Лекция 15. Финансовое оздоровление банка по требованию и под контролем Банка России и АСВ

В результате изучения материала главы студент должен:

знать

• о финансовом оздоровлении (санировании) банка: причинах, нормативно-правовой базе, порядке предъявления требования; ОГЛАВЛЕНИЕ процесса санации; меры и формы финансового оздоровления; о роли временной администрации в санации банков; суть и порядок назначения моратория на удовлетворение требований кредиторов банков;

уметь

выделять роль регулирующих органов (Банка России и Агентства страхования вкладов) в финансовом оздоровлении банка;

владеть

• теоретическими навыками составления плана санации банка.

Ключевые термины: финансовое оздоровление банка; план финансового оздоровления банка; мораторий.

Финансовое оздоровление (санирование) банка: базовые положения

О критериях необходимости санации банка

Как уже отмечалось, в Законе о несостоятельности КО (ст. 3 и 4) указываются три как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство банка:

• финансовое оздоровление;

• назначение временной администрации;

• реорганизация банка [в отличие от ст. 30 Закона о несостоятельности (банкротстве), в которой в качестве меры предупреждения банкротства организации рассматривается только ее финансовое оздоровление, именно восстановление платежеспособности] (рис. 15.1).

Рис. 15.1. Меры с целью предупреждения несостоятельности банков

Соответственно данному подходу критерии (основания), при наличии которых банк будет считаться нуждающимся в финансовом оздоровлении (санировании), в принципе те же, что и в случаях, когда в него может быть направлена временная администрация или когда ему может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований Банк России по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к банку, нуждающемуся, с его точки зрения, в повышенном внимании.

Различие, которое здесь все же наблюдается, состоит в следующем. В ст. 32 рассматриваемого Закона № 40-ФЗ названы три основания (они были воспроизведены в предыдущей главе книги), при наличии которых банк должен реорганизоваться (при этом в ст. 4 того же Закона указаны несколько иные основания). Что касается требования о финансовом оздоровлении банка, то в соответствии со ст. 12 Закона основаниями для него могут служить как все общие основания для мер, предпринимаемых в целях недопущения банкротства (ст. 4 Закона), так и нормы ст. 74 Закона о ЦБ РФ, которая включает широкий перечень нарушений, за которые к банкам применяются различные санкции. Наконец, у Банка России есть критерии, вытекающие из Указания ЦБ РФ от 30.04.2008 № 2005 "Об оценке экономического положения банков".

Причин, в силу которых банк может оказаться перед необходимостью финансового оздоровления, может быть много. Однако если отвлечься от факторов, не зависящих от самого банка, то главными причинами можно считать:

• неэффективное вложение средств в необязательные проекты, непроизводительные траты;

• отток средств при значительном дисбалансе по срокам между пассивами и активами;

• потерю капитала, когда для приукрашивания отчетности и (или) удовлетворения острой потребности в платежах ресурсы привлекаются под завышенные проценты и фактически расходы превышают доходы;

• низкое качество активного портфеля, когда, например, доля безнадежных кредитов растет, а выдавать новые не позволяют ограниченные ресурсы, что порождает эффект замкнутого круга.

Впрочем, все эти и многие другие причины в конечном счете можно свести к одному общему знаменателю – низкому качеству внутреннего управления банком.