Лекция 18. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• формы и источники финансирования инновационных предприятий;

• возможности использования внешних источников финансирования инновационных предприятий;

• специфические формы финансирования инновационного предпринимательства;

• роль венчурного и проектного финансирования организаций, занятых разработкой и реализацией инновационных проектов;

уметь

• находить оптимальное соотношение источников финансирования инновационной деятельности организаций;

• предвидеть возможные риски предприятий в процессе привлечения ими заемных источников финансирования;

• рассчитывать эффект финансового левериджа (рычага) и определять средневзвешенную стоимость источников финансирования;

владеть

навыками экономического анализа структуры источников финансирования;

• основами выбора более привлекательных для конкретного предприятия потенциальных форм финансирования его инновационной деятельности.

Основные формы и источники финансирования инновационной деятельности предприятий малого бизнеса

Эффективность управления инновационной деятельностью всегда вызывает необходимость, во-первых, расчета потребностей в тех средствах, которые необходимы для осуществления этой деятельности (сколько необходимо средств?), во-вторых, глубокого анализа возможных источников ее финансирования (где взять эти средства?).

Определив общую потребность в необходимых денежных средствах, руководство компании анализирует возможные формы и источники финансирования предполагаемого проекта. Их классификация приведена в табл. 18.1.

Таблица 18.1

Финансирование инноваций

Формы финансирования

Источники финансирования

Собственное финансирование инноваций, за счет собственных внутренних и внешних финансовых ресурсов

Уставный капитал (первоначальный, за счет вкладов учредителей-собственников, и привлеченный впоследствии за счет дополнительных взносов учредителей или привлечения новых инвесторов путем продажи им части дополнительных выпусков новых акций)

Прибыль

Амортизационные отчисления

Нематериальные активы

Средства, выплачиваемые страховыми компаниями в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и пр.

Заемное финансирование, за счет заемных финансовых ресурсов.

Государственные и корпоративные облигации

Средства различных кредитных учреждений, в том числе банков (кредиты), и др.

Бюджетное финансирование

Федеральный бюджет

Республиканские бюджеты (бюджеты субъектов РФ)

Местные бюджеты

Внебюджетные фонды

Смешанное финансирование

Средства Бюджетного инвестиционного фонда, созданного в 2005 г.

Денежные средства частных компаний и отдельных инвесторов

Средства закрытых паевых инвестиционных фондов

Инвестиционные ресурсы страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов

Средства зарубежных инвесторов и др.

Безусловно, традиционными, основными источниками финансирования любого проекта являются его заемное и собственное финансирование. По мере развития рыночной экономики могут возникать и развиваться новые формы и источники финансирования проектов. Их структура может меняться в зависимости от изменения конъюнктуры рынка, финансово-экономического положения в стране и мире, финансовой устойчивости организаций и др.

К источникам формирования собственного капитала, кроме прибыли, относятся амортизационные отчисления, направляемые на развитие основных фондов и возмещение нематериальных активов. Благодаря этим отчислениям предприятие может, наряду с другими условиями, осуществлять расширенное воспроизводство и реализовывать принцип самофинансирования.

Собственное финансирование предприятий обеспечивается за счет как внутренних, так и внешних источников финансирования. Способами привлечения собственного капитала могут быть частное и публичное размещение акций среди инвесторов. Частное размещение акций предполагает размещение акций по закрытой подписке одному инвестору или узкому кругу отдельных инвесторов (страховым компаниям, банкам, инвестиционным компаниям, физическим лицам). Последние могут продать приобретенные акции только первоначальным собственникам.

В последние годы для привлечения большего числа инвесторов и соответственно увеличения собственного капитала компании (особенно на заключительной стадии реализации инновационного проекта) широкое распространение стало получать публичное размещение акций среди внешних инвесторов. Под ним понимается размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Организации процесса IPO предшествует решение о преобразовании инновационной компании в открытую публичную корпорацию (going public), что предполагает продажу части акций компании внешним инвесторам (вкладчикам) и выходом впоследствии на открытые рынки. Данный процесс возможен только на заключительном этапе реализации инновационного проекта. Максимальная доля акций компании, обращающихся за рубежом, составляет 25% общего числа выпущенных акций.

Преобразование фирмы в открытую (публичную) корпорацию с выходом на открытые рынки имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

1) возможность диверсифицировать вложения в разные финансовые инструменты;

2) легкость и дешевизна привлечения внешнего финансирования в будущем, так как компания в результате размещения акций на открытых рынках и публикации информации будет известна для потенциальных инвесторов, повысится степень их доверия к компании;

3) вероятная ликвидность ценных бумаг в публичной корпорации, что в закрытом акционерном обществе проблематично: продать внешним инвесторам трудно, а другие соучредители и владельцы компании могут попросту не иметь желания покупать акции своей же компании из-за возможного финансового риска;

4) существенное расширение рынков сбыта продукции, что трудно осуществить в закрытой компании, и др.

