Финансовые инструменты: механизмы рынка – деривативы

Дериватив (англ. derivative) – это производный финансовый инструмент, цены или условия которого базиру

ются на соответствующих параметрах другого финансового инструмента, который является базовым. Обычно целью покупки дериватива является не получение базового актива, а получение прибыли от изменения его цены. Таким образом, спекулятивная составляющая заложена в нем изначально. Отличительная особенность деривативов в том, что их количество не обязательно совпадает с количеством базового инструмента. Эмитенты базового актива обычно не имеют никакого отношения к выпуску деривативов.

CFD (Contract for differences) – контракт на разницу; инструмент, позволяющий извлекать прибыль из изменения цены базового актива. Например, суммарное количество контрактов CFD на акции компании может в несколько раз превышать количество выпущенных акций, при этом само акционерное общество их не выпускает и деривативами на свои акции не торгует.

Дериватив имеет следующие характеристики:

• его стоимость меняется вслед за изменением процентной ставки, цены товара или ценной бумаги, обменного курса, индекса цен или ставок, кредитного рейтинга или кредитного индекса, другой переменной (иногда называемой "базисной");

• для его приобретения необходимы небольшие по сравнению с другими инструментами первоначальные инвестиции;

• расчеты по нему осуществляются в будущем.

По сути, дериватив представляет собой соглашение между двумя сторонами, по которому они принимают на себя обязательство или право передать определенный актив или сумму денег в установленный срок или до его наступления по согласованной цене.

Существуют некоторые другие подходы к определению дериватива как производного финансового инструмента. Согласно этим определениям, признак срочности является необязательным, поскольку данный инструмент основан на другом финансовом инструменте. Другой подход состоит в том, что производным инструментом может считаться только тот, по которому предполагается получение дохода за счет разницы цен и не предполагается использование данного инструмента для поставки товара или иного базового актива.

Аналитики разных стран обоснованно рассматривали огромный объем деривативов как одну из причин развертывания глобального кризиса в его тяжелых формах. Так, по разным данным, накануне кризиса в системе мировых финансов циркулировали деривативы на сумму от 800 млрд до 1 трлн долл., притом что все компании, фонды, банки и пр., с которыми были связаны эти деривативы, не превышали по стоимости 100 млрд долл. Таким образом, были созданы огромные "мыльные пузыри", которые и лопнули в 2008 г. Поэтому не случайно, что производные финансовые инструменты, как и хедж-фонды, подверглись сокрушительной критике во всех странах, охваченных кризисом. В России большинство производных финансовых инструментов в соответствии с российским законодательством не признается ценной бумагой, как это трактуется в Федеральном законе от 22 апреля 1994 г. №39-Ф3 "О рынке ценных бумаг". Исключение составляет опцион эмитента, однако встречается и такой термин, как "производная ценная бумага": под это понятие попадают инструменты, основанные на ценных бумагах (форвардный контракт на облигацию, опцион на акцию, депозитарная расписка).

Формы валютных сделок. Определяющую роль играют следующие формы валютных сделок: фьючерсные контракты, сделки спот, срочные сделки (форвардная сделка), свопы (одновременная операция покупки и продажи валюты с разными сроками исполнения).

Спотовые (кассовые) инструменты. Особое значение имеет использование матрицы курсов спот, что дает возможность разобраться в рыночной системе обменных курсов. Это достигается сравнительно легко на базе фиксированной величины верхнего курса валюты (верхней строки в перечне курсов валют) и последующего вычисления искомого обратного курса валюты, который не представлен в ежедневных публикациях.

Фьючерс (фьючерсный контракт) (от англ. futures) действует с XVIII в.; это производный финансовый инструмент, т.е. стандартный срочный биржевой контракт купли-продажи базового актива, при заключении которого стороны (продавец и покупатель) договариваются только об уровне цены и сроке поставки актива, оговаривая заранее все параметры актива и неся обязательства перед биржей вплоть до его исполнения.

