Лекция 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• принципы и источники финансирования информационно-консультационной деятельности; механизмы ценообразования на информационноконсультационные услуги; методики финансового планирования деятельности ИКС и оценки финансовой эффективности инвестиций в развитие ИКС;

уметь

• составлять финансовые планы деятельности ИКС; определять цену на информационно-консультационные услуги; оценивать эффективность инвестиций в развитие ИКС;

владеть

• приемами поиска источников финансовых средств и их комбинирования для организации финансового обеспечения консультационной деятельности; методикой составления бюджетов ИКС различных уровней; методами определения цен на конкретные информационно-консультационные услуги.

Принципы и источники финансирования деятельности информационно-консультационной службы

Высокая социально-экономическая значимость и эффективность информационно-консультационной деятельности доказана историческим опытом функционирования службы во многих странах мира. Эти вопросы уже рассматривались в гл. 1 и 4, однако важно учитывать, что устойчивое и эффективное функционирование службы, а также ее поступательное развитие невозможны без организации рационального финансирования ее деятельности.

Финансирование ИКС – это совокупность взаимосвязанных действий, направленных на финансовое обеспечение собственно информационно-консультационной и организационной деятельности службы, а также инвестиций в ее развитие.

Совокупность действий для финансирования деятельности службы можно разделить на следующие направления:

• привлечение бюджетных средств;

• исследование внутренних возможностей и подготовка собственных денежных средств для финансирования деятельности службы;

• исследование финансового рынка и получение заемных денежных средств;

• привлечение хозрасчетных поступлений за счет оказания платных услуг;

• поиск и привлечение денежных средств из других источников (гранты, спонсоры и т.п.);

• поиск и подготовка материализованных активов во всех формах (материально-технические ресурсы, здания, оборудование, товары и т.п.) для использования в качестве вклада в текущую деятельность службы и инвестиций в ее развитие.

Принципы финансирования ИКС рассматриваются в единой системе, но при этом отражают различные стороны деятельности службы. Можно выделить три основных принципа:

• соответствие целям и задачам ИКС;

• ориентация на конечный результат;

• окупаемость затрат на услуги.

Если главная цель ИКС заключается в оказании помощи товаропроизводителям в процессе подготовки и принятия управленческих решений, то и при выборе форм и методов финансирования службы следует руководствоваться именно интересами клиентов. При этом необходимо иметь в виду, что клиенты службы, как правило, неоднородны по своим интересам. Большинство товаропроизводителей нацелены на получение максимального дохода от своей деятельности. Однако отдельные клиенты или их группы могут иметь и другие цели: сохранение жизненного уклада, социальное развитие местного сообщества, создание благоприятной окружающей среды и т.п.

Как уже отмечалось в гл. 4, конечный результат функционирования службы выражается через результаты деятельности сельского товаропроизводителя. В то же время интересы самой службы могут вступать в некоторое противоречие с интересами клиентов (особенно в случае платности услуг), т.е. деятельность службы может быть направлена на реализацию своих собственных коммерческих интересов путем извлечения необоснованных дополнительных доходов. Это опасный для службы путь, так как неизбежно ведет к потере доверия клиента и, как следствие, к самоликвидации.

При решении вопроса о выборе источников и об условиях финансирования необходимо ориентироваться на конечные результаты, предпочтительные для клиента. В то же время не следует забывать и об интересах самой службы. Если интересы службы не будут учитываться, то не будет и достаточных финансовых ресурсов для ее развития. А это может привести к сокращению и даже сворачиванию ее деятельности, что в конечном счете скажется отрицательно на результатах деятельности клиентов.

Другими словами, необходимо оптимально сочетать интересы всех участников консультационной деятельности, имея в виду максимальный общий конечный результат.

Следует искать и (или) создавать такие условия финансирования, которые способствовали бы полному возмещению текущих и инвестиционных затрат. Возмещение затрат не означает перевод консультационной деятельности на оказание исключительно платных для клиентов услуг. Затраты могут возмещаться за счет бюджетного финансирования, целевых государственных программ, спонсорской помощи, грантов и других источников финансирования. При финансовом планировании следует осуществлять поиск и сочетать все возможные источники финансирования, в которых условия финансирования в совокупности смогут обеспечить своевременное восполнение затраченных средств (текущая или операционная деятельность) и при необходимости расширение деятельности и развитие службы (инвестиционная деятельность).

В большинстве стран мира консультационная служба создавалась по инициативе государства и долгое время содержалась за счет налогоплательщиков. Разнообразие источников финансирования консультационных служб возникло не так давно, главным образом в результате приватизации государственных организаций и возрастания роли коммерческих компаний, занимавшихся научными исследованиями и распространением знаний в аграрной сфере.

Источники финансирования различают по происхождению капитала:

• прямое бюджетное финансирование (федеральный, региональный и местный бюджеты);

• государственные и негосударственные программы и проекты, в том числе организованные на конкурсной основе;

• хозрасчетные поступления от оказания платных услуг;

• прочие источники финансирования.

Как известно из мировой практики, сельское хозяйство часто является дотационной отраслью. Государственное финансирование консультационной службы можно рассматривать как одну из многочисленных форм дотаций, особенно на стадии формирования ИКС. Причем государственное финансирование предполагает не только простое перераспределение бюджетных средств, оно направлено на развитие отрасли с целью повышения ее эффективности и последующего наполнения бюджета за счет роста абсолютного размера налогооблагаемой базы и самих налогов. Другими словами, вложение государством средств в формирование и развитие ИКС предусматривает соответствующую отдачу. При этом государственная поддержка консультационной инфраструктуры, будучи не прямой, а косвенной формой поддержки аграрного сектора, по условиям членства в ВТО относится к "зеленой корзине" и может использоваться без ограничения. Мировой опыт создания подобных служб подтверждает высокую степень окупаемости данных вложений: исследования показывают, что средняя внутренняя норма доходности (IRR) инвестиций в создание ИКС составляет около 40%[1].

Рассмотрим перечисленные выше источники финансирования.