того, кто контролирует или финансирует НКО, они могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ).

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, однако лишь в случае, если это служит достижению целей, ради которых они созданы. Цели же могут быть самыми разнообразными; среди них социальные, культурно-просветительские, образовательные, благотворительные, политические цели; содействие охране здоровья граждан, развитию физической культуры и спорта, защите прав и законных интересов граждан и организаций. Как нетрудно заметить, большинство целей имеет социально-общественный характер и связано с воспроизводством и развитием человеческого капитала. Организации, реализующие такие цели, называются социально ориентированными некоммерческими организациями.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов. Иностранной некоммерческой неправительственной организацией признается организация, созданная за пределами территории РФ, но осуществляющая свою деятельность на территории РФ через структурные подразделения – отделения, филиалы и представительства.

Регламент функционирования НКО установлен Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 2 июля 2013 г., с изм. от 2 ноября 2013 г.); он определяет следующие формы НКО.

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Это могут быть потребительские общества, сельскохозяйственные, жилищные, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, кредитные потребительские кооперативы.

Общественные и религиозные организации (объединения) – добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Фонды – не имеющие членства НКО, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Государственная корпорация – не имеющая членства НКО, создаваемая на основании Федерального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Следует отличать государственную корпорацию как относительно новый вид некоммерческой организации от государственной корпорации в виде акционерного общества с государственным участием (например, Газпром,

Роснефть). Государственная корпорация имеет особый статус; в частности, она не может быть объявлена банкротом. В России функционируют госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", Агентство по страхованию вкладов, "Ростехнологии", "Росатом" "Роснано", Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Государственная компания – НКО, создаваемая на основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (ред. от 23 июля 2013 г.) с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

Учреждения – это некоммерческие организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Конкретные формы учреждений следующие.

Частное учреждение – НКО, созданное собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления.

Некоммерческое партнерство. Это основанная на членстве НКО, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении уставной деятельности.

Автономная некоммерческая организация – не имеющая членства НКО, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, спортивные клубы и оздоровительные центры и т.д. АНКО создается в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Государственные, муниципальные учреждения – учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием.

Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Бюджетное учреждение – НКО, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и пр. Бюджетные учреждения работают на основе государственных (муниципальных) заданий.

Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее государственные (муниципальные) услуг и выполнение работ, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.

Автономное учреждение – НКО, образуемая исключительно с участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Автономное учреждение, как и бюджетное, работает на основе государственных заданий. Однако оно имеет относительно большую имущественную самостоятельность и большую свободу в привлечении наряду с бюджетными иных средств.

Ассоциации (союзы) – НКО, основанные на членстве в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов.

На рис. 8.8 представлены виды некоммерческих организаций.

Рис. 8.8. Виды некоммерческих организаций

По статистике, негосударственных некоммерческих организаций насчитывается около 350 тыс. Трудовые ресурсы сектора НКО составляют 1,1% экономически активного населения, что на 5–10 процентных пунктов меньше показателя в странах Западной Европы, Израиле, Канаде, США, Японии, Великобритании, однако сопоставимо со странами Восточной Европы. В целом сектор обладает не слишком значительными финансовыми и имущественными ресурсами. ОГЛАВЛЕНИЕ финансов в некоммерческих организациях отражает их особенности и охватывает денежные отношения, складывающиеся с различными контрагентами. Финансы некоммерческих организаций – совокупность отношений по поводу формирования и использования фондов денежных средств для реализации некоммерческих задач социально-общественного характера.

В ходе функционирования складываются следующие финансовые отношения некоммерческих организаций:

• с бюджетной системой по поводу получения финансирования и его использования. Это наиболее значимая часть отношений. Для многих НКО (государственных и муниципальных учреждений) бюджетное финансирование является практически единственным источником получения денежных ресурсов. Одновременно в части доходов от предпринимательской деятельности и в части налогообложения занятых работников НКО являются плательщиками в бюджет и внебюджетные фонды социального характера;

• с членами и спонсорами обществ и учреждений по поводу учредительских и членских взносов, грантов, добровольных пожертвований, целевых поступлений и адресных выплат;

• с экономическими субъектами – партнерами НКО по поводу оплаты предоставленных услуг как источника доходов некоммерческих организаций;

• с работниками по поводу оплаты труда, экономического стимулирования и материальной помощи;

• с вышестоящими структурами по поводу централизации финансовых ресурсов и получения средств.