Фьючерс можно рассматривать как стандартизированную разновидность форварда, который обращается на организованном рынке. Фьючерсы в основном бывают двух видов:

1) поставочный фьючерс, который предполагает, что на дату исполнения контракта покупатель должен приобрести, а продавец продать установленное в спецификации количество базового актива. Поставка осуществляется по расчетной цене, зафиксированной на последнюю дату торгов;

2) расчетный (беспоставочный) фьючерс, который предполагает, что между участниками производятся только денежные расчеты в сумме разницы между ценой контракта и фактической ценой актива на дату исполнения контракта без физической поставки базового актива. Обычно применяется для целей хеджирования рисков изменения цены базового актива или в спекулятивных целях.

Своп (англ. swap) – это договор об обмене активов и пассивов на такие же активы или пассивы с другими сроками погашения или для изменения процентной ставки, чтобы увеличить прибыль или уменьшить расходы и риски (процентный своп, валютный своп, кредитный дефолтный своп).

Своповая деятельность как соединительное звено валютных рынков представляется ключевой в понимании природы дисконта при проведении сделок с иностранной валютой. Если длительное время практиковать своповую деятельность, она неизбежно приводит к повышению курса спот данной иностранной валюты и понижает курс форвард, или курс продажи. В результате формируется дисконт при форвардной сделке, но на определенном этапе инвесторам становится невыгодным производить арбитражные операции, поскольку происходит непрерывный рост дисконта, а также новое выравнивание (равновесие, точнее, тенденция к такому выравниванию) премии, или дисконта, на валютном рынке.

Форвард (форвардный контракт) – это договор (производный финансовый инструмент), по которому одна сторона (продавец) обязуется в определенный договором срок передать товар (базовый актив) другой стороне (покупателю) или исполнить альтернативное денежное обязательство, а покупатель обязуется принять и оплатить этот базовый актив и (или) по условиям которого у сторон возникают встречные денежные обязательства в размере, зависящем от значения показателя базового актива на момент исполнения обязательств, в порядке и в течение срока или в срок, установленный договором.

Коротко говоря, форвардные сделки – это срочные операции с иностранной валютой. Если при спотовых (кассовых) сделках валюта выдается клиенту немедленно, то при форвардных (срочных) сделках – в течение точно оговоренного временного периода. При этом на базе ценовых прогнозов (ожиданий) определяется различие между курсами спот и форвард. Если какой-либо иностранный импортер, например, ожидает падения (повышения) курса национальной валюты страны, в которой он планирует осуществить закупку крупной партии товара, он будет исходить из новой валютной ситуации, которая сложится на момент приобретения им товара, и выбирать соответствующий инструментарий: спот или форвард – исходя из ожидаемой прибыли. Преимущества форвардных обменных курсов по сравнению со спотовыми состоят в том, что они предоставляют премии или дисконты и к тому же довольно быстро реагируют на изменение ставок процента. Одновременно форвардный инструментарий в большей степени обеспечивает взаимное приспособление мировых финансовых центров. Определяющую роль в этом механизме приспособления играют дисконты (премии) по срочным сделкам с учетом разницы в ставках процента.

Форвард может быть расчетным или поставочным. Расчетный (беспоставочный) форвард (NDF) не заканчивается поставкой базового актива. Поставочный форвард (DF) заканчивается поставкой базового актива и полной оплатой па условиях сделки (договора).

Срочная внебиржевая сделка (сделка с отсроченными обязательствами) также является поставочным форвардом. Форвард с открытой датой – это форвардный контракт, по которому не определена дата расчетов (дата исполнения). Форвардная цена актива – эго текущая цена форвардных контрактов на соответствующий актив.

"Горячие деньги" – это денежные средства, крупные массы спекулятивных краткосрочных капиталов, владельцы которых срочно перемещают их из одной области применения или из одной страны в другую с целью избежать последствий инфляции или получить более высокую прибыль от изменения валютных курсов или разницы в налогах этих стран, в результате чего происходит миграция капиталов. Основным генератором "горячих денег" являются экономическая и политическая нестабильность, инфляция, валютный кризис. "Горячие деньги" опасны внезапностью перемещения; в периоды оживления и подъема они стимулируют экономический бум, при спаде – усугубляют и обостряют кризисные явления путем усиления инфляции, нестабильности платежных балансов, колебаний валютных курсов.

