Лекция 3. Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и по возможности численно выражаются набором показателей, ключевых для данного уровня управления.

Необходимость составления планов определяется многими причинами. Наиболее значимые из них: неопределенность будущего; координирующая роль плана; оптимизация экономических последствий.

Действительно, если бы будущее компании было абсолютно предопределенным, не было бы нужды постоянно разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Отсюда видно, что главная цель составления любого плана - не определение точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это невозможно в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направлений некоторого "коридора", в границах которого может варьировать тот или иной показатель.

Смысл координирующей роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет компании работать без существенных сбоев. Эта роль особенно проявляется в крупных компаниях, имеющих сложную структуру управления, а также в компаниях, активно использующих систему поставки сырья "точно в срок".

Последняя причина необходимости составления планов заключается в том, что любое рассогласование деятельности системы требует финансовых затрат (прямых или косвенных) на его преодоление. Вероятность наступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осуществляется по плану; кроме того, и негативные финансовые последствия менее значительны.

Планирование позволяет обеспечить высокую степень и высокую вероятность достижения целей на основе систематической подготовки решений. Тем самым оно представляет собой предпосылку эффективной деятельности предприятия. Планирование выполняет на предприятии следующие функции:

o выявление шансов и рисков;

o создание маневра для действий;

o снижение степени сложности;

o способствование эффекту умножения результатов;

o постановку цели;

o раннее предупреждение;

o координацию отдельных планов;

o идентификацию проблем;

o установление контроля;

o информирование и мотивацию сотрудников.

В системе планирования предприятия финансовое планирование играет важнейшую роль, что может быть объяснено, минимум, двумя серьезными причинами. Во-первых, финансовые показатели призваны измерять степень достижения целей но всем аспектам деятельности предприятия. Во-вторых, учитывая ограниченность ресурсов, которыми располагают менеджеры предприятий, жизненно важно найти средства на реализацию всех планов, а следовательно, именно доступность финансирования в нужные моменты критически важна для реализации всех планов.

Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль образования и использования материальных, трудовых, финансовых и денежных ресурсов, создает условия укрепления финансов предприятия.

Финансовое планирование на предприятии взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе показателей производственного плана - объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.

Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.

В процессе финансового планирования:

o идентифицируются финансовые цели и ориентиры компании;

o устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию компании;

o формулируется последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

а) воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей: объем продаж, себестоимость продаж, инвестиции, денежные потоки и др.;

б) обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

в) предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции:

г) служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Ключевой целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников.

Данная глобальная цель может быть разделена на три локальные цели:

1) обеспечение производственного, научно-технического и социального развития предприятия, прежде всего за счет собственных средств;

2) увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения;

3) обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, особенно в период реализации крупномасштабных инвестиционных проектов.

Результатом финансового планирования является финансовый план - документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы.

Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами бизнес-плана, т.е. с планами по производству продукции и услуг, закупок материальных ресурсов, рекламе, инвестициям, научно-техническому развитию, совершенствованию производства и управления, повышению эффективности производства, капитальному строительству, материально-техническому обеспечению, с планом по труду и кадрам, прибыли и рентабельности, экономическому стимулированию и т.п. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

С одной стороны, назначение финансового плана состоит в прогнозе финансовой перспективы, а с другой - в определении текущих доходов и расходов. В этой связи выделяют два типа финансовых планов: долгосрочный и краткосрочный. Основное целевое назначение первого - определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения компании; целью второго является обеспечение постоянной платежеспособности компании.

В процесс финансового планирования вовлечена подавляющая часть всех элементов хозяйственной деятельности предприятия. Тем не менее среди них можно выделить важнейшие объекты финансового планирования:

o выручку от реализации продукции, работ, услуг;

o прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;

o фонды специального назначения и их использование;

o объем платежей в бюджет и социальные фонды;

o объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

o плановую потребность в оборотных средствах;

o объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

С позиции практики рекомендуется готовить несколько вариантов финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический.

При подготовке плана нужно учитывать:

а) наличие ограничений, с которыми сталкивается компания (требования по охране окружающей среды; требования рынка по объему, структуре и качеству продукции; технические, технологические и кадровые особенности данной компании);

б) дисциплинирующую роль плана для работы финансового менеджера;

в) условность планов в силу естественной неопределенности развития экономической ситуации в глобальном и локальном масштабах.

Финансовый план достаточно сложен как по структуре, так и по содержанию. Для его разработки требуются усилия различных подразделений компании. В наиболее общем виде ОГЛАВЛЕНИЕ финансового плана представлено в прил. 1.

