Финансовые показатели и определяющие факторы в системе управления бизнесом

Важное место в системе финансового анализа занимают универсальные принципы иерархического построения аналитических показателей. Система показателей должна отражать реальные процессы и явления, а количество показателей должно быть достаточным для объективной оценки хозяйственной деятельности и достигнутого финансового потенциала, а также скрытых резервов роста финансовых показателей и стоимости бизнеса.

Система должна включать как результативные, так и факторные параметры хозяйственной деятельности, находящиеся в тесной связи между собой. В связи с этим выбор и обоснование системы показателей для отражения экономических явлений и процессов (объектов анализа) является важным методологическим вопросом в финансовом анализе. От того, насколько выбранные для анализа показатели отражают сущность изучаемых явлений, зависят его результаты.

Различные бизнес-процессы деятельности хозяйствующего субъекта находят отражение в системе экономических показателей, которая не является статической, а зависит от специфики бизнеса, его потребностей управления, а также уровня развития экономики конкретного субъекта и рыночной экономики в целом.

На рис. 1.4 представлена схема формирования аналитических показателей и их взаимосвязь в системе управления хозяйствующим субъектом. Для того, чтобы система экономических показателей могла успешно диагностировать состояние бизнеса, служить индикатором эффективности управления и достаточно точно прогнозировать его развитие, она должна:

• отражать реальные финансово-хозяйственные процессы;

• быть достаточной для формирования достоверной объективной оценки;

• включать обобщающие и частные показатели, характеризующие отраслевую и организационно-управленческую специфику;

• содержать как результативные индикаторы, так и факторные параметры, позволяющие разрабатывать различные сценарии и стратегии развития бизнеса.

С одной стороны, система показателей отражает наличие производственно-экономического потенциала и влияние внешних и внутренних факторов функционирования бизнеса, финансовое обеспечение и результаты производственно-хозяйственной деятельности, а с другой стороны – раскрывает причинно-следственные связи между экономическими показателями, характеризующими отдельные бизнес-процессы, помогает лучше понять проблемы и выявить дисбаланс в экономике предприятия.

Данная схема логически связана с табл. 1.1, в которой отражена взаимосвязь функциональных направлений финансового анализа (I–IX), экономических показателей в рамках этих направлений и факторов, определяющих функционирование и развитие бизнеса по данным направлениям.

Сопоставление показателей выручки от продаж и себестоимости характеризует величину прибыли и рентабельности продаж, а также удельные затраты на рубль продукции. Сопоставление показателей объема продукции и величины основных и оборотных фондов характеризует воспроизводство и оборачиваемость капитала, т.е. фондоотдачу основных производственных фондов и оборачиваемость оборотных средств. Полученные показатели, в свою очередь, в совокупности определяют уровень рентабельности активов предприятия. Уровень общей рентабельности отражает не только прибыль от продажи продукции, но и другие финансовые результаты. От выполнения финансового плана, с одной стороны, и от оборачиваемости оборотных средств, с другой стороны, зависят финансовое состояние и платежеспособность предприятия. Оценка состояния экономики предприятия наряду с перспективностью деятельности, наличием потенциала определяют стоимость бизнеса.

Показатели технико-организационного уровня и других условий производства характеризуют:

• наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия и выполнения его производственной программы;

• производственную структуру предприятия, структуру управления, уровень концентрации и специализации производства, продолжительность производственного цикла, техническую и энергетическую вооруженность труда, степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологических процессов и т.д.;

• уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, рынков сбыта, организации торговли, рекламы и т.д.

