Финансово-экономическая служба корпорации и ее функции

Для эффективного функционирования корпорации постоянно совершенствуют организационную структуру управления. Она представляет собой устойчивую к кризисным ситуациям и прочим негативным проявлениям целостную совокупность внутренних обособленных структурных подразделений, расположенных в иерархической последовательности и обусловленных миссией и стратегическими целями, с наличием вертикальных и горизонтальных взаимосвязей, которые установлены в соответствии с законодательными и внутренними корпоративными нормами. Структура отличается высоким уровнем динамизма и адаптированности к возможным изменениям внутренней и внешней среды. Наглядно данное определение подтверждается схемами организационных структур холдинговой компании "Татнефть", "Нестле" и ЗАО "Роспан Интернешнл", приведенными в приложении 1. Как видно из приложения, не на каждой схеме обозначено место финансово-экономической службы.

Финансово-экономическая служба корпорации является самостоятельным структурным подразделением[1]. В крупных корпорациях финансовая служба может быть выделена в самостоятельное структурное подразделение и состоять из нескольких групп, за которыми закреплены определенные функции. Начальник финансово-экономической службы подчиняется непосредственно генеральному директору корпорации. Примерная организационная структура финансово-экономической службы крупной корпорации представлена на рис. 1.6.

Финансовая служба (департамент) в корпорации занимается следующими вопросами:

• управление стоимостью и структурой капитала;

• привлечение денежных средств с финансового рынка;

• планирование и регулирование денежных потоков;

• управление кредитными ресурсами;

• управление валютными ресурсами;

• страхование имущества;

• пенсионные программы;

• дивидендная и инвестиционная политика;

• управление финансовыми рисками;

• управление денежной наличностью и счетами дебиторов;

• прочие финансовые операции.

Наиболее часто функции финансовой службы пересекаются с функциями планово-экономической службы и бухгалтерии (рис. 1.7). Разделение данных функций представлено в приложении 2. Для выполнения этих функций финансовый менеджер должен обладать профессиональными компетенциями (приложение 3) и определенными профессиональными качествами для того, чтобы привести корпорацию к успеху. В результате исследования, проведенного среди руководителей финансовых служб крупных компаний Великобритании, были выявлены следующие основные профессиональные качества финансиста (рис. 1.8).

Рейтинг наиболее важных качеств финансиста, построенный на основе опроса CFO Magazine, несколько отличается от приведенного в табл. 1.11[2].

Из таблицы видно, что от финансиста требуется серьезная теоретическая подготовка в области финансов. Востребованными являются личностные характеристики и стратегическое мышление. Именно их недостает финансовым директорам, по мнению, непосредственного руководства.

Опрос руководителей российских корпораций позволил выявить наиболее востребованные управленческие компетенции финансистов (табл. 1.12). 1

Рис. 1.6. Примерная организационная структура финансово-экономической службы крупной корпорации[3]

Таблица 1.11

Знания и качества финансиста, наиболее важные для CFO (chief financial officer)

Место в рейтинге

Качественный параметр

Качества финансиста, наиболее важные для CFO

1

Финансовые знания

2

Личная честность

3

Умение общаться с людьми

4

Стратегическое мышление

5

Опыт работы в данной отрасли

Навыки и качества, которых недостает финансисту

1

Стратегическое мышление

2

Опыт воспитательной работы

3

Навыки общения

4

Качества руководителя

5

Умение налаживать межличностные отношения

Рис. 1.7 Изменение роли финансиста в управлении бизнесом[4]

Puc. 1.8. Ключевые атрибуты качества профессиональных финансистов

Таблица 1.12

Профессиональные навыки менеджера, наиболее важные для финансиста[2]

Место в рейтинге

Качественный параметр

1

Формирование управленческой команды

2

Стратегическое видение развития бизнеса

3

Способность принимать решения в условиях неопределенности

4

Умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса

5

Способность налаживать и поддерживать конструктивные отношения с внешними сторонами

6

Умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов

7

Детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли)

8

Самодисциплина и организованность

9

Способность к ведению переговоров и убеждению

10

Умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива

Анализ данной таблицы показал, что требования российских работодателей, касающиеся профессиональных навыков, мало чем отличаются от тенденций, выявленных в результате опроса CFO Magazine. Лишь часть требований связана непосредственно со знаниями в области финансов, наиболее значимая часть компетенций относится к управленческой сфере.

Расширение компетенций финансовой службы, и в частности финансового директора, связано с резким возрастанием ее роли и выходом функций далеко за указанные рамки (табл.1.13).

Таблица 1.13

Сферы деятельности, в которых принимают участие финансисты

Качественный параметр

Процент

опрошенных

Развитие бизнеса

54

Управление персоналом

49

Информационные технологии

31

Реинжиниринг

31

Маркетинг/продажи

25

Управление цепочкой поставок

13

Финансовая служба участвует в определении стратегии развития бизнеса, управлении персоналом, в процессах внедрения информационных технологий, реинжиниринге, формировании маркетинговой политики и иных направлениях, так или иначе способных повлиять на результаты деятельности корпорации.