Финансы некоммерческих организаций отражают процессы распределения общественного продукта с участием всех институциональных секторов. С одной стороны, они основываются на перераспределении ресурсов коммерческих организаций реального сектора, где этот продукт созидается. Это происходит с участием государственного сектора через бюджетное финансирование. Одновременно внутри сектора НКО создается и распределяется первичный доход. Происходят перераспределительные процессы и с участием домашних хозяйств (взносы, иные поступления).

Как и в любой другой области экономической деятельности, ОГЛАВЛЕНИЕ финансов некоммерческих организаций цементирует их материальная основа – финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы НКО – это совокупность денежных доходов и поступлений, используемых для обеспечения текущей деятельности организации и ее развития. Источники финансовых ресурсов некоммерческих организаций укрупненно можно разделить на три группы:

1) сметно-бюджетное финансирование (преимущественно для государственных и муниципальных бюджетных и казенных учреждений);

2) ресурсы самофинансирования (для частных учреждений, государственных компаний, кооперативов);

3) смешанное финансирование, сочетающее бюджетные источники, доходы от коммерческой деятельности, членские взносы и иные поступления.

Конкретными формами финансовых ресурсов являются:

• доходы от оказания платных услуг в пределах, разрешенных законом;

• доходы от предпринимательской деятельности (проценты на банковские депозиты, доходы от ценных бумаг);

• выручка от реализации продукции собственного производства, от реализации основных средств;

• доходы от сдачи имущества в аренду;

• бюджетные ассигнования, получаемые через главных распорядителей бюджетных средств либо напрямую;

• заемные источники (для НКО, кроме государственных и муниципальных учреждений);

• учредительские и членские взносы, спонсорские поступления от предприятий, учреждений, благотворительных фондов, отдельных граждан;

• целевые поступления, в том числе гранты, денежные средства от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан (для НКО-иностранных агентов).

Получение финансовых ресурсов из каждого источника опирается на некие регламенты и принципы. Например, получение исключительно бюджетного финансирования предполагает четкое следование смете в соответствии с выделенными и утвержденными бюджетными ассигнованиями; строго целевой характер и жестко контролируемый характер их использования на основе нормативов и норм. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств.

Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), субсидии и бюджетные кредиты приобретать ценные бумаги. Казенное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность при наличии этого пункта в учредительских документах, но все доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Эти доходы для бюджета считаются неналоговыми доходами.

Бо́льшую свободу имеют автономные государственные учреждения, которые могут, получая бюджетное финансирование и работая по госзаказу, оказывать платные услуги и часть доходов оставлять себе. К примеру, это может быть школа, дом культуры, поликлиники и лечебно-диагностические центры и т.д.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

Пул финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении некоммерческих организаций, далее направляется на самые различные цели. Использование ресурсов включает финансирование текущих нужд – оплату труда и социальные отчисления, ОГЛАВЛЕНИЕ помещений, арендную плату, платежи в бюджет, оплату услуг сторонних организаций, закупку сырья и других ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности, затраты капитального характера – приобретение оборудования и инвентаря, капитальное строительство и капитальный ремонт и т.д.

Как мы помним, полученные доходы в любой форме (из бюджета, от предпринимательства) не могут распределяться между учредителями НКО. Одновременно НКО являются плательщиками платежей в бюджет. Если организация осуществляет предпринимательскую деятельность, она уплачивает налог на прибыль. В любом другом случае она является плательщиком налога на имущество, плательщиком страховых взносов во внебюджетные социальные фонды, налоговым агентом по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога на доходы физических лиц.

Финансовые ресурсы являются предметом самостоятельного управления в некоммерческих организациях. Тем не менее для более эффективного управления финансовыми ресурсами некоторым некоммерческим организациям дозволено часть капитала передавать в доверительное управление специальным компаниям. На этой основе возникли понятия "целевой капитал некоммерческой организации" и "некоммерческие организации – собственники целевого капитала". Целевой капитал НКО – это сформированная за счет пожертвований в виде денежных средств часть имущества НКО, переданная ею в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности НКО. Профессионализм управляющих помогает некоммерческим организациям повысить уровень их финансового благосостояния.