Рис. 1.4. Схема формирования аналитических показателей и их взаимосвязь в системе управления хозяйствующим субъектом:

Оф – стоимость основных производственных фондов; ФО – фондоотдача основных производственных фондов; А – амортизационные отчисления; МЗ – материальные затраты; МО – материалоотдача продукции; Ч – среднесписочная численность производственного персонала; ПТ – производительность труда; ФОТ – фонд оплаты труда персонала; В – выручка от реализации (объем реализованной продукции, работ, услуг, доход от основной деятельности); Тр – темпы роста выручки от реализации; П – прибыль; Сальдопр – сальдо прочих доходов и расходов организации (финансовый результат от прочей деятельности); Пр – прочие расходы; Пд – прочие доходы; К – капитал, активы, имущество предприятия; ОК – основной капитал; ОС – оборотные средства; Дл – доля ликвидных средств в имуществе организации; СК – собственный капитал; ЗК – заемный капитал; Т11Ц – продолжительность производственного цикла(оборачиваемость затрат), в днях; Мк – мультипликатор "капитализация (чистые активы) к прибыли"; ТЗ – средняя величина текущих затрат; Р – рентабельность предприятия; Рча – рентабельность чистых активов; ПЛ – производственный леверидж; ФЛ – финансовый леверидж; С – себестоимость продукции, работ, услуг; П|ф – прочие расходы по основной деятельности; Зпер – переменные затраты; Зпост – постоянные затраты.

Основными показателями использования основных средств компании являются фондорентабельность, фондоотдача, фондоемкость, среднегодовая стоимость основных средств, амортизация. Качественные характеристики основных средств – коэффициенты изношенности, обновления, модернизации.

Использование материальных ресурсов (сырья, материалов, электроэнергии, топлива и т.д.) характеризуется материалоемкостью продукции, материалоотдачей, стоимостью использованных материалов за анализируемый период времени, долей материальных затрат в выручке от реализации, от чего зависит себестоимость, а значит, сумма прибыли и уровень рентабельности.

К показателям использования трудовых ресурсов относятся показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, производительности труда, прибыли на одного работника и на рубль заработной платы. Эта подсистема анализирует также использование фонда рабочего времени и фонда заработной платы, сопоставляет темпы прироста производительности труда с темпами прироста средней заработной платы.

К показателям производства и продаж продукции относятся: объем валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении, структура продукции, ее качество, ритмичность производства, объем отгрузки и реализации продукции, остатки готовой продукции на складах.

Показатели себестоимости продукции – это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, в том числе по элементам, статьям затрат, видам продукции, а также затраты на рубль товарной продукции, себестоимость отдельных изделий и т.д. От уровня себестоимости продукции непосредственно зависят прибыль и рентабельность бизнеса.

Показатели прибыли и рентабельности – наиболее важны для характеристики эффективности деятельности предприятия. К ним относятся: чистая и балансовая прибыль, рентабельность продаж, рентабельность активов и др.

К показателям финансового состояния компании относятся показатели, которые характеризуют наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств, платежеспособность, кредитоспособность, инвестиционную привлекательность, финансовую устойчивость, риск банкротства.

В табл. 1.1 отражена взаимосвязь направлений анализа хозяйственной деятельности через систему экономических показателей с определяющими факторами функционирования бизнеса.

Таблица 1.1

Взаимосвязь направлений экономических показателей и факторов функционирования бизнеса в системе управленческою анализа

Функциональные направления

Показатели, характеристики, критерии в рамках направлений

Определяющие факторы

I. Организационно-технические, управленческие, внешнеэкономические и другие внутренние и внешние условия функционирования бизнеса

Коэффициент специализации.

Коэффициент кооперирования.

Коэффициент обновления основных фондов.

Коэффициент эффективности управления.

Коэффициент модернизации.

Доля импортного оборудования в активах производственного назначения.

Доля активов производственного назначения в общей стоимости имущества

Вид деятельности.

Региональная принадлежность.

Уровень монополизации, конкуренции.

Процентные ставки за заемные средства.

Политика внешнеэкономической деятельности

II. Экономические ресурсы

Производственный потен циан

Стоимость основных средств, доля основных средств в имуществе.

Фондоемкость (фондоотдача) основных средств.

Коэффициент износа основных средств.

Уровень амортизации (доля амортизационных отчислений в выручке от реализации).

Фондорентабельность

Отраслевая специализация (капиталоемкость).

Размеры компании, цикл развития отрасли.

Регион и его характеристики с позиции наличия различных видов ресурсов, уровень цен на ресурсы

Материальные затраты (оборотные активы)

Уровень материальных затрат (доля в выручке от реализации), структура запасов. Материалоемкость (материалоотдача) продукции, рентабельность материальных затрат

Сфера деятельности.

