Финансово-правовая ответственность

Результаты контрольных мероприятий, рассмотренных в предыдущем параграфе, могут стать основанием для привлечения к ответственности субъектов финансовых правоотношений. Положения о финансово-правовой ответственности организаций содержатся в разных законах. Так, нормы об ответственности за нарушение бюджетного законодательства предусмотрены частью IV БК РФ, нормы о налоговых правонарушениях – разд. VI ПК РФ, нормы о нарушениях банковского законодательства – ст. 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", нормы о правонарушениях на рынке ценных бумаг – ст. 15.18–5.22 КоАП РФ. В качестве примера бюджетного правонарушения можно привести нецелевое использование бюджетных средств, налогового – неуплата или неполная уплата сумм налога, банковского – неисполнение предписания ЦБ РФ, административного на рынке ценных бумаг – неправомерное использование инсайдерской информации.

Рассмотрим некоторые элементы состава финансового правонарушения, а также санкции, налагаемые на правонарушителей, применительно к налоговой, бюджетной, банковской и административной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг. Так, все виды правонарушений предполагают специальный субъект ответственности: налогоплательщик или налоговый агент, субъект бюджетного процесса, кредитная организация или участник рынка ценных бумаг соответственно. Если для налоговой ответственности и правонарушений на рынке ценных бумаг соответствующими законами прямо установлено, что наличие вины нарушителя является обязательным элементом состава правонарушения (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1.КоАП), то для бюджетных и банковских правонарушений подобная норма отсутствует. Это позволяет заключить, что субъекты бюджетных и банковских правонарушений могут быть привлечены к ответственности даже за невиновные деяния. Заметим, что недоимка по налогу и пеня также взыскиваются независимо от наличия вины. Например, если будет доказано, что налог был не уплачен вследствие стихийного бедствия или невменяемости налогоплательщика, то эго обстоятельство освободит его только от привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и уплаты штрафа – налог и пеня будут взысканы в любом случае. Все правонарушения могут быть совершены путем действия или бездействия (внесение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений о доходах – пример действия, а неподача декларации в срок – пример бездействия). В качестве санкций предусматривается штраф, который может исчисляться в процентах от суммы неуплаченного налога (20% от суммы неуплаченного налога в соответствии со ст. 122 НК) или в процентах от суммы оплаченного уставного капитала кредитной организации (до 1% – ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), а также в твердой сумме (от 700 тыс. до 1 млн руб. за нераскрытие информации в соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП). В качестве специфических санкций БК РФ, в частности, предусматривает бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ, а также пеней, а Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" – запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций.

Бюджетное право и бюджетный процесс

Неотъемлемым элементом суверенитета государства является полномочие по принятию собственного бюджета. В юридическом понимании, бюджет – это закон, определяющий план образования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения государственных нужд. Государственная Дума ежегодно принимает федеральный закон о федеральном бюджете на определенный год и на плановый период, составляющий два последующих года. Законодательные собрания субъектов РФ и органы народного представительства муниципальных образований также ежегодно принимают свои бюджеты.

Объем закона о федеральном бюджете составляет несколько тысяч страниц, его ОГЛАВЛЕНИЕ – это в основном цифровая информация, представленная в виде таблиц. В первой статье закона обычно определяются основные характеристики федерального бюджета и объем валового внутреннего продукта (ВВП) и показатель уровня инфляции, исходя из которых они определяются. Так, например, прогнозируемый объем ВВП на 2014 г. составляет 71 493,0 млрд руб., а показатель уровня инфляции – не более 5%, общий объем доходов – 14 238,7 млрд руб., расходов – 13 960,1 млрд руб. (ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов").

Совокупность правовых норм, регламентирующих бюджетную систему, отношения по формированию доходов и расходов бюджета, ответственность за нарушение бюджетного законодательства и составляет бюджетное право. Наиболее важные нормы и принципы собраны в БК РФ. Кроме того, нормы бюджетного права могут содержаться в законах РФ, Указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативных актах, нормативных актах субъектов РФ и органов местного самоуправления, постановлениях Конституционного Суда РФ.

Доходы бюджета в соответствии с БК РФ состоят из налоговых и неналоговых доходов. Налоговые доходы составляют федеральные, региональные и местные налоги, пени и штрафы, а неналоговые доходы – это, в основном, доходы от использования государственного имущества и таможенная пошлина. Третий вид доходов бюджета – это безвозмездные поступления, к которым относятся межбюджетные трансферты (денежные средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету в форме дотаций, субсидий и субвенций) и добровольные пожертвования.

Расходы бюджета распределены по группам, в числе которых БК РФ названы общегосударственные вопросы, национальная оборона, безопасность, правоохранительная деятельность, национальная экономика, образование, здравоохранение и т.д. В целях составления и исполнения бюджетов всем группам доходов и расходов бюджета присваивается определенный код. В случае превышения расходов бюджета над доходами образуется дефицит бюджета, который финансируется за счет указанных в законе источников, прежде всего привлечения государственного долга.

Важность процедуры составления, утверждения бюджета, контроля за его исполнением, осуществления бюджетного учета и утверждению бюджетной отчетности настолько велика, что соответствующие нормы выделены и объединены в соответствующие разделы БК РФ. Эти нормы вкупе с правилами, содержащимися в других нормативных актах, составляют бюджетно-процессуальное право.

БК РФ обозначает участников бюджетного процесса, в состав которых, в частности, входят Президент РФ, законодательные и исполнительные органы, распорядители и получатели бюджетных средств, органы финансового контроля; определяются их права и обязанности и последовательность стадий бюджетного процесса. Так, составление проекта бюджета – исключительная прерогатива исполнительных органов власти (для федерального бюджета – Правительства РФ). Проект бюджета разрабатывается на основании Бюджетного послания Президента РФ и прогноза социально-экономического развития.

Не позднее 1 октября текущего года проект бюджета на следующий год вносится Правительством одновременно в Государственную Думу и Президенту РФ. Проект вносится одновременно с 21 документом, среди которых прогноз социально-экономического развития, пояснительная записка, верхний предел государственного внешнего долга РФ, предложения по минимальному размеру оплаты труда, размеру стипендий и т.д. Проект бюджета рассматривается в трех чтениях, при этом учитывается заключение Счетной палаты, а также поправки, предлагаемые депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов РФ. После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом федеральный закон о федеральном бюджете обнародуется и вступает в силу. Аналогичный порядок действует и для утверждения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Исполняется бюджет через специализированную федеральную службу – Федеральное казначейство, а завершается бюджетный процесс принятием Государственной Думой федерального закона об исполнении федерального бюджета.