Финансовая политика. Финансовый механизм

Основой деятельности Министерства финансов России является выработка и реализация единой государственной финансовой политики, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы. Финансовая политика – это основанная на финансовом законодательстве систематическая деятельность государства и муниципалитетов, направленная на образование, распределение и использование публичных финансов для осуществления задач и функций государства и его органов.

Субъекты финансовой политики, по сути, совпадают с субъектами управления общественными (централизованными) финансами на федеральном, субфедеральном и местном уровнях. Объекты также идентичны объектам управления; это совокупность многообразных финансовых отношений.

Посредством финансовой политики реализуется регулирующая функция финансов, объективно присущая этой экономической категории. Государство в зависимости от принятой в данной национальной системе концепции своей роли в обществе и экономике строит финансовую политику того или иного типа. Типы финансовой политики хорошо известны и многократно описаны в литературе; это – классическая, плановодирективная и регулирующая политика.

Классическая политика, обоснованная А. Смитом, Д. Рикардо, основана на минимизации вмешательства государства в экономику, использовании рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. В рамках административно- командной экономики формируется планово-директивная политика как инструмент финансового обеспечения государственной власти. Регулирующая политика, адептами которой являются Дж. М. Кейнс и последователи, использует финансовые инструменты для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. В современных условиях подавляющее число развитых стран принимает концепцию разумного воздействия на общественные процессы с помощью регулирующей финансовой политики.

Очевидно, что при выработке финансовой политики государство решает стратегические и тактические цели. Финансовая стратегия реализуется в долговременных, крупномасштабных мероприятиях с сильным резонансным эффектом влияния на общество. Примерами являются пенсионная реформа, антиинфляционные меры структурного характера, финансирование инноваций и модернизации. Тактические мероприятия направлены на решение задач конкретного этапа развития и включают оперативные маневры – изменение ставок налогов, размеров трансфертов, бюджетные преференции и пр. В любой момент государство решает и стратегические, и тактические задачи. Их преемственность и взаимосвязь обеспечивается разными маневрами. К примеру, бюджетная стратегия в России разработана на период до 2023 г. Она конкретизируется путем составления и исполнения оперативных годовых и трехлетних скользящих бюджетов. В 2014 г. внесен законопроект о разработке бюджетных стратегий РФ и субъектов РФ каждые 6 лет на 12 и более лет, стратегий муниципалитетов – каждые 3 года на 6 и более лет.

Глобальная цель современной финансовой политики в РФ – поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития страны. Таким образом, она не является самостоятельной и замкнутой; финансовая политика вписывается в общую концепцию национального развития. Программными документами, определяющими генеральную линию финансовой политики, являются "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года", "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", "Бюджетная стратегия Российской Федерации на период до 2023 года", основные направления бюджетной и налоговой политики, разрабатываемые на три года, ежегодные бюджетные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Цели финансовой политики конкретизируются в ее задачах. На федеральном уровне они формулируются следующим образом:

• обеспечение финансовой безопасности (независимости) государства;

• формирование мощной финансовой системы как надежного базиса для развития национальной экономики, расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы;

• сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях;

• финансовое обеспечение эффективного государственного и муниципального управления;

• проведение бюджетной политики, предусматривающей повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет модернизации бюджетного сектора экономики и реструктуризации бюджетной сети;

• развитие финансового посредничества (фондового, страхового рынков).

Для достижения целей, сформулированных в финансовой политике, Министерство финансов принимает конкретные программы, обеспеченные финансированием. Так, в марте 2013 г. принята государственная программа Российской Федерации "Управление государственными финансами". Ее цель – обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами. Конкретные подпрограммы этой программы, по сути, выражают приоритеты современной финансовой политики. Это долгосрочное финансовое планирование, нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса, организация и осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, обеспечение функционирования и развития налоговой системы, управление государственным долгом и государственными финансовыми активами, развитие международного финансово-экономического сотрудничества России, создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" и др.

Целевыми индикаторами и показателями программы служат объем ненефтегазового дефицита и государственный долг по отношению к ВВП, долгосрочный кредитный рейтинг РФ, индекс открытости бюджета (open budget index). Программа рассчитана на 2013–2020 гг. При условии ее успешной реализации будут созданы стабильные финансовые условия для устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни, обеспечения национальной безопасности. Государственные и муниципальные финансы приблизятся к современным мировым стандартам подотчетности и прозрачности. Это особенно важно в рамках общей концепции Открытого правительства, реализуемой в России.

Не менее важна для России как федерации Государственная программа "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации" (март 2013 г.). Ее цель – обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств субъектов РФ и повышения качества управления государственными финансами субъектов РФ и муниципальными финансами.

Принята также Государственная программа РФ "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра" (февраль 2013 г.). Ее целевыми ориентирами являются увеличение объемов торгов биржевого рынка акций, рост публичных размещений акций на внутреннем рынке, совокупного инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов и накопительного страхования жизни, повышение уровня конкурентоспособности, оцениваемой рейтингами международных финансовых центров Global Financial Centers Index и Xinhua–Dow Jones International Financial Centers Development Index.