Финансовые правоотношения государственной корпорации

Госкорпорация является объектом финансово-правового регулирования и, в связи с этим, субъектом финансового права по следующим причинам:

а) она наделяется государством финансовыми ресурсами в силу федерального закона;

б) ее финансовые ресурсы являются по природе публичноправовыми.

Отношения по наделению госкорпорации финансовыми ресурсами являются предметом финансового права. Соответственно, в данных отношениях госкорпорация выступает как субъект финансового права.

В соответствии с федеральными законами, учреждающими госкорпорации, последние получают от государства финансовые ресурсы в виде:

1) бюджетных средств. Следует отметить, что они получают средства в разовом порядке при создании госкорпораций, а часто и на основе финансирования. К примеру, госкорпорация "Олимпстрой" формируется за счет взноса

Российской Федерации из федерального бюджета и бюджетных ассигнований, а госкорпорация "Ростехнологии" – за счет взноса из федерального бюджета. Бюджетные средства как источник создания и финансирования госкорпораций предусмотрены в п. 2 ст. 78.1 БК РФ, где установлено, что в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации. В этой связи госкорпорация "Росатом" получила средства из федерального бюджета при создании корпорации, а также получает субсидии согласно БК РФ на осуществление отдельных государственных полномочий и на оказание услуг для государственных нужд. Кроме того, она получает средства их федерального бюджета в целях реализации мероприятий, предусмотренных программой деятельности (ст. 21 Федерального закона от 01.12.2007 №317-Ф3);

2) в ряде случаев государство передает корпорации имущественные комплексы государственных унитарных предприятий, составной частью которых, как известно, являются государственные финансы. Такая ситуация имеет место в отношении госкорпорации "Росатом". В этой ситуации госкорпорация "Росатом" в соответствии с Законом об унитарных предприятиях осуществляет права собственника имущества федерального государственного предприятия;

3) специальные резервные фонды госкорпорации "Росатом" формируются за счет отчислений предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. Из всего отмеченного следует, что между госкорпорацией и Российской Федераций возникают:

– бюджетно-правовые отношения по выделению субсидий, а также целевых бюджетных взносов для создания госкорпораций;

– между госкорпорацией "Росатом" и переданными в ее ведение государственными унитарными предприятиями возникают финансовые правоотношения по типу тех, которые образуются между Российской Федерацией и государственными унитарными предприятиями (см. гл. 10). Наконец, между государственными предприятиями и госкорпорацией возникают правоотношения по отчислениям в резервные фонды госкорпораций от предприятий и организаций, эксплуатирующих радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, которые следует рассматривать как финансово-правовые;

4) между госкорпорацией и бюджетом возникают налоговые правоотношения, так как последний является субъектом налогового права.

Помимо всего сказанного и учитывая тот факт, что финансовые ресурсы госкорпорации в целом являются, как мы уже отметили, публичной собственностью, распределение этих финансовых ресурсов подчиняется финансово-правовому режиму. Достаточно сказать, что госкорпорация "Росатом" в императивном порядке создает специальные резервные фонды за счет отчислений от предприятий и организаций, эксплуатирующих радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. В их числе:

– фонд финансирования расходов на обеспечение физической защиты, учета и контроля ядерных материалов;

– фонд финансирования расходов на обеспечение ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности;

– фонд финансирования расходов, связанных с выводом из эксплуатации ядерных установок;

– фонд финансирования расходов на обеспечение модернизации организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов.

Равным образом, госкорпорации "Олимпстрой" и "Ростехнологии" формируют в составе своего имущества в императивном порядке резервный и иные целевые фонды в порядке и размерах, которые определяются наблюдательным Советом корпораций. Данный Совет во всех госкорпорациях формируется за счет представителей Президента РФ и Правительства РФ.

В целом, можно сказать, что финансы госкорпораций представляют собой комплексный финансово-правовой институт, регулируемый нормами бюджетного, налогового права, а также специальными нормами, определяющими правовой режим госкорпорации.