Для составления финансовых планов используются следующие информационные источники:

o договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

o результаты анализа финансовой отчетности и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

o прогнозные расчеты но реализации продукции потребителям или планы ее сбыта исходя из заказов, прогноза спроса на нее, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньги и в порядке бартерного обмена. На основе показателей сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;

o экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т.д.).

Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

Рассмотрим модель, позволяющую увязать процесс финансового планирования со стратегическими целями предприятия.

Основные этапы процесса планирования в соответствии со стандартной моделью консалтинговой компании ßooz, Allen & Hamilton представлены на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Основные этапы планирования

1. Формирование целей. В рамках финансового планирования ставятся две группы целей. Формальные цели представляют собой критерий оценки полезности деятельности и состояния предприятия, который выводится из мотивации деятельности лиц, принимающих решения. Реальные цели отражают пути достижения формальных целей (продукция, которую надо произвести, ее качество и количество, необходимые ресурсы, их качество и количество).

2. Анализ проблем. Этот этап включает в себя следующие шаги:

o определение фактического состояния (анализ положения);

o прогноз положения;

o идентификация проблем посредством противопоставления системы целей и результатов анализа и прогноза положения;

o структурирование проблем.

В ходе структурирования проблем, во-первых, необходимо все проблемы разбить на две группы:

1) внешние, па решение которых невозможно повлиять со стороны предприятия на протяжении всего планового периода;

2) внутренние, решение которых зависит от эффективного управления на предприятии.

Затем необходимо проблемы, отнесенные ко второй категории, разбить на два класса:

1) проблемы, решение которых не требует значительных финансовых и временных затрат. Этот класс проблем решается в ходе текущего или оперативного финансового планирования;

2) проблемы, для решения которых требуется длительное время и значительный объем финансирования. Эти проблемы рассматриваются в процессе перспективного планирования и прогнозирования.

3. Поиск альтернатив. Под альтернативами понимаются взаимоисключающие варианты решений. Примеры альтернативных решений в финансовом планировании:

o следует ли предприятию прибегать к заемному финансированию или отказаться от него;

o какой вариант заемного финансирования предпочесть;

o следует ли осуществлять инвестиционную деятельность:

o какой политики пополнения оборотных средств следует придерживаться.

При долгосрочном финансовом планировании важное место занимает прогнозирование. При этом следует различать два вида прогнозов: влияния и развития.

Прогнозы влияния дают представление о том, к достижению каких результатов приведет принятие каждого из имеющихся решений, т.е. как данное решение повлияет на показатели деятельности предприятия.

Прогнозы развития ситуации распространяются на показатели внешней среды, на которые лица, принимающие решения, не могут повлиять в рассматриваемом периоде.

4. Оценка альтернатив. С точки зрения приемлемости, эффективности и риска оценка альтернатив является основой для принятия решений. Оптимальной считается законная и практически реализуемая альтернатива, в максимальной степени позволяющая приблизиться к достижению поставленных реальных целей при существующих ограничениях (ресурсных, временных, трудовых и т.д.).

Процесс финансового планирования включает в себя четыре этапа.

На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Они имеют большое значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. При этом западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, содержащий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного использования. Внешний баланс, обычно составляющийся для публикации, по целому ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и др.) показывает уменьшенные размеры прибыли.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснован кого бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их исполнением.

Разработка финансового плана требует осуществления критического анализа показателей производственного плана и выявления неучтенных внутрихозяйственных резервов и путей эффективного использования производственных мощностей предприятия, возможностей более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения качества продукции, расширения ассортимента и т.п.

В процессе разработки проекта финансового плана определяются:

o затраты на реализуемую продукцию;

o выручка от реализации продукции;

o денежные средства;

o амортизационные отчисления;

o объем и источники финансирования инвестиций;

o потребность в оборотных средствах и источники ее покрытия;

o распределение и использование прибыли;

o взаимоотношения с бюджетами;

o взаимоотношения с кредиторами и т.п.

Таким образом, финансовое планирование должно обеспечивать постоянный поток прибыли, текущую платежеспособность и высокую доходность предприятия.

В зависимости от охватываемого периода финансовое планирование разделяется на следующие виды:

o оперативное - осуществляется на кратковременный период (квартал, полугодие) в целях контроля поступления фактической выручки на расчетный счет предприятия и расходования наличных финансовых ресурсов;

o текущее - является планированием "осуществления"; оно рассматривается как составная часть перспективного планирования, представляет собой конкретизацию его показателей и составляется на период, равный одному году;

o перспективное - определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, являясь главной формой реализации целей предприятия. В современных условиях перспективное финансовое планирование охватывает период времени от одного года до трех лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.