Уровень технологии, качество сырья и материалов, размер бизнеса

Трудовые ресурсы

Численность персонала.

Фонд заработной платы.

Производительность труда.

Оплатоемкость продукции.

Доля производственного персонала в общей численности работающих, средняя заработная плата работников

Уровень развития отрасли, доля экономически активного населения, качество трудовых ресурсов

III. Продукция (работы, услуги), маркетинг и продажи

Выручка от реализации.

Товарная продукция, структура товарной продукции, доля добавленной стоимости в товарной продукции, темпы роста (прироста) выручки от реализации, уровень товарности продукции, доля компании на рыночном сегменте продукции.

Рыночные характеристики поставщиков и потребителей

Спрос на продукцию.

Политика ценообразования. Качество ресурсов.

Структура товарной продукции. Качество продукции. Конкурентоспособность продукции

IV. Себестоимость продукции, работ, услуг и другие затраты

Себестоимость.

Удельные издержки.

Коммерческие затраты, их доля в выручке от реализации.

Управленческие затраты, их доля в выручке от реализации, доля постоянных затрат, удельные постоянные затраты на единицу продукции

Отраслевая специфика.

Учетная политика.

Уровень концентрации (конкуренции) на товарном рынке

V. Прибыльность и эффективность бизнеса:

– основного вида деятельности;

– денежного потока

Прибыль:

• валовая прибыль;

• прибыль от продаж;

• бухгалтерская прибыль;

• чистая экономическая прибыль.

Рентабельность предприятия.

Рентабельность продаж.

Рентабельность основной деятельности.

Рентабельность реализации по чистому денежному потоку

Сфера деятельности.

Производительность (отдача) экономических ресурсов.

Спрос на продукцию, работы, услуги.

Факторы ценообразования.

Политика налогообложения.

Амортизационная политика

VI. Капитал и эффективность его использования (деловая активность и динамичность развития бизнеса)

Соотношение основного и оборотного капитала.

Соотношение собственного и заемного капитала.

Оборачиваемость капитала.

Рентабельность вложенного капитала (инвестиций).

Продолжительность производственного цикла.

Продолжительность финансового цикла.

Мультипликатор

"капитализация (чистые активы) к прибыли"

Сфера деятельности.

Размер бизнеса.

Форма управления бизнесом.

Спрос на продукцию, работы, услуги.

Учетная политика, договорная политика, кредитная политика, дивидендная политика

VII. Финансовое состояние

Коэффициент финансовой независимости (устойчивости).

Коэффициент платежеспособности.

Коэффициент собственных оборотных средств.

Мультипликаторы:

• "чистые активы (капитапизация)/выручка";

• "чистые активы (капитализация)/чистая прибыль"

Структура капитала.

Спрос на продукцию.

Соотношение прибыльности и средневзвешенного процента за пользование заемными средствами.

Финансовая политика

VIII. Предпринимательские риски

Производственный леверидж (операционный рычаг), эффект производственного левериджа. Финансовый леверидж, эффект финансового левериджа.

Коэффициент концентрации.

Показатели рыночного потенциала

Структура затрат но основной деятельности.

Структура источников финансирования бизнеса.

Финансовая политика.

Уровень концентрации (конкуренции) на товарном рынке

IX. Стоимость бизнеса

Стоимость чистых активов, темпы роста чистых активов, рентабельность чистых активов.

Стоимость предприятия, определяемая затратным, доходным, рыночным (аналоговым) методами

Целевые критерии оценки (действующий имущественный комплекс, ликвидация, реорганизация, инвестирование) и используемые методы

Такова принципиальная схема формирования экономических показателей для проведения финансового анализа в разрезе направлений оценки бизнеса и во взаимосвязи с факторами функционирования компании. Каждое направление имеет как обобщающие (синтетические) показатели, осуществляющие взаимосвязь между всеми направлениями, так и аналитические показатели, которые характеризуют каждое направление анализа как относительно обособленную систему.