Рынок срочных сделок в России. Российский рынок деривативов по своим объемам сильно отстает от западных, хотя его среднемесячный объем до кризиса составлял многие сотни миллионов долларов. Существует целый ряд причин, тормозящих его развитие: прежде всего молодость финансового рынка, недостаточность поддержки со стороны государства, законодательные пробелы. Зарождение отечественного срочного рынка в 1992 г., а также значительный рост его объемов в период 1997–1998 гг. проходили в отсутствие полноценного законодательства. Основы регулирования были созданы Верховным Советом России в принятом в 1991 г. законе РФ от 22 февраля 1992 г. №2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле". Закон уже устарел, изменились условия, существует острая необходимость обновления многих его положений.

В целом в стране существует четыре уровня регулирования рынка срочных сделок: законодательство (правовые рамки), судебные решения, договорная база, обычаи ведения деловых операций. Законодательство (гражданское, налоговое, банковское, антимонопольное, о банкротстве), к сожалению, пока недостаточно развито и при этом противоречиво, хотя многие уже внесенные и предполагаемые изменения прогрессивны по существу.

Универсальными инструментами на российском срочном рынке в настоящее время считаются:

• беспоставочные товарные фьючерсы;

• товарные индексы;

• валютные поставочные форварды;

• валютные расчетные форварды;

• валютные поставочные опционы;

• валютные беспоставочные опционы;

• валютные процентные свопы (cross currency swaps);

• процентные свопы (interest rate swaps).

СВИФТ. Невозможно переоценить информацию относительно сделок на валютных рынках для принятия решений клиентами. Поставку этой информации осуществляет частная некоммерческая организация СВИФТ, штаб-квартира которой находится в Брюсселе. СВИФТ насчитывает более 2 тыс. членов, большинство которых являются банковскими учреждениями. Ее центры электронной передачи информации соединены международными линиями, позволяющими сообщать о сделках с иностранной валютой, подтверждении платежей, надежности международной торговой документации и пр. Альтернативной системой является британская "Рейтер" с меньшим объемом общей валютной информации. СВИФТ сотрудничает со всеми финансовыми центрами мира, обслуживает большинство крупных нью-йоркских банков (более 150), которые рассчитываются по валютным и евродолларовым сделкам через электронную систему межбанковских клиринговых расчетов (ЧИПС).

Институциональные изменения в мировой финансовой системе в связи с глобальным кризисом 20082010 гг. По мере осознания масштабов и глубины (отметим, они были осознаны далеко не сразу) развертывающегося финансово-экономического кризиса в 2008 г. системообразующие государства[1] стали переходить к некоторым конкретным действиям. В частности, укреплялось реальное сотрудничество ведущих государств при принятии общих скоординированных мер в области глобального финансового контроля. С точки зрения политической поддержки этой необходимости видную роль играли G-8 и G-20[2], обеспечившие разработку и внедрение в глобальную систему финансового контроля целый ряд новых механизмов. Мы отмечали, что в ходе последнего мирового кризиса принятие решений и основных рекомендаций в области финансово-экономического развития как бы "перетекло" из G-8 в G-20; это явилось своеобразным свидетельством того, что ведущие экономические державы уже не могут оказывать существенное влияние без других стран с формирующимися рынками (СФР). G-20 была создана в 1999 г. с целью расширения обсуждений вопросов между развитыми странами и СФР по ключевым вопросам экономической и финансовой политики. В условиях глобального кризиса оказалось, что эта группа в наибольшей мере подходит для выработки общих мер по преодолению кризиса и международной координации деятельности отдельных государств в этой области. В Вашингтоне 15 ноября 2008 г. состоялся первый саммит G-20. По его итогам была принята Декларация, предусматривающая реализацию целого ряда новых инициатив в сфере международных финансов. Назовем некоторые из них, имеющие далеко нс конъюнктурный характер, а скорее означающие появление новых институтов в Системе:

• была создана Исследовательская группа (ИГ) в рамках G-20, которой было поручено изучить причины кризиса и "сбоев" в функционировании глобального кредитного рынка; разработать меры по предотвращению подобных кризисов и предложить их к рассмотрению на саммите G-20;

• Форум финансовой стабильности (ФФС), действовавший при G-8, был расширен и преобразован в орган G-20 – Совет финансовой стабильности (СФС). Перед ним поставлена задача совместно с МВФ разрабатывать предложения по воздействию на мировые финансовые рынки;

• рекомендации первоначально были оформлены как стратегические отчеты ФФС, а после его преобразования – как Доклады СФС для G-20. Они получили свое отражение, в частности, в договоренностях министров иностранных дел и руководителей центральных банков обеспечить большую прозрачность финансовых рисков, повышение их ответственности, в том числе в финансовой отчетности на базе единых стандартов практики оценки финансовых инструментов;

• МВФ и расширенному СФС предписано разработать регулирующие меры и рекомендации но преодолению цикличности развития мировой экономики;

• регулирующим агентам предписано осуществлять более эффективный контроль над деятельностью международных рейтинговых агентств, в деятельности которых обнаружены крупные недостатки. Эти агентства, во всяком случае наиболее крупные из них, приняли в 2009 г.

Кодексы поведения, основанные на переработанных Основных принципах кодекса поведения для кредитно-рейтинговых агентств (IOSCO);

• регулирующим органам предписано усовершенствовать рекомендации для повышения эффективности управления рисками в банках, пересмотреть внутренние механизмы контроля, с тем чтобы ввести более жесткие меры по управлению рисками;

• Базельский комитет обязан совершенствовать рекомендации по надзору в важнейших сферах управления рисками; он подготовил новое руководство по управлению рисками и принципы разумного управления рисками потери ликвидности и надзора;

• национальным и региональным органам регулирования предписано усилить взаимодействие в работе над совершенствованием взаимодействия в регулировании между юрисдикциями на международном уровне;

• надзорные органы должны осуществлять тесное сотрудничество в создании надзорных коллегий для всех крупных международных финансовых учреждений. Такие надзорные коллегии создавались в 2009–2010 гг. в большинстве системообразующих финансово-банковских институтов, указанных в ФФС (СФС);

• регулирующие органы обязаны предпринимать все необходимые меры в целях укрепления международных механизмов кризисного управления. На международном уровне одна из предусмотренных мер – это расширение ФФС для обеспечения более широкого участия в нем стран с формирующимися рынками. Соответственно, ФФС был расширен, и в него включены новые страны G-20: Аргентина, Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Южная Корея, Мексика, Россия, Испания, Саудовская Аравия, ЮАР и Турция, а также Европейская комиссия; сам ФФС был преобразован в СФС;

• МВФ и СФС разработали механизм раннего предупреждения, его первый запуск осуществлен на весенней сессии МВФ/ВБ в 2009 г. МВФ должен в тесном сотрудничестве и координации с ФФС играть главную роль в извлечении уроков из глобального кризиса. (Для этого следует полностью изменить весь состав аналитических подразделений МВФ, поскольку они в предыдущие десятилетия находились под мощным влиянием экономического либертарианства, абсолютно чуждого тем новым предписаниям, которые выработаны в рамках G-20 и других международных организаций, в особенности ООН. – Р. Х.);

• были созданы четыре рабочие группы в целях реализации конкретных мер, содержащихся в "Вашингтонском плане действий":

■ РГ-1 "Повышение качества регулирования и транспарентности на финансовых рынках",

■ РГ-2 "Расширение международного сотрудничества и обеспечение целостности финансовых рынков",

■ РГ-3 "Реформирование МВФ",

■ РГ-4 "Всемирный банк и другие многосторонние банки развития" (МБР).

