Финансовые стимулы эффективного использования амортизации для развития научно-технического прогресса

Эффективное использование амортизации создает финансовые стимулы для развития научно-технического прогресса (НТП). К таковым можно отнести:

1) механизм ускоренной амортизации;

2) льготы по налогу на прибыль;

3) коррекцию стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений, законодательно регламентируемых государством;

4) специальный режим начисления и использования амортизации для отдельных коммерческих структур малого и среднего бизнеса.

Рассмотрим названные стимулы по порядку.

1. Ускоренная амортизация означает, как правило, удвоение[1] нормы амортизационных отчислений, следовательно, вдвое сокращается срок окупаемости, ускоряется выбытие старых основных фондов, а значит, и стимулируются финансовые вложения в новые. Даже если окупившие себя благодаря ускоренной амортизации основные средства физически не износились, их выбытие позволит внедрить в производство более эффективную технику, постоянно появляющуюся на хозяйственной арене в условиях научно-технической революции (НТР) и бурного развития НТП.

Таким образом, целью и назначением ускоренной амортизации служат, во-первых, мотивация НТП, во-вторых, удвоение (утроение) источника средств для финансирования НТП, в-третьих, устранение потерь от так называемого морального износа техники, так как в условиях бурного развития НТП физически не износившаяся, но ставшая неэффективной в сравнении с новациями НТП, однако не окупившая себя через растянутую во времени амортизацию часть основных фондов тормозит их выбытие из-за возникающих убытков от списания недоамортизированной техники.

2. Льготы но налогу на прибыль связаны с обязательным и полным использованием амортизации на реновацию только для финансирования производственных капиталовложений. Лишь в этом случае прибыль, идущая на прямые инвестиции, – ныне лишь при финансировании капитальных вложений на долевых началах и осуществляемых организациями со 100%-ным иностранным капиталом.

Это весьма мощный стимул развития прямых инвестиций за счет такого независимого и значительного источника, как амортизационный фонд.

Однако в условиях общей экономической нестабильности капитал продолжает "убегать" от риска длительных вложений, и названный стимул действует крайне ограниченно. Более того, из-за "перегруженности" себестоимости для многих предприятий ускоренная амортизация непосильна, порой она резко снижает рентабельность, даже ввергает производство в убытки. В таких случаях разрешается применять 0,5 обычной нормы амортизации[2].

3. Регламентируемую государством оценку стоимости основных фондов мы рассмотрели выше.

Здесь же следует отметить чрезвычайную важность государственного регулирования такой категории, как амортизация. Помимо учета фактора инфляции и сглаживания последней, данные меры финансового воздействия предопределяют единую техническую политику и предпочтения в развитии тех или иных отраслей и производств. Такая централизованная регламентация не является "атавизмом" социалистического прошлого: подобное законодательное регулирование характерно и для стран старого капитализма и составляет непременный элемент экономического управления со стороны государства.

К примеру, английский парламент после Второй мировой войны принял специальный закон об ускоренной амортизации в судостроении: почти весь флот Великобритании, этой "владычицы морей", был потоплен противником, и решение проблемы возрождения флота диктовало необходимость его финансового обеспечения. Королевская казна (как и сегодняшняя Российская) лишилась значительной части поступлений налога на прибыль в пользу экономического подъема отраслей материального производства.

4. Данный пункт служит продолжением предыдущего в сфере малого бизнеса, всегда и везде нуждающегося в государственной финансовой поддержке.

Малые предприятия и производства (МП) имеют дополнительный стимул обновления оборудования: помимо ускоренной амортизации, они могут списывать на себестоимость в первый год функционирования до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет. Но при прекращении деятельности МП до истечения одного года с момента его ввода суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат включению в налогооблагаемую прибыль.

Аналогичная санкция распространяется на суммы ускоренной амортизации, если таковая получает нецелевое расходование.