В соответствии с ФЗ от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (ред. от 23 июля 2013 г.) НКО – собственником целевого капитала может быть только фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд или религиозная организация. Управляющими компаниями являются лицензированные профессиональные участники фондового рынка – акционерные общества и ООО.

Управление финансами в некоммерческих организациях включает принципиально те же элементы, что и в коммерческих структурах: оперативное управление, финансовое планирование и контроль. Однако характер их деятельности предопределяет некоторые особенности этих процессов. Оперативное управление финансами является менее свободным и более регламентированным требованиями бюджетного законодательства, предполагающим подконтрольность практически любой операции, осуществляемой за счет бюджетных средств, санкционирование использования и перемещения доходов и т.д.

Формат финансового планирования отличается от баланса доходов и расходов коммерческой организации. В бюджетных и казенных учреждениях он имеет форму сметы, т.е. перечня лимитов бюджетных обязательств в соответствии с классификацией расходов бюджетов и бюджетной росписью.

Частные НКО, кооперативы и другие организации составляют финансовый план по аналогии с планом коммерческих организаций с некоторыми дополнительными статьями, отражающими специфические элементы поступлений и их расходования.

Финансовый контроль в НКО приобретает форму государственного контроля в государственных и муниципальных НКО в отношении всех элементов их жизнедеятельности, а в отношении иных НКО носит ограниченный характер и касается только мониторинга использования бюджетных средств и уплаты налогов.

Какие проблемы и перспективы развития обозначаются в секторе некоммерческих организаций? В сегменте НКО до сих пор ощущаются дефицит ресурсов, недостаток, нестабильность и непрозрачность источников финансирования. Сектор слабо самоорганизован, что определяет его высокую зависимость от государства и бизнеса. Между тем потенциал НКО велик. НКО более индивидуализированы в своей деятельности, нежели государственные и муниципальные учреждения, чаще ориентированы на развитие инновационных услуг и технологий. Поддержка подобной деятельности должна вестись как посредством государственных и муниципальных закупок, так и с помощью грантовых механизмов, позволяющих поощрять разнообразные инициативы.

Развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг определено одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2553-р утверждена государственная программа РФ "Социальная поддержка граждан", включающая подпрограмму "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных и коммерческих организаций". Ее целью является увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций. Уже приняты федеральные законы и программы, поддерживающие развитие НКО через управление целевыми капиталами, содействие развитию благотворительности, поддержку социально ориентированных НКО.

Бюджетные ассигнования на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций увеличены с 4,8 млрд руб. в 2012 г. до 8,3 млрд руб . в 2013 г. Количество субъектов РФ, реализующих программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, увеличилось с 7 в 2010 г. до 57 в 2012 г. Была обеспечена финансовая поддержка на конкурсной основе более 2000 социально ориентированных некоммерческих организаций в 49 субъектах РФ.

Желательным было бы применение нулевой ставки налога на прибыль к некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность во всех социально значимых областях. Необходима и финансовая поддержка в иных формах: льготирование по уплате таможенных платежей, освобождение от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом.

Как было показано в гл. 4, в стране проходит реформа бюджетных учреждений. В ее рамках осуществляется переход на единые нормативы затрат оказания государственных и муниципальных услуг. Должен быть обеспечен высокий уровень экономической самостоятельности автономных учреждение и равенство учреждений всех типов при участии в конкурсах на получение государственного (муниципального) контракта. Предстоит оптимизировать финансовый механизм привлечения частных организаций к оказанию государственных услуг; преодолеть необоснованные ограничения для негосударственных организаций по оказанию социально значимых услуг.

В ряде регионов реализованы концепция муниципального гранта и (или) заказа, конкурсы на консолидированный бюджет. К 2020 г. в социальной сфере будет осуществлен переход к модели "эффективного контракта". Рынок социальных услуг постепенно либерализуется, к государственному заказу все чаще будут допускаться частные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации.

Все эти меры позволят оптимизировать финансы в секторе некоммерческих организаций.