Недостатки преобразования фирмы в публичную корпорацию (субъективные сдерживающие факторы):

1) опасение руководства фирмы как владельца утратить над ней реальный контроль;

2) опасность поглощения компании в будущем новыми инвесторами на внешнем рынке через приобретение контрольного пакета акций;

3) большие затраты (особенно для малых инновационных фирм) на составление квартальных и годовых отчетов, публикацию отчетности и раскрытие конфиденциальной информации;

4) неизбежные и достаточно высокие первоначальные затраты по организации IPO: реклама, продвижение бренда компании, оплата финансовых и прочих услуг;

5) высокая оплата услуг андеррайтеров при эмиссии и размещении акций – практически все выпуски ценных бумаг проводятся на условиях гарантированной подписки (соответственно риски банков-андеррайтеров достаточно высоки и, как следствие, оплата рисков (премия за риск), тоже высока. Не случайно инвестиционные банки – андеррайтеры создают зачастую синдикаты в целях минимизации риска, распределяя его среди участников синдиката).

Финансирование проектов за счет IPO позволяет в перспективе надеяться на рост капитализации компании, так как вполне вероятно может повыситься ее кредитный рейтинг, возрасти признание в деловом мире, увеличиться спрос на ее финансовые активы у потенциальных стратегических инвесторов, а в конечном счете увеличиться объем собственного капитала. Его формирование может осуществляться также за счет такого источника финансирования, как государственное распределение бюджетных средств на безвозмездной основе.

Если прибыль и амортизационные отчисления дают возможность предприятию в той или иной мере обеспечивать свою финансовую устойчивость и осуществлять расширенное воспроизводство, то бюджетные источники финансирования инновационных проектов носят глобальный целенаправленный характер и позволяют в большей степени достигать сближения интересов конкретных организаций и государства, предприятий и регионов.

На заключительном этапе реализации интеллектуального потенциала, по мере развития инновационных фирм и преобразования их в открытые акционерные общества, появляется возможность использовать для увеличения собственного капитала такие внешние источники финансирования инноваций в России, как размещение обыкновенных акций за рубежом в виде депозитарных расписок (Depositary receipts – DR). Это сертификаты, подтверждающие права их держателей на определенное количество депозитарных акций. К ним относятся деноминированные в иностранной валюте ценные бумаги, подтверждающие права собственности их владельцев на определенное количество акций иностранной компании, выпускаемых специальным банком – депозитарием страны, в которой осуществляется размещение.

Широкую известность в мире получили американские депозитарные расписки – ADR, впервые выпущенные в обращение еще в 1927 г. Они деноминируются в долларах США и могут выпускаться как в США, так и за их пределами.

В настоящее время все большее распространение получают, в зависимости от рынка хождения: глобальные депозитарные расписки – GDR и европейские депозитарные расписки – EDR (предназначены только для стран зоны евро). Чтобы получить разрешение продавать свои акции в виде депозитарных расписок, инновационная компания (уже будучи открытым акционерным обществом) должна выполнять некоторые условия:

– регистрировать все выпуски акций в ФСФР;

– включать эти акции в виде депозитарных расписок в котировальные листы отечественной биржи – РТС или ММВБ.

В настоящее время на Нью-Йоркской фондовой бирже размещены ADR следующих российских компаний: МТС, "ВымпелКом", "Мечел" и др. На Лондонской фондовой бирже размещены ADR компаний "Лукойл", "Сибнефть", "Сургутнефтегаз", "Ростелеком" и др.

Недостатки заемного финансирования инновационной деятельности предприятий посредством выпуска и размещения депозитарных расписок:

– доступность только крупным и сравнительно известным предприятиям;

– высокая стоимость эмиссии и продажи депозитарных расписок;

– необходимость соблюдения жестких требований и правил в стране размещения и др.

В отличие от простых инвестиционных проектов, инновационные проекты могут быть финансированы при помощи данных источников привлечения капитала преимущественно на завершающей стадии реализации проекта, когда результатами его внедрения станут большие объемы выручки.

Принятие решения о государственном финансировании отдельных инновационных проектов зависит, во-первых, от уровня предполагаемой эффективности этого проекта, во-вторых, от его социальной значимости, в-третьих, от сроков его окупаемости.

В настоящее время бюджетное финансирование проектов (со стороны государства) осуществляется по двум направлениям: во-первых, в рамках программы конкурсного распределения инвестиционных и инновационных ресурсов, во-вторых, в рамках федеральных и республиканских национальных проектов; когда речь идет о каких-либо проектах, имеющих особое значение для социально-экономического развития страны: оборона, связь, научные исследования и т.п.

Такая практика распространена также на региональном уровне, где учитываются экономические и социальные, в том числе экологические, последствия реализации инновационных решений для жителей конкретного региона как субъекта РФ.

К заемным источникам финансирования можно отнести также лизинговое финансирование и ипотечное кредитование. Однако, учитывая их определенные отличия от других источников заемного финансирования, можно рассматривать данные способы привлечения заемного капитала в системе специфических (нестандартных) источников финансирования инноваций.