Все эти разработки и рекомендации были представлены для рассмотрения главами государств и правительств в ходе саммита G-20 в Лондоне 2 апреля 2009 г., где они были в целом утверждены. В ходе Лондонского саммита "двадцатки" было принято Заявление лидеров стран, а также три дополнительных Документа: Декларация об укреплении мировой финансовой системы, Декларация о предоставлении ресурсов через международные финансовые институты и Отчет о результатах реализации "Вашингтонского плана действий". В ходе этого саммита произошло окончательное преобразование Форума финансовой стабильности (ФФС) в Совет финансовой стабильности (СФС). Были существенно расширены его функции, в частности, в его задачи отныне входит определение слабых мест мировой финансовой системы, обеспечение координации и обмена информацией между органами власти, мониторинг деятельности институтов, ответственных за выработку стандартов, взаимодействие с надзорными коллегиями. Совету также отведена важная роль по реализации процедур раннего предупреждения в целях выявления макроэкономических и финансовых рисков.

В Декларации об укреплении финансовой системы и других документах приняты обязательства по усилению контроля за хедж-фондами и регулированию производных финансовых инструментов-деривативов. Базельскому комитету по банковскому надзору (БКНБ) или, как его стали называть, "Базель-2" – предписано пересмотреть минимальные размеры капитала в системообразующих банках и разработать соответствующие рекомендации в целях усиления контроля над соблюдением установленных критериев в деятельности банков, обладающих статусом международных.

В целом речь идет о качественной реорганизации механизма международной финансовой системы с позиций укрепления наднационального элемента регулирования. Но, однако, ничего не говорится о том, что прежняя принципиальная политика ведущих стран мира во главе с США и МВФ/ВБ по всемирной либерализации и предоставлению все больших возможностей для "игроков" на мировом финансовом рынке потерпела полное банкротство.

Деятельность МВФ по совершенствованию инструментов для предотвращения кризисов. МВФ расширил и улучшил свои инструменты кредитования для содействия сдерживанию распространения финансовых кризисов. В рамках работы по совершенствованию инструментария организации для предотвращения кризисов Исполнительный совет МВФ постановил увеличить продолжительность и объем кредита по существующей гибкой кредитной линии (ГКЛ) и учредить новую превентивную кредитную линию (ПКЛ) для государств-членов, которые проводят обоснованную политику, но тем не менее не отвечают высоким квалификационным требованиям ГКЛ. "Эти решения расширяют и укрепляют инструментарий МВФ для предотвращения кризисов и знаменуют собой важный шаг в нашей совместной работе с государствами-членами по укреплению глобальной системы финансовой защиты. Расширенная гибкая кредитная линия и новая превентивная кредитная линия позволят Фонду содействовать государствам-членам в их защите от чрезмерной волатильности рынка", – заявил директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан.

Укрепление Фондом инструментов страхового типа призвано содействовать странам в принятии более своевременных мер для предотвращения кризисов, а также помочь им защитить себя в случае системного кризиса. Стросс-Кан добавил, что "пересмотренные инструменты финансирования поощряют страны, которые проводят обоснованную политику. Мы ожидаем, что возможность открытия этих кредитных линий для более широкой группы стран будет способствовать более стабильной международной валютнофинансовой системе".

Эти реформы проводятся в условиях, когда G-20 включила укрепление глобальной системы финансовой защиты в повестку дня своего совещания в Сеуле (Корея, ноябрь 2010 г.)[3].

ГКЛ была создана Фондом в марте 2009 г. в рамках существенного пересмотра своей основы кредитования. Этот инструмент предназначен для государств-членов с очень хорошими основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения такой политики и дает им возможность использовать линию в момент ее утверждения или рассматривать как превентивный инструмент без постоянно действующих условий относительно политики. Утвержденные Исполнительным советом усовершенствования включают:

• увеличение вдвое срока действия кредитной линии (договоренности по ГКЛ сейчас могут утверждаться на один год или два года с промежуточным обзором квалификационных условий после одного года, тогда как раньше они действовали шесть месяцев или один год с промежуточным обзором после шести месяцев);

• устранение неявного верхнего предела доступа в размере 1000% квоты государства-члена в МВФ, при этом решения о доступе принимаются на основе потребностей в финансировании конкретной страны;

• укрепление процедур путем введения требования об участии Исполнительного совета на раннем этапе в оценке предусматриваемого уровня доступа и воздействия такого доступа на ликвидную позицию МВФ.

Новая превентивная кредитная линия доступна более широкой группе стран по сравнению со странами, отвечающими критериям ГКЛ. На практике соответствие критериям оценивается по пяти общим областям, а именно:

1) внешняя позиция и доступ к рынку;

2) налогово-бюджетная политика;

3) денежно-кредитная политика;

4) надежность финансового сектора и надзор за ним;

5) адекватность данных.

ПКЛ требует хороших показателей по большинству этих областей, но предусматривает доступ к превентивным ресурсам для государств-членов, у которых есть умеренные факторы уязвимости по одному или двум таким аспектам. Основные черты ПКЛ:

• упрощенные ретроспективные условия, призванные уменьшить любые факторы экономической уязвимости, выявленные в квалификационном процессе, при этом ход работы контролируется с помощью полугодовых обзоров выполнения программы;

• доступ на начальном этапе в размере до 500% квоты, предоставляемый после утверждения договоренности, и в общей сложности до 1000% квоты после 12 месяцев.

Другое направление реорганизации МВФ – это существенный пересмотр квот и системы управления Фондом. Исполнительный совет МВФ утвердил предложения, которые приведут к существенному пересмотру квот и системы управления Фонда, а также к повышению легитимности и действенности МВФ. "Это историческое соглашение представляет собой самый фундаментальный пересмотр системы управления за всю 65-летнюю историю Фонда и самое большое перераспределение влияния в пользу стран с формирующимся рынком и развивающихся стран для отражения их растущей роли в мировой экономике", – заявил Директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс- Кан после решения Исполнительного совета.

В рамках реформы МВФ его Исполнительный совет предлагает завершить 14-й Общий пересмотр квот увеличением их в два раза до приблизительно 476,8 млрд СДР (около 755,7 млрд долл. США по текущим обменным курсам) и существенной реструктуризацией квот своих членов. Это приведет к перераспределению долей квот в размере свыше 6% в пользу динамично растущих стран с формирующимся рынком и развивающихся стран и свыше 6% от чрезмерно представленных стран к недостаточно представленным странам при сохранении долей квот и числа голосов беднейших стран-членов. Совет также одобрил предложения, которые должны привести к более представительному, полностью выборному Исполнительному совету.

Исполнительный совет, наблюдающий за каждодневной деятельностью Фонда, рекомендовал этот пакет реформ Совету управляющих, который представляет все 187 государств-членов и который должен утвердить предлагаемое увеличение квот и предлагаемую поправку к Статьям соглашения Фонда. Поправка приведет к отмене категории назначаемых исполнительных директоров. После утверждения Советом управляющих предлагаемое увеличение квот и поправка должны быть приняты государствами-членами, этот процесс во многих случаях связан с утверждением парламентом, и страны приложат все усилия для его завершения к Ежегодным совещаниям 2012 г.

Исполнительный совет утвердил сроки, которые предусматривают вступление в действие увеличения и реструктуризации квот к Ежегодным совещаниям в октябре 2012 г. и проведение реформ Исполнительного совета не позднее последующих выборов Совета, которые намечены на конец 2012 г.[4]

Предлагаемые изменения систематизированы в табл. 18.6 и 18.7.

В целом речь идет о реорганизации механизма международной финансовой системы с позиций укрепления наднационального элемента регулирования. К сожалению, ничего не говорится о том, что прежняя принципиальная политика ведущих стран мира во главе с США и МВФ/ВБ по всемерной либерализации и предоставлению все больших возможностей для игроков на мировом финансовом рынке потерпела